"Душа видит истину Божию по силе жития"
(прп. Исаак Сирин)
Каждый из нас понимает реальность по мере своего духовного развития - в меру соблюдения всех заповедей Христовых, всех Его Евангельских наставлений, в меру пережитых скорбей.
Духовность определяет всю систему ценностей. Её истинность, правильность наших мыслей, чаяний и дел проверяется Писанием, словами святых Отцов, немногих ныне живущих подвижников благочестия. Искажения и упущения в духовной жизни порождают иллюзии, ошибки, неверные, несостоятельные дела и разочарования.
Духовность также определяет масштаб личности. Можно быть дворником, верно рассуждая обо всём, можно быть главным начальником типа "Клим Ворошилов" - с саблями на танки. А можно - писателем, дерзающим своим плотским, мирским умом постичь судьбы Божии.
"Проект Россия" задел многих, вывел из спячки и заставил думать - в этом несомненная его польза. Первую книгу с соответствующим комментарием можно было бы рекомендовать всем, несмотря на её недостатки. Ближе к концу понятно, ради чего она написана. Если убрать мистический туман, "песочница" авторов (по их же выражению), ограничена решением насущных материальных задач, проблемами управления, политическими реформами, способами формирования и передачи власти. Дух Святой для них не является реальной и главной движущей силой. Общие фразы о заповедях, цитаты из Писания, реденькие упоминания о Церкви лишь сбивают с толку не утверждённых в вере читателей - им "Проект" кажется настоящим откровением.
В первой книге делается попытка объяснить необходимость срочного введения хоть какой-то монархии для управления нашей маловерующей страной - талантливая фантазия скромных анонимов. Тяга к выдумке окончательно оформилась у них в третьей книге - здесь просто фантастика, роман с приключениями.
А между ними - книга вторая, невнятная. Скоро разочаровавшись в монархии, плодовитые авторы в поисках своего устойчивого мировоззрения и новой национальной идеи выдумывают план некоей элитной, "хорошей" партии. Опыт нацистской Германии и КПСС анонимщиков ничему не учит.
Всё вместе представляет собой кашу, которая называется плотским мудрованием (Рим 8, 6) и лжеименным разумом (1 Тим 6, 20).
Масштаб проблемы на самом деле больше, а способы решения - духовно выше, чем видят авторы и большинство читателей. Вопрос - что делать? - остаётся открытым.
Недавно почивший старец Паисий Святогорец, канонизация которого готовится на Афоне, на него отвечает так: "Просите и дастся вам. Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу". "Для того, чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном случае помогать они не будут. "Хочешь ли цел быти?" - спросил расслабленного Христос (см. Ин 5, 6). Если человек не хочет, то Бог это чтит".
Чтит, но для нашего же спасения попускает по грехам и неверию нашему правителей, инородцев, беды, войны, катаклизмы. Задача у Бога такая - Он не страны и режимы спасает, а души.
Россия погибает, но не от плохой демократии, как написано в "Проекте" или от нашествия азиатов. Это - бич Божий, видимая часть нашей жизни, следствие событий, происходящих в духовном плане.
Россия погибает от несоблюдения поста среды и пятницы, - слова, которые приписывают прп. Серафиму Саровскому. Зайдите Великим постом в любой гастроном. Кто продает и покупает колбасу? Таджики? Нет, наши как бы русские соотечественники. Мелочь? За нарушение поста Адам был изгнан из Рая.
Ещё пример. Св. Иоанн Власатый говорил, что за пьянство и разврат Бог попустит нашествие инородцев в Россию. Очевидно, что лучшей миграционной политикой будет возвращение общества к нравственным нормам, а началом возрождения Руси будет жизнь народа по заповедям и церковному уставу.
Это верующему очевидно, а чтобы маловеру понять, ему нужен духовный труд: пост, постоянное изучение Писания, св. Отцов, опыт терпения вольных или данных от Бога скорбей (см. Лк 21, 19) вкупе с церковной жизнью - службы, исповедь, причастие. Так стяжается дух, обретается истинная духовность; так происходит нормальное постижение себя, Православия и окружающей реальности. Так постепенно человек сможет различать добро и зло, важное и второстепенное, давать советы другим - если спросят. Евангелие учит: сначала вытащи бревно из своего глаза, очисти себя (см. Мф 23, 26). Тогда, когда это полезно будет подвизающемуся, Бог откроет ему Свои истины - по мере заставления (выражение И.Ильина), принуждения человеком самого себя жизни по духу, по заповедям. Духовное делание без такого принуждения и терпения немного стоит.
