"Бог - есть! Его имя - Кугу Юмо!"

VIII Съезд марийского народа начался с молитвы главному богу языческого пантеона

0
733
Время на чтение 5 минут
Языческий жрец (молла) Борис АлександровПохоже, сегодня усилия марийских национал-язычников по возрождению "Марийской традиционной религии" (МТР) находят поддержку уже не только у западных "правозащитников", но и у высшего руководства Республики Марий Эл. На днях многие средства массовой информации облетело сообщение о том, что проходивший 16 - 19 апреля 2008 года в Йошкар-Оле VIII Съезд марийского народа ("Марий погын"), на котором присутствовал президент Марий Эл Леонид Маркелов, открылся молитвой "марийским богам", а точнее - главному богу тамошнего языческого пантеона Кугу Юмо. Учитывая, что большинство марийцев, несмотря на традиционные для этого народа атавизмы двоеверия, находятся в лоне РПЦ, логичным было бы присутствие на этом съезде также и представителей православного духовенства. Но таковых почему-то не наблюдалось, и православные молитвы на съезде не звучали. Абсолютно не понятно, кому пришла в голову "гениальная" мысль отдать такой представительный форум исключительно на откуп язычникам? Чего здесь больше: недомыслия или не в меру "толерантного" стремления умаслить марийских националистов, по любому поводу плачущихся "в жилетку" Евросоюзу?

Можно, конечно, представить дело таким образом, что языческая молитва в начале съезда являла собой лишь красивый этнографический обряд, который должен был придать ему особый национальный колорит. Но ведь проводили-то его не ряженые или ведущие актёры Марийского государственного театра оперы и балета, в помещении которого разворачивалось сие действо, а настоящие марийские карты (жрецы). И молились они конкретным языческим богам, что придавало происходящему вполне определённый религиозный характер. Что же касается присутствия на этом обряде высокопоставленных чиновников (в том числе - и русского по национальности президента Марий Эл), то его вполне можно расценивать как вольное или невольное официальное "благословение" стремления язычников к установлению религиозно-духовной монополии в среде марийского народа.

В настоящее время невооружённым глазом видно, что деятельность в данном направлении марийских национал-язычников приобретает всё более целенаправленный характер. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы заглянуть в их издания. Возьмём, к примеру, последний - за 15 апреля 2008 года - номер "частной" газеты "Марийский мир" (главный редактор - Юрий Юсупов), издаваемой в Нижегородской области и распространяемой в Марий Эл и в местах проживания марийских диаспор. Практически вся она заполнена материалами о МТР, и только на предпоследней странице в рекламной статье под названием "Водопровод в доме? Божественно!" перед взором читателя предстаёт "священник Российской Истинно-Православной Церкви" из рабочего посёлка Тоншаево Нижегородской области "отец" Константин, утверждающий: "Каждый год я освящаю колодец, и поэтому вода у меня чистая и никогда не кончается"!

Впрочем, откровениями "батюшки", рекламирующего местную сантехнику, "христианская" тема в газете не исчерпывается. Так, рассуждая о борьбе добра со злом, Тамара Петунина в своей статье "Философские взгляды марийцев в фольклоре", "мимоходом" сопоставляет МТР и христианство, причём, как водится, не в пользу последнего. "В религиозных представлениях марийцев, - пишет она, - нет идеи об искуплении грехов путём исповеди перед священником, как это допускается христианской религией.

По мнению марийцев, исповеди и прощение грехов толкают людей на новые преступления, вследствие чего на Земле может воцариться зло, ведущее к гибели человеческого рода".

Зато у марийцев-язычников есть многое другое, что, видимо, по мысли Тамары Петуниной, страшно украшает их религию. "Всякому злу в жизни приходит конец, - констатирует она. - Этой мыслью пронизаны многие древние молитвы и заговоры.

С помощью специальных обрядов можно было "убрать" из этой жизни совершившего зло человека.

