Что делать?

Небольшой комментарий к "Проекту Россия"

Новости Москвы 
0
450
Время на чтение 9 минут

"Душа видит истину Божию по силе жития"
(прп. Исаак Сирин)



Каждый из нас понимает реальность по мере своего духовного развития - в меру соблюдения всех заповедей Христовых, всех Его Евангельских наставлений, в меру пережитых скорбей.

Духовность определяет всю систему ценностей. Её истинность, правильность наших мыслей, чаяний и дел проверяется Писанием, словами святых Отцов, немногих ныне живущих подвижников благочестия. Искажения и упущения в духовной жизни порождают иллюзии, ошибки, неверные, несостоятельные дела и разочарования.

Духовность также определяет масштаб личности. Можно быть дворником, верно рассуждая обо всём, можно быть главным начальником типа "Клим Ворошилов" - с саблями на танки. А можно - писателем, дерзающим своим плотским, мирским умом постичь судьбы Божии.

"Проект Россия" задел многих, вывел из спячки и заставил думать - в этом несомненная его польза. Первую книгу с соответствующим комментарием можно было бы рекомендовать всем, несмотря на её недостатки. Ближе к концу понятно, ради чего она написана. Если убрать мистический туман, "песочница" авторов (по их же выражению), ограничена решением насущных материальных задач, проблемами управления, политическими реформами, способами формирования и передачи власти. Дух Святой для них не является реальной и главной движущей силой. Общие фразы о заповедях, цитаты из Писания, реденькие упоминания о Церкви лишь сбивают с толку не утверждённых в вере читателей - им "Проект" кажется настоящим откровением.

В первой книге делается попытка объяснить необходимость срочного введения хоть какой-то монархии для управления нашей маловерующей страной - талантливая фантазия скромных анонимов. Тяга к выдумке окончательно оформилась у них в третьей книге - здесь просто фантастика, роман с приключениями.

А между ними - книга вторая, невнятная. Скоро разочаровавшись в монархии, плодовитые авторы в поисках своего устойчивого мировоззрения и новой национальной идеи выдумывают план некоей элитной, "хорошей" партии. Опыт нацистской Германии и КПСС анонимщиков ничему не учит.

Всё вместе представляет собой кашу, которая называется плотским мудрованием (Рим 8, 6) и лжеименным разумом (1 Тим 6, 20).

Масштаб проблемы на самом деле больше, а способы решения - духовно выше, чем видят авторы и большинство читателей. Вопрос - что делать? - остаётся открытым.

Недавно почивший старец Паисий Святогорец, канонизация которого готовится на Афоне, на него отвечает так: "Просите и дастся вам. Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу". "Для того, чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном случае помогать они не будут. "Хочешь ли цел быти?" - спросил расслабленного Христос (см. Ин 5, 6). Если человек не хочет, то Бог это чтит".

Чтит, но для нашего же спасения попускает по грехам и неверию нашему правителей, инородцев, беды, войны, катаклизмы. Задача у Бога такая - Он не страны и режимы спасает, а души.

Россия погибает, но не от плохой демократии, как написано в "Проекте" или от нашествия азиатов. Это - бич Божий, видимая часть нашей жизни, следствие событий, происходящих в духовном плане.

Россия погибает от несоблюдения поста среды и пятницы, - слова, которые приписывают прп. Серафиму Саровскому. Зайдите Великим постом в любой гастроном. Кто продает и покупает колбасу? Таджики? Нет, наши как бы русские соотечественники. Мелочь? За нарушение поста Адам был изгнан из Рая.

Ещё пример. Св. Иоанн Власатый говорил, что за пьянство и разврат Бог попустит нашествие инородцев в Россию. Очевидно, что лучшей миграционной политикой будет возвращение общества к нравственным нормам, а началом возрождения Руси будет жизнь народа по заповедям и церковному уставу.

Это верующему очевидно, а чтобы маловеру понять, ему нужен духовный труд: пост, постоянное изучение Писания, св. Отцов, опыт терпения вольных или данных от Бога скорбей (см. Лк 21, 19) вкупе с церковной жизнью - службы, исповедь, причастие. Так стяжается дух, обретается истинная духовность; так происходит нормальное постижение себя, Православия и окружающей реальности. Так постепенно человек сможет различать добро и зло, важное и второстепенное, давать советы другим - если спросят. Евангелие учит: сначала вытащи бревно из своего глаза, очисти себя (см. Мф 23, 26). Тогда, когда это полезно будет подвизающемуся, Бог откроет ему Свои истины - по мере заставления (выражение И.Ильина), принуждения человеком самого себя жизни по духу, по заповедям. Духовное делание без такого принуждения и терпения немного стоит.

Но ведь авторы "Проекта" тоже говорят о необходимости выполнения заповедей? Да, говорят - общими словами. Значительная часть наших соотечественников выполнение заповедей понимает туманно, в пределах уголовного кодекса - "не убий" и "не укради". Какие они - ветхозаветные заповеди и новозаветные наставления Христа, как их выполнять в современной реальности - мало кого волнует. Но понять их, объяснить и сделать - только часть задачи.