Но ведь авторы "Проекта" тоже говорят о необходимости выполнения заповедей? Да, говорят - общими словами. Значительная часть наших соотечественников выполнение заповедей понимает туманно, в пределах уголовного кодекса - "не убий" и "не укради". Какие они - ветхозаветные заповеди и новозаветные наставления Христа, как их выполнять в современной реальности - мало кого волнует. Но понять их, объяснить и сделать - только часть задачи.
"Тщательное исполнение заповедей Христовых, - говорит прп. Симеон Новый Богослов, - научает человека его немощи". Вот, где задача! Заповедями Господь не только научает нас доброделанию, но, если выполнять их как следует, - смиряет и учит молитве, учит постоянному обращению за помощью к Себе. "Ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин 15, 5). Ничего! Ни заповеди соблюдать, ни Родине помочь, ни даже книгу толком написать - не можем.
Без содействия Духа Святаго любые проекты - просто шум, борьба с тишиной.
Спасение нашей Державы - это спасение её граждан, каждого из нас. Именно для этого Христос создал Церковь. Опытно путём спасения прошли многие - те, кого Бог и Церковь признали святыми. Преподобный Серафим давно сказал, что нужно делат: Стяжи Дух мирен - и с тобой спасутся тысячи. Чтобы дело Божие делалось, необходим духовный труд каждого (см. выше) и Его помощь. Надо искать Его воли, Его поддержки, для чего в первую очередь и всегда - молиться (см. 1 Фес 5, 1). "Всё неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой", - утверждает старец Паисий. Далее он говорит: "Человек может желать духовного преуспеяния, (возрождения России - А.Б.), может просить Бога дать ему любовь, молитву, послушание и все добродетели. Но мы должны твёрдо знать, это должно хорошо отложится у нас в голове, что, как бы мы ни трудились, Бог никогда нам ничего этого не даст, если мы прежде не смиримся".
Нужно поставить себя в подобающее, зависимое от Бога положение и - просить, как неразумные дети просят доброго, справедливого и сильного Отца.
Но Он грешников не слушает. Чтобы быть услышанным, необходима серьёзная исповедь. Надо, наконец, повзрослеть и перестать искать неких сторонних виновников наших бед; надо смириться, признать, что это МЫ виноваты, из-за нас Бог наказывает Россию и каяться каждому в своих грехах. Митрополит Иоанн (Снычев) в работе "Путь ко спасению" пишет (будто специально для авторов "Проекта"): "Мы сами, со своими пороками и страстями, властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием, - причина всех бед!".
Для исповеди нужны искренность и опять же пост. Без него человек не видит своих прегрешений, толком не понимает происходящее, а если нет осознания греха - нет ни исповеди, ни покаяния. Ведь покаяние - это не только раскаяние, но - главное - постоянная работа над собой, изменение себя (метанойя - греч.), это единственный путь, который каждого из нас соединяет со Христом.
Он - Победитель ада. Имея в себе Христа, покаяние, говоря словами старца Паисия, содействует исчезновению зла. Это трудно понять, ещё труднее сделать, но если мы христиане и действительно хотим искоренить зло, то должны пользоваться данным от Бога оружием.
С чего начать? Верность Христу не только в больших битвах доказывается, но прежде всего в делах малых (см. Лк 16, 10): в соблюдении утреннего и вечернего правила, церковного устава служб и постов, правдивости всегда и во всем, всегдашнего желания помочь ближнему. Прп. Макарий Великий говорит: "Надлежит понуждать себя, даже против воли сердца, к любви, - если кто не имеет любви; к кротости, - если кто не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы быть милосердным, чтобы терпеть пренебрежение, когда пренебрегают, не приходить в негодование, когда уничижают; надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и, против воли сердца, с усилием обуздывает себя, даст ему истинную любовь, истинную кротость, истинную доброту и истинную духовную молитву". Эти дела веры, терпение и труд по изменению себя пусть будут началом настоящего, спасительного, деятельного покаяния.
"Покаяние и исповедь - вот, что нужно сегодня", - говорит старец Паисий ("Слова", т.2, стр. 362). К этому призывал Россию св. прав. Иоанн Кронштадтский. Спасительность покаяния красной нитью вплетена в проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), почившего о. Иоанна (Крестьянкина). Хочешь, чтобы человек спасся - говори с ним о покаянии, утверждают Отцы. Хочешь, чтобы он погиб - говори с ним о чём угодно, только не о покаянии - и он погибнет, рассеется, утонет в ненужных, полуправдивых и даже правдивых, но малозначимых делах.
В "Проекте" вообще ничего не сказано о силе покаяния - надо думать, в меру "жития" авторов. Несмотря на частое упоминание Бога, предлагаемые ими рецепты спасения России по сути не духовные, а значит - не живые. Ладно бы сочиняли как раньше - на кухне, для узкого круга подходящей "элиты". (Хотя тоже жалко. Всякому знакомому с православием человеку понятно, что поощрять элитарность, особое избранничество, мессианство - это питать гордыню, души губить).