Зафиксированы факты, когда проклятья обиженного человека вслед обидчику достигали цели: в течение двух-трёх месяцев носитель зла погибал". Как говорится, дёшево и сердито: проклял "по-доброму" "носителя зла" и можешь спать спокойно - далеко он уже не уйдёт.

Причём, эта "животрепещущая" тема волнует сегодня, судя по всему, умы многих апологетов марийского язычества. Так, опубликованное здесь же интервью Юрия Юсупова с этнограф Никандром Поповым начинается с такой оригинальной "затравки":

"- Никандр Семёнович, как Вы относитесь к тому, что магическими действиями человека можно отправить "на тот свет"?
- По мнению верующих, такое вполне возможно.
- Бывает такое?
- Бывает".

Дальше "известный марийский этнограф" на полном серьёзе повествует о том, как эти самые "верующие" с помощью заклинаний на смерть боролись до революции за свои гражданские права. "Из-за незнания российских законов, - свидетельствует Никандр Попов, - им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы.

Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика?

Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого воздействия! У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного.

Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает...". Правда, спохватившись, Никандр Попов тут же начал оправдываться, что "совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо", и магия марийцев - это не совсем одно и то же, что их традиционная религия, но убедительных аргументов в пользу своего утверждения не привёл. Зато, характеризуя последнюю, он также не преминул помянуть всуе христианство.

Юрий Юсупов задал "известному этнографу" вопрос: "Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и церкви"? Причём, уже из написания слов "Роща" и "церковь" становится понятным, что первично и что вторично в этом ряду для самого интервьюера. Отвечая на этот вопрос, Никандр Попов, в частности заявил: "Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом.

Смотрите: языческая традиция - это очень древняя религия, которая сформировалась задолго до христианства.

И эта традиционная религия дала толчок к формированию других, так называемых "классовых", религий. В том числе и христианства. [...]

Понимаете, это всё одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, "мировых" религиях, которые сформировались в нашу эру, поклоняются учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в изменившихся общественных отношений". Впрочем, уже на следующей странице газеты читателям напоминают, что "первооснова", которой молятся марийские язычники, имеет вполне конкретное имя. Под портретом старейшего моллы (жреца) Урала Бориса Александрова значится бодрый лозунг: "Бог - есть! Его имя - Кугу Юмо!". Вы ещё сомневаетесь? Тогда мы идём к вам!

Не будут скоро в этом сомневаться и марийские дети, которым предстоит ознакомиться с готовящейся к изданию книгой "Основы Марийской Традиционной культуры". На вопрос о том, увидит ли свет это издание, Никандр Попов ответил: "Верю, что это произойдёт. Сегодня никаких препятствий этому нет". Остаётся только надеяться, что в неё не войдут практические рекомендации, как отправлять на тот свет "носителей зла", об источниках и характере которого у марийских язычников существуют весьма специфические представления.

Помимо всего этого, в "Марийском мире" рассказывается о молении на горе "Кюсе курук" 19 июля 2007 года в Красноуфимском районе Свердловской области, о молении "Туня кумалтыш", проходившем 21 октября 2007 года около Йошкар-Олы (где "у пяти жертвенных костров вели службу более семидесяти марийских священников, приехавших изо всех мест в России, где живут марийцы"), содержатся приглашения принять участие в намеченных на май и июнь текущего года молениях в Тоншаевском районе Нижегородской области и на горе Чумбылат в Советском районе Кировской области. И... ни слова о духовной жизни православных марийцев. Будто уже и нет таких.

От всего этого создаётся впечатление, что для христиан в будущем "марийском мире" место не предусмотрено. Такая вот вырисовывается невесёлая картина.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Смирнов
Немецкий дом для «русских националистов»
В Казани прошёл «учредительный съезд» Татарстанского регионального отделения партии «Новая сила»
26.03.2012
Несостоявшийся юбилей
Памяти русского патриота Сергея Петровича Гаврилова
24.07.2011
«От холопа слышу!»
Татарский академик Индус Тагиров снова затеял «брань» с русскими князьями
17.01.2011
Все статьи Иван Смирнов
Последние комментарии
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 19:42