"Тщательное исполнение заповедей Христовых, - говорит прп. Симеон Новый Богослов, - научает человека его немощи". Вот, где задача! Заповедями Господь не только научает нас доброделанию, но, если выполнять их как следует, - смиряет и учит молитве, учит постоянному обращению за помощью к Себе. "Ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин 15, 5). Ничего! Ни заповеди соблюдать, ни Родине помочь, ни даже книгу толком написать - не можем.

Без содействия Духа Святаго любые проекты - просто шум, борьба с тишиной.

Спасение нашей Державы - это спасение её граждан, каждого из нас. Именно для этого Христос создал Церковь. Опытно путём спасения прошли многие - те, кого Бог и Церковь признали святыми. Преподобный Серафим давно сказал, что нужно делат: Стяжи Дух мирен - и с тобой спасутся тысячи. Чтобы дело Божие делалось, необходим духовный труд каждого (см. выше) и Его помощь. Надо искать Его воли, Его поддержки, для чего в первую очередь и всегда - молиться (см. 1 Фес 5, 1). "Всё неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой", - утверждает старец Паисий. Далее он говорит: "Человек может желать духовного преуспеяния, (возрождения России - А.Б.), может просить Бога дать ему любовь, молитву, послушание и все добродетели. Но мы должны твёрдо знать, это должно хорошо отложится у нас в голове, что, как бы мы ни трудились, Бог никогда нам ничего этого не даст, если мы прежде не смиримся".

Нужно поставить себя в подобающее, зависимое от Бога положение и - просить, как неразумные дети просят доброго, справедливого и сильного Отца.

Но Он грешников не слушает. Чтобы быть услышанным, необходима серьёзная исповедь. Надо, наконец, повзрослеть и перестать искать неких сторонних виновников наших бед; надо смириться, признать, что это МЫ виноваты, из-за нас Бог наказывает Россию и каяться каждому в своих грехах. Митрополит Иоанн (Снычев) в работе "Путь ко спасению" пишет (будто специально для авторов "Проекта"): "Мы сами, со своими пороками и страстями, властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием, - причина всех бед!".

Для исповеди нужны искренность и опять же пост. Без него человек не видит своих прегрешений, толком не понимает происходящее, а если нет осознания греха - нет ни исповеди, ни покаяния. Ведь покаяние - это не только раскаяние, но - главное - постоянная работа над собой, изменение себя (метанойя - греч.), это единственный путь, который каждого из нас соединяет со Христом.

Он - Победитель ада. Имея в себе Христа, покаяние, говоря словами старца Паисия, содействует исчезновению зла. Это трудно понять, ещё труднее сделать, но если мы христиане и действительно хотим искоренить зло, то должны пользоваться данным от Бога оружием.

С чего начать? Верность Христу не только в больших битвах доказывается, но прежде всего в делах малых (см. Лк 16, 10): в соблюдении утреннего и вечернего правила, церковного устава служб и постов, правдивости всегда и во всем, всегдашнего желания помочь ближнему. Прп. Макарий Великий говорит: "Надлежит понуждать себя, даже против воли сердца, к любви, - если кто не имеет любви; к кротости, - если кто не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы быть милосердным, чтобы терпеть пренебрежение, когда пренебрегают, не приходить в негодование, когда уничижают; надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и, против воли сердца, с усилием обуздывает себя, даст ему истинную любовь, истинную кротость, истинную доброту и истинную духовную молитву". Эти дела веры, терпение и труд по изменению себя пусть будут началом настоящего, спасительного, деятельного покаяния.

"Покаяние и исповедь - вот, что нужно сегодня", - говорит старец Паисий ("Слова", т.2, стр. 362). К этому призывал Россию св. прав. Иоанн Кронштадтский. Спасительность покаяния красной нитью вплетена в проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), почившего о. Иоанна (Крестьянкина). Хочешь, чтобы человек спасся - говори с ним о покаянии, утверждают Отцы. Хочешь, чтобы он погиб - говори с ним о чём угодно, только не о покаянии - и он погибнет, рассеется, утонет в ненужных, полуправдивых и даже правдивых, но малозначимых делах.

В "Проекте" вообще ничего не сказано о силе покаяния - надо думать, в меру "жития" авторов. Несмотря на частое упоминание Бога, предлагаемые ими рецепты спасения России по сути не духовные, а значит - не живые. Ладно бы сочиняли как раньше - на кухне, для узкого круга подходящей "элиты". (Хотя тоже жалко. Всякому знакомому с православием человеку понятно, что поощрять элитарность, особое избранничество, мессианство - это питать гордыню, души губить).

Страшное дело - щедро финансируемый многосерийный "Проект" висит в Интернете, загрузил полки книжных магазинов и даже бесплатно распространяется, где только можно. Масштабная иллюстрация к словам старца Паисия Святогорца: каждый делает то, что взбредет ему в голову. Богу люди действовать не дают, не прибегают к молитве, чтобы Он ответил через нее.

