Представьте, собрались три товарища лет через 15 после школы. Один в армии не был совсем, но кино про войну смотрит, книжки читает, любит помечтать. Другой на срочной побывал - где-нибудь при штабе. Третий в Чечне служил, из Донбасса недавно вернулся. Говорят они о вере, долге, войне, ответственности. Используют вроде бы одинаковые слова, но смысл этих слов и содержание, - разное. Потому что у них разный жизненный, боевой и духовный опыт. Как у нас сейчас. Мы все будем говорить о крестных ходах, но по-разному.
Мы с перерывами участвуем и проводим крестные хода 15 лет (Ныроб - Ганина Яма 2001, Екатеринбург-Кострома 2002 и 2013гг, Курск- Дивеево 2003, Псков-Прохоровка 2004, Прохоровка-Куликово поле 2005г., Севастополь-Керчь-Смоленск 2015). Были ещё несколько одно-двухдневных и разработанных больших, но по каким-то причинам несостоявшихся или частично состоявшихся проектов. Всегда - по старческим, архиерейским и патриаршим благословениям. Каждый из них уникальный, другой, по иному поводу и новому маршруту, каждый со своими особенностями.
Опросы ВЦИОМ говорят: около 2/3 россиян беспокоит реальность близкой войны, почти столько же переживают о кризисе, потере работы, о здоровье близких, детей и внуков, многие переезжают, и у людей нет жилья - разные проблемы. Вокруг много говорят об ИГИЛ, курсе валют, абортах, ИНН, проблемах Украины, беженцев, Сирии и т.д. Много вокруг проблем, а причина у всех одна - мои и наши с вами грехи.
«Никто бы не остался язычником, если бы мы были христиане как следует» - замечательная мысль свт Иоанна Златоуста. Если бы мы были настоящие христиане, вокруг нас все тоже стали бы православными - католики, ваххабиты, папуасы, учёные. В Думе все депутаты без исключения были бы православные и законы предлагали бы разумные и справедливые, верховные правители были бы по Российскому по закону о престолонаследии - цари.
Но этого нет. Из-за нас. Причина катастроф, экономических кризисов, военных конфликтов одна - грехи. Аборты, пьянство, наркомания, безверия живут на нашей земле, не уменьшаются, а усиливаются с каждым годом - из-за нас. Беды, которые происходят внутри страны, на наших дальних и ближних границах говорят об одном: это происходит по нашей вине, нам самим надо каяться и меняться. «Самый малый грех каждого человека влияет на судьбу мира» - сказал прп Силуан Афонский. Что требуется от нас - быть христианином на деле.
По святым отцам (прп. Серафим Саровский), цель христианской жизни - стяжание благодати. Эта же самая цель - в крестных ходах. Восприятие и действие благодати обеспечивается выполнением заповедей и Церковных уставов. Других способов спасения нет, никогда не было и не будет. Мы должны соблюдать уставы, правила, заповеди не как самоцель, непонятный внешний обряд, а как средство стяжания благодати. От неё зависит «нормальность» или ненормальность нашей жизни, возможность войны, её жестокость и сроки.
«Пока ходят крестные хода, войны не будет». Впервые это сказал в Одессе схиархимандрит Иона (Игнатенко), я сам слышал несколько раз от старцев. Обращаю внимание на два слова: «ходят» (т.е. пешком) и «крестные хода». По церковным определениям (правилам, уставам) крестным ходом называется именно пешее шествие архиереев, священников мирян с иконами, святынями, хоругвями и молитвой - всё равно час, день или месяц он идёт. Крестный ход «воюет» благодатью, когда она в нём есть. Он организуется и проводиться ради неё.
Первая особенность многодневного крестного хода - «Царство Небесное нудится», силою, усилиями берётся. Должно быть не просто внешне похожее действо, должно быть по-настоящему трудно - ради Христа, должно быть настоящее крестоношение, реальное шествование за Христом на Голгофу. За два-три месяца пешего движения будет достаточно трудностей быта, непонимания, непогоды, физической немощи, необходимость каждодневно заставлять себя утром вставать и идти «на амбразуру» потому что так надо. Бывает, потому, что больше некому, например, нести икону.
Крестный ход есть свидетельство веры, а свидетели - мученики. Нужно хотя бы немного пострадать, потерпеть за Христа. «терпением вашим стяжите души ваши»- это вторая особенность.
