Можно, конечно, представить дело таким образом, что языческая молитва в начале съезда являла собой лишь красивый этнографический обряд, который должен был придать ему особый национальный колорит. Но ведь проводили-то его не ряженые или ведущие актёры Марийского государственного театра оперы и балета, в помещении которого разворачивалось сие действо, а настоящие марийские карты (жрецы). И молились они конкретным языческим богам, что придавало происходящему вполне определённый религиозный характер. Что же касается присутствия на этом обряде высокопоставленных чиновников (в том числе - и русского по национальности президента Марий Эл), то его вполне можно расценивать как вольное или невольное официальное "благословение" стремления язычников к установлению религиозно-духовной монополии в среде марийского народа.
В настоящее время невооружённым глазом видно, что деятельность в данном направлении марийских национал-язычников приобретает всё более целенаправленный характер. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы заглянуть в их издания. Возьмём, к примеру, последний - за 15 апреля 2008 года - номер "частной" газеты "Марийский мир" (главный редактор - Юрий Юсупов), издаваемой в Нижегородской области и распространяемой в Марий Эл и в местах проживания марийских диаспор. Практически вся она заполнена материалами о МТР, и только на предпоследней странице в рекламной статье под названием "Водопровод в доме? Божественно!" перед взором читателя предстаёт "священник Российской Истинно-Православной Церкви" из рабочего посёлка Тоншаево Нижегородской области "отец" Константин, утверждающий: "Каждый год я освящаю колодец, и поэтому вода у меня чистая и никогда не кончается"!
Впрочем, откровениями "батюшки", рекламирующего местную сантехнику, "христианская" тема в газете не исчерпывается. Так, рассуждая о борьбе добра со злом, Тамара Петунина в своей статье "Философские взгляды марийцев в фольклоре", "мимоходом" сопоставляет МТР и христианство, причём, как водится, не в пользу последнего. "В религиозных представлениях марийцев, - пишет она, - нет идеи об искуплении грехов путём исповеди перед священником, как это допускается христианской религией.
По мнению марийцев, исповеди и прощение грехов толкают людей на новые преступления, вследствие чего на Земле может воцариться зло, ведущее к гибели человеческого рода".
Зато у марийцев-язычников есть многое другое, что, видимо, по мысли Тамары Петуниной, страшно украшает их религию. "Всякому злу в жизни приходит конец, - констатирует она. - Этой мыслью пронизаны многие древние молитвы и заговоры.
С помощью специальных обрядов можно было "убрать" из этой жизни совершившего зло человека.
Зафиксированы факты, когда проклятья обиженного человека вслед обидчику достигали цели: в течение двух-трёх месяцев носитель зла погибал". Как говорится, дёшево и сердито: проклял "по-доброму" "носителя зла" и можешь спать спокойно - далеко он уже не уйдёт.
Причём, эта "животрепещущая" тема волнует сегодня, судя по всему, умы многих апологетов марийского язычества. Так, опубликованное здесь же интервью Юрия Юсупова с этнограф Никандром Поповым начинается с такой оригинальной "затравки":
"- Никандр Семёнович, как Вы относитесь к тому, что магическими действиями человека можно отправить "на тот свет"?
- По мнению верующих, такое вполне возможно.
- Бывает такое?
- Бывает".
Дальше "известный марийский этнограф" на полном серьёзе повествует о том, как эти самые "верующие" с помощью заклинаний на смерть боролись до революции за свои гражданские права. "Из-за незнания российских законов, - свидетельствует Никандр Попов, - им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы.
Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика?
Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого воздействия! У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного.
Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает...". Правда, спохватившись, Никандр Попов тут же начал оправдываться, что "совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо", и магия марийцев - это не совсем одно и то же, что их традиционная религия, но убедительных аргументов в пользу своего утверждения не привёл. Зато, характеризуя последнюю, он также не преминул помянуть всуе христианство.
Юрий Юсупов задал "известному этнографу" вопрос: "Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и церкви"? Причём, уже из написания слов "Роща" и "церковь" становится понятным, что первично и что вторично в этом ряду для самого интервьюера. Отвечая на этот вопрос, Никандр Попов, в частности заявил: "Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом.
Смотрите: языческая традиция - это очень древняя религия, которая сформировалась задолго до христианства.
И эта традиционная религия дала толчок к формированию других, так называемых "классовых", религий. В том числе и христианства. [...]
Понимаете, это всё одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, "мировых" религиях, которые сформировались в нашу эру, поклоняются учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в изменившихся общественных отношений". Впрочем, уже на следующей странице газеты читателям напоминают, что "первооснова", которой молятся марийские язычники, имеет вполне конкретное имя. Под портретом старейшего моллы (жреца) Урала Бориса Александрова значится бодрый лозунг: "Бог - есть! Его имя - Кугу Юмо!". Вы ещё сомневаетесь? Тогда мы идём к вам!
Не будут скоро в этом сомневаться и марийские дети, которым предстоит ознакомиться с готовящейся к изданию книгой "Основы Марийской Традиционной культуры". На вопрос о том, увидит ли свет это издание, Никандр Попов ответил: "Верю, что это произойдёт. Сегодня никаких препятствий этому нет". Остаётся только надеяться, что в неё не войдут практические рекомендации, как отправлять на тот свет "носителей зла", об источниках и характере которого у марийских язычников существуют весьма специфические представления.
Помимо всего этого, в "Марийском мире" рассказывается о молении на горе "Кюсе курук" 19 июля 2007 года в Красноуфимском районе Свердловской области, о молении "Туня кумалтыш", проходившем 21 октября 2007 года около Йошкар-Олы (где "у пяти жертвенных костров вели службу более семидесяти марийских священников, приехавших изо всех мест в России, где живут марийцы"), содержатся приглашения принять участие в намеченных на май и июнь текущего года молениях в Тоншаевском районе Нижегородской области и на горе Чумбылат в Советском районе Кировской области. И... ни слова о духовной жизни православных марийцев. Будто уже и нет таких.
От всего этого создаётся впечатление, что для христиан в будущем "марийском мире" место не предусмотрено. Такая вот вырисовывается невесёлая картина.