О молитве, как основе и стержне любого дела, "Проект" фактически молчит. Зато есть неправославная, а значит - неточная, неверная трактовка нескольких ключевых событий в истории Святой Руси.

Евпатий Коловрат был верующим человеком и воевал по заповеди "за други своя", за православные святыни, за Дом Пречистыя Богородицы, как тогда именовалась Русь, а не просто захотелось ему умереть, как пишут авторы. Потому и дана была его малочисленному войску сила многая, сила Божия. Во славу Его!

Минин и Пожарский шли на Москву через Ярославль, чтобы заручиться, как должно, благословением и молитвами прп. Иринарха, известного своей высокой жизнью. Узнав через него волю Божию и получив благословение, двинулись на Москву. Перед решающей битвой был объявлен трёхдневный сухой пост без еды и питья, как в Ниневии (о чем авторы не упоминают), с усердными молитвами пред чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери. И победили! Накануне, до сражения, ночью прп. Сергий Радонежский явился в Кремле архиепископу Арсению (см. акафист Казанской иконе) и молвил: "Арсений, ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих (кн. Пожарского - А.Б.) и Россия будет спасена".

Вот так - молитвой и постом (см. Мф 17, 21), предстательством святых и Божией Матери, милостивый Господь дал возможность и силу разбить поляков и многочисленные неуправляемые банды казаков и наших соотечественников-ополченцев.

Ничего не говорится в "Проекте" и о важнейшем событии Смутного времени - покаянном чине патриархов Иова и Гермогена, с которого, по сути, зачинались победа 1612 года и новая, романовская Россия.

Конечно, на войне рубят и стреляют. Но не стяжав дух, не заручившись помощью Божией, врага не победить (тем более - бесов). "Молись Богу, от Него победа", - говорил великий Суворов, которого трудно упрекнуть в бездеятельности и уповании только на Бога. Святой жизни полководец знал, как побеждать, чего не скажешь о "проектировщиках".

Однако, они правы в оценке ситуации: весь мир стоит перед большими потрясениями. Помилует ли Господь Россию, зависит от нашей духовной жизни и Его воли. Волю Божию можно преклонить смирением и молитвой, той же духовной жизнью. Но нет её! И мало этим не озабочен, включая священнослужителей. Делателей мало. Отец Александр Захаров выпустил свою книжицу, как хвалебный дайджест "Проекта" под названием "Кому будем служить?". Ответ на этот вопрос прост. У священников и писателей - очень большая ответственность. Если они не будут служить Христу, будут - антихристу.

Многие уже служат. Создаётся самая коварная ложь нашего лукавого времени - кривая, неполная, поддельная правда. "Кто... не принял внутрь себя Царствия Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем" (свт. Игнатий Брянчанинов).

Цель христианской жизни любого человека и всякого народа - Царство Небесное. Но и царство земное тоже надо заслужить. Если серьёзно говорить о настоящем Царе, чтобы Господь его дал, надо вести людей через воцерковление к покаянию и молитве - Бога просить. Все попытки царя выдумать, выбрать или назначить путём партийного голосования - от лукавого. Тут не выборы под крышей "земского собора" нужны ("а вы, друзья, как ни садитесь"...), но действие Духа Святаго. Им же существуем, вразумляемся, творим и побеждаем!

Если воспользоваться терминологией авторов "Проекта", представитель нашей настоящей элиты - русских святых - прп. Серафим Вырицкий говорил, что для спасения России нужно только одно: всем встать на колени и просить у Бога прощения. Он что - устарел или недостаточно герой? Почти современник, но его героизм - в другом, гораздо более высоком измерении. Здесь русский дух! Здесь "Господи, помилуй" какой-нибудь сельской бабушки, с верою молящейся, может оказаться весомей гомона всего столичного бомонда, а усердная молитва в Саровском лесу - решить исход Отечественной войны.

Евпатии коловраты, минины и пожарские, суворовы и ушаковы скоро будут востребованы в третьей мировой войне, её дыхание близко. Уже сейчас будущих героев и святых надо крестить, исповедовать, причащать, наставлять в молитве, учить стяжанию Духа. Учить не пустыми баснями, а правдивой Церковной историей, своим личным примером и настоящей духовной жизнью. Кроме нас - некому.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Бардиж
Пока ходят крестные хода, войны не будет
Доклад на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 26 января 2016 г.
31.01.2016
«В который раз убеждаемся в объединяющей силе пешего крестного хода»
Андрей Бардиж о продолжающемся молитвенном шествии по маршруту «Севастополь-Керчь-Смоленск»
25.06.2015
«Наше шествие – это попытка пройти вдоль границ с Украиной с молитвой о мире»
Организатор многодневного пешего Крестного хода Севастополь-Керчь-Смоленск Андрей Бардиж о трудностях и испытаниях в нелегком пути
03.06.2015
Духовная оборона Отечества
Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня преставления св. равноап. Великого Князя Владимира, Андрея Бардижа
01.04.2015
Все статьи Андрей Бардиж
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
12.11.2024 21:01
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41