То и другое есть в любых крестных ходах, но в многодневных проявляется особенно зримо. Преп. Анатолий Оптинский (Зерцалов) в одном из писем пишет: «По теории... в церкви поучают, что надо терпеть... Слово Божие, говорит: «даждь кровь и прими дух», а наша ученость хитрит: нельзя ли уловить «духа» так, чтобы не портить крови? Не уловит. А мудрость <Божия> ищет, толкает, зовет, зовет не к мечтательной жизни, а к истине... Потому-то и учит апостол: «искушение соделывает терпение...». Нам же хочется как-нибудь объехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя!»
«Даждь кровь, - говорит практика... духовной жизни» (прп. Анатолий), - и это главное отличие долгих пеших кр ходов. Через многочисленные трудности, искушения, потом и кровью стяжается терпение, смирение и благодать. Как видим, прп. Анатолий (и не он один) говорит, что это единственно правильный путь жизни вообще всякого человека. В наших крестных ходах ноги буквально стираются в кровь по многу раз, в коротких крестных ходах этого не бывает просто по времени.
Мы всегда ходим с Иисусовой молитвой: Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Третье отличие - молитва «едиными усты и единым сердцем». Надо выстроить удобный шаг, ритм, петь молитву хором, мужчины и женщины на антифон. Без общей молитвы вслух или неправильно организованной идти намного тяжелее.
Если человек идёт с молитвой, трудиться в поте лица, стирает ноги в кровь, отдаёт Богу свои силы, время, безкорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть - это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал нам один архиерей в своей проповеди, за участие в таком крестном ходе, за терпение во славу Божию вольных страданий и скорбей, Бог прощает многие грехи.
Конечно, любое участие - хорошо, но ведь есть разница - поясной поклон сделать, головой кивнуть или сотню земных поклонов с покаянными слезами положить, с пролитыми за Христа потом и кровью?
Здесь далеко не всегда бывает радостно и хорошо. Долгий Крестный ход приносит глубокую усталость, полное обезсиливание. Часто только на полном истощении сил, когда человек почти отчаялся, но не сломался, Господь утешит и ответит на наши просьбы, ведь Он обещал «Сила Моя в немощи совершается»!
«Оставь всё и иди за Мной» - важная особенность. Оставив семью, детей, внуков, огород, работу, они, нередко неожиданно даже для себя, решились и смогли пройти свой путь, пытаясь жить по Евангелию, пытаясь достучаться до Бога своей молитвой.
Ещё одна задача многодневного крестного хода - сформировать общину, настоящий единый церковный организм. В больших ходах и на коротких маршрутах, она, как правило, не успевает сложиться.
Становление общины очень важный и сложный процесс, когда люди до того совершенно незнакомые, разных профессий, разных возрастов из разных регионов и епархий начинают притираться друг к другу, соединяться во Христе. Они учатся молиться друг с другом, помогать друг другу, делиться последним, плечо подставлять, буквально «носить бремена друг друга». Это то, к чему нас призывают пастырские проповеди, хорошие книги. Но на практике, к сожалению, встречается не так часто. А в крестном ходе это происходит каждый день. И поскольку всё делается на пределе сил, сразу видно, кто есть кто на деле. Господь ценит не то, что нам легко даётся, а наши усилия, особенно, когда устал, и всё болит, и ничего не хочется делать. Вот за это, за молитвенный труд в терпении и смирении, за веру, доказанную делом, Богом даётся право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат.
Крестный ход есть коллективный, публичный, деятельный призыв к покаянию, мольба о помиловании, борьба за нас всех, за Россию. Пока мы не изменимся, ничего не изменится - ни на внешних границах, ни внутри страны. К слову, после последнего крестного хода, как видим, поутихла война на Украине. Благодаря не только нашим усилиям, конечно, а всей Церкви, но и крестные хода тоже своё дело делают.
Мне кажется, что люди любят их за искренность. В современной жизни слишком много расчётливости, лукавства, лжи, предательств, малодушия, пустых разговоров, фальши, выгоды. А здесь этого «добра» гораздо меньше - нет почвы. И здесь мы получаем общение с единомышленниками, главное, мы получаем очень короткую связь с Богом. Тут человек проявляется какой он есть на самом деле, бывает, самым неожиданным образом - неожиданным для себя.