Страшное дело - щедро финансируемый многосерийный "Проект" висит в Интернете, загрузил полки книжных магазинов и даже бесплатно распространяется, где только можно. Масштабная иллюстрация к словам старца Паисия Святогорца: каждый делает то, что взбредет ему в голову. Богу люди действовать не дают, не прибегают к молитве, чтобы Он ответил через нее.
О молитве, как основе и стержне любого дела, "Проект" фактически молчит. Зато есть неправославная, а значит - неточная, неверная трактовка нескольких ключевых событий в истории Святой Руси.
Евпатий Коловрат был верующим человеком и воевал по заповеди "за други своя", за православные святыни, за Дом Пречистыя Богородицы, как тогда именовалась Русь, а не просто захотелось ему умереть, как пишут авторы. Потому и дана была его малочисленному войску сила многая, сила Божия. Во славу Его!
Минин и Пожарский шли на Москву через Ярославль, чтобы заручиться, как должно, благословением и молитвами прп. Иринарха, известного своей высокой жизнью. Узнав через него волю Божию и получив благословение, двинулись на Москву. Перед решающей битвой был объявлен трёхдневный сухой пост без еды и питья, как в Ниневии (о чем авторы не упоминают), с усердными молитвами пред чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери. И победили! Накануне, до сражения, ночью прп. Сергий Радонежский явился в Кремле архиепископу Арсению (см. акафист Казанской иконе) и молвил: "Арсений, ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих (кн. Пожарского - А.Б.) и Россия будет спасена".
Вот так - молитвой и постом (см. Мф 17, 21), предстательством святых и Божией Матери, милостивый Господь дал возможность и силу разбить поляков и многочисленные неуправляемые банды казаков и наших соотечественников-ополченцев.
Ничего не говорится в "Проекте" и о важнейшем событии Смутного времени - покаянном чине патриархов Иова и Гермогена, с которого, по сути, зачинались победа 1612 года и новая, романовская Россия.
Конечно, на войне рубят и стреляют. Но не стяжав дух, не заручившись помощью Божией, врага не победить (тем более - бесов). "Молись Богу, от Него победа", - говорил великий Суворов, которого трудно упрекнуть в бездеятельности и уповании только на Бога. Святой жизни полководец знал, как побеждать, чего не скажешь о "проектировщиках".
Однако, они правы в оценке ситуации: весь мир стоит перед большими потрясениями. Помилует ли Господь Россию, зависит от нашей духовной жизни и Его воли. Волю Божию можно преклонить смирением и молитвой, той же духовной жизнью. Но нет её! И мало этим не озабочен, включая священнослужителей. Делателей мало. Отец Александр Захаров выпустил свою книжицу, как хвалебный дайджест "Проекта" под названием "Кому будем служить?". Ответ на этот вопрос прост. У священников и писателей - очень большая ответственность. Если они не будут служить Христу, будут - антихристу.
Многие уже служат. Создаётся самая коварная ложь нашего лукавого времени - кривая, неполная, поддельная правда. "Кто... не принял внутрь себя Царствия Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем" (свт. Игнатий Брянчанинов).
Цель христианской жизни любого человека и всякого народа - Царство Небесное. Но и царство земное тоже надо заслужить. Если серьёзно говорить о настоящем Царе, чтобы Господь его дал, надо вести людей через воцерковление к покаянию и молитве - Бога просить. Все попытки царя выдумать, выбрать или назначить путём партийного голосования - от лукавого. Тут не выборы под крышей "земского собора" нужны ("а вы, друзья, как ни садитесь"...), но действие Духа Святаго. Им же существуем, вразумляемся, творим и побеждаем!
Если воспользоваться терминологией авторов "Проекта", представитель нашей настоящей элиты - русских святых - прп. Серафим Вырицкий говорил, что для спасения России нужно только одно: всем встать на колени и просить у Бога прощения. Он что - устарел или недостаточно герой? Почти современник, но его героизм - в другом, гораздо более высоком измерении. Здесь русский дух! Здесь "Господи, помилуй" какой-нибудь сельской бабушки, с верою молящейся, может оказаться весомей гомона всего столичного бомонда, а усердная молитва в Саровском лесу - решить исход Отечественной войны.
Евпатии коловраты, минины и пожарские, суворовы и ушаковы скоро будут востребованы в третьей мировой войне, её дыхание близко. Уже сейчас будущих героев и святых надо крестить, исповедовать, причащать, наставлять в молитве, учить стяжанию Духа. Учить не пустыми баснями, а правдивой Церковной историей, своим личным примером и настоящей духовной жизнью. Кроме нас - некому.