Ты сам себе казался таким правильным, хорошим, умным, духовным, ну просто очень православным, редко - в чём-то немножко плохим. И вдруг, когда ты, сосредоточившись на деле веры, в постоянном напряжении идёшь и молишься, преодолеваешь трудности непрерывного каждодневного пешего движения в любую погоду независимо от самочувствия, ты неожиданно поворачиваешься к соседям, друзьям и самим себе какими-то новыми гранями, не всегда хорошими. Грехи лезут, как нарывы. Приходится меняться, быть лучше - без этого здесь не выжить, не ужиться с другими, не пройти.
Люди, которые вошли в эту историю, они уже зачастую не могут из нее выйти, поскольку ничего подобного нигде нет. Это уже какое-то другое существование, рискну сказать - более правильное. Разные люди, священники из крупных городов говорили не раз и не два, что вот они живут в городских условиях, где шум, страсти, городские проблемы, динамика, бег, суета. Они стремятся вырваться сюда в крестный ход хотя бы на день-два, на неделю, чтобы пожить, подышать другим воздухом, другим духом. Тут дорога на самом деле идёт - в себя. И это движение проходит соборно, вместе. Здесь очень трудно бывает- до слёз, до обморока, и ты - удивительно! - этому рад. Потому что ради Христа делается, никак иначе. «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его» - мы об этом говорим, и делаем. Мне кажется, смысл хождения в крестный ход - поиск правды Божией, поиск Христа.
За эти 15 лет крестных ходов в России сформировались разные традиции в разных епархиях, бывает, мы как будто на разных языках говорим. Причина - разный опыт. Одно дело идти несколько часов или дней, и совсем другое - несколько недель или месяцев одним единым коллективом с Иисусовой молитвой и крепкой дисциплиной. Иной масштаб, другие напряжения, от человека требуются иные усилия, другая глубина. Есть разница - приехать на машине в монастырь на несколько часов или трудиться в нём месяц, два, три?
Это трудно объяснить - зачем ходят так далеко? Обычно у людей вообще такой потребности нет, нет осознанной необходимости, отсутствует понимание цели и смысла. Неспроста нашим участникам нередко за 50, 60 и даже 70 лет, это, как правило, не молодёжь. Они видели жизнь, знают цену словам и делам. Они приходят сюда, потом снова и снова возвращаются в крестный ход, они летом вновь и вновь выбирают не отпуск, пляж или огород, а кр ход - как самое значимое дело в их жизни. Почему? Чтобы понять, одними беседами и фотографиями не обойтись, надо самому попробовать и пережить - выстрадать.
Настоящее христианство нужно выстрадать не усилиями прежних поколений, а сейчас - каждому из нас.
Наши уставы (правила) просты: соблюдать дисциплину, пост, не пить, не курить, не ругаться, идти пешком с Иисусовой молитвой. Любой православный человек может получить благословение и, выполняя их, участвовать. Бывают определенные сложности, потому что у каждого свои представления, убеждения, пристрастия в мелочах, свои какие-то крены в мировоззрении.
Наша общая беда - гордость (вот мы какие сильные, самые духовные, настоящие патриоты). Отсюда - самость, дерзость, непослушание, нарушения дисциплины. Часто крестными ходами занимаются те, у кого нет должного опыта. Какой-то косой-кривой неполный опыт есть, а правильного - нет. Это странно, ведь никто не разрешает вчерашнему семинаристу сразу служить настоятелем. Он должен многому несколько лет учиться на практике (чтец, алтарник, дьякон, второй священник). А крестные хода, случается, доверяют кому попало и говорят о них, якобы со знанием дела, все кому не лень.
Мы у себя дома можем себе позволить болтать на различные темы, лежа на диване (и в интернете). Но когда ты начинаешь проповедовать от лица крестного хода, т.е. от лица Церкви, это гораздо серьезнее, надо стараться быть ответственным человеком. К сожалению, у людей, как и везде, бывают ошибки, непонимание, заблуждения, а ведь многие воспринимают информацию из крестного хода как истину. Трудности и благодать крестного хода, конечно, способствуют искоренению глупостей, но надо и самому стараться. Хорошо, когда человек не настаивает на своих заблуждениях, а сам стремится к истине. Здесь нужна настоящая проповедь. Очень важно, чтобы был толковый пастырь, а лучше два-три, которые общаются и с участниками крестного хода, и с местным населением. Мы ведь часто ночуем в школах, особенно в тех местах, где нет церкви. Нужны хорошие книги на раздачу. Все приходят к нам с вопросами - учителя, родители, старшеклассники. Сюда каждый приходит с какой-то надеждой, с каким-то вопросом к Богу. Это один из шансов, который дается человеку, чтобы он испытал себя и поучаствовал в реальном церковном деле.
Бывает жаль, если человек не смог и разменял такую возможность на ерунду. Это как если кто-то приходит в храм на Литургию, но при этом вместо молитвы и причастия позволяет себе другое - шум, болтовню, сплетни, прокламации, сигаретки, алкоголь, анекдоты, смех, бряцание оружия.
Крестный ход по определения - богослужение, и относиться к нему нужно подобающим образом. Это не Литургия, но это тоже церковная служба, долгий молебен, а не какой-нибудь вольный поход, фальшивый и ненужный обряд, не первомайская демонстрация.
Здесь надо не только шаг подходящий сделать для всех, не только темп и ритм движения, но вообще всю нашу жизнь привести в соответствии с Евангелием, с другими людьми, подчинить себя общему церковному делу и ближнему. Это - сложно.
Многодневный крестный ход - мост между епархиями, людьми, регионами и народами. Мы проходим разные территории, благочиния (в последнем было 15 епархий в 3 федеральных округах). Одни территориально или организационно близки к митрополиям, епархиям, где более-менее благополучная ситуация с храмами, есть нормальные священники, миссионеры, духовники. А есть другие места, где нет церквей, хороших книг, где нам приходится даже людей крестить. Кр ход - естественный, и, бывает, незаменимый «миссионер».
По форме любой крестный ход должен иметь актуальную тему, логичное начало и конец, вписываться в разумные временные рамки, идти везде, где люди живут, как правило, по новым населённым пунктам и одновременно, по возможности, вдали от федеральных трасс, никому не мешать, нужны благословения архиереев, Патриарха. Как минимум, нужны подходящие дороги. В одном месте её пришлось даже немного доделать. Такие проекты необходимо тщательно готовить, и, конечно, заранее согласовывать.
Во всех епархиях, где мы шли, много делалось светскими властями: сопровождение по дорогам, где-то размещение, питание, решение бытовых проблем (обязательно надо людей мыть каждый день, стирать, лечить). Для нас было радостной неожиданностью то, что кое-где представители власти лично участвовали в крестном ходе, непосредственно шли с молитвой. Значит, они увидели здесь что-то настоящее, их ведь никто не заставлял. Поручение губернатора или начальника можно по-разному выполнить. Можно душу вложить, или - нет. Мне кажется, люди свою душу в это дело часто вкладывали.
Именно потому настоящий крестный ход - это огромная, колоссальная сила, как будто Знамя Победы пронесли. Это не нами придуманное сравнение, это слова представителя администрации, маловоцерковлённого человека со стороны. На него это так подействовало, он это так почувствовал, увидел. Я думаю, он увидел правильно.
Мы все хотим крепкой, верующей России. Святитель Иоанн (Максимович) сказал: «Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников».
Веру надо исповедовать делом. Давайте будем двигаться в этом направлении - показывать православие делом, жить по вере. То, что люди собираются в Екатеринбурге, Борисоглебске, Курске, Дивеево, на Вятке и участвуют в масштабных крестных ходах - это очень хорошо. Они проводятся по существующей традиции в пределах одной митрополии - как архиерей благословит. Но они ходят только там, и всегда по одному и тому же короткому маршруту. А Россия большая. Как быть, если кто живёт в другом месте и приехать не может? Надо идти к ним. Ведь крестные хода, по слову Симеона Солунского, «совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастниками Божественной благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное».
Ходить надо по всей нашей стране, по всей земле, везде люди живут.
Вывод: нужно продолжать кр хода и делать повсеместно, но обязательно - с хорошей подготовкой, по церковным правилам, с благословениями, священниками и жёсткой дисциплиной, необходимыми разрешениями и согласованиями, идти, где только возможно, с Иисусовой молитвой и пешком. Очень важно участие семинаристов как будущих пастырей, здесь - высочайшая концентрация событий, школа духа, - экстерном.
Мне кажется, уже давно должно быть подразделение в Патриархии, которое будет заниматься крестными ходами компетентно, со знанием дела. А чтобы знать, их надо любить и самому в них участвовать - лично.