itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Несостоявшийся юбилей

Памяти русского патриота Сергея Петровича Гаврилова

0
796
Время на чтение 7 минут

Шестьдесят пять лет назад - 24 июля 1946 г. - родился один из наиболее ярких представителей современного русского национального движения в Казани, учёный, общественный деятель, борец за народную трезвость, правозащитник Сергей Петрович Гаврилов. Это могло бы стать прекрасным поводом для поздравлений и пожеланий в адрес юбиляра, если бы не одно «но»... 26 декабря 2003 г. он при достаточно странных обстоятельствах был убит хулиганствующими подонками.

Те, кто обещал вечно помнить Сергея Петровича, в большинстве своём как-то быстро забыли о его заслугах, что у нас, к сожалению, является весьма распространённым явлением. И его очередной несостоявшийся юбилей - хороший повод помянуть этого неординарного человека.

Талантливый учёный-математик, преподаватель Казанского государственного университета (КГУ) (последняя должность - доцент кафедры теории относительности и гравитации физического факультета), с 1986 г. он активно участвовал в «зелёном» антиядерном движении, выступая против строительства Башкирской и Татарской атомных электростанций, биохимического завода под Казанью и новой очереди «Казанского завода синтетического каучука им. С.М.Кирова», поднятия уровня воды Нижнекамской гидроэлектростанции и ввоза в Россию отработанного ядерного топлива. С.П.Гаврилов являлся членом Правления «Антиядерного общества Татарстана» и активистом местного трезвеннического движения.

Один из соратников С.П.Гаврилова по антиядерному движению А.Ф.Гарапов вспоминал в 2004 г., что: «С.П. Гаврилов пользовался большим уважением коллег, студентов, школьников. Мне неоднократно приходилось присутствовать на семинарах (в КГУ, на кафедре теории относительности и гравитации) по математике. И я видел, как уважительно прислушивались коллеги к замечаниям и выступлениям Сергея Петровича».

С началом «перестройки» он активно занялся общественно-политической деятельностью. В 1987 и 1989 гг. принимал участие в предвыборной кампании первого декана экологического факультета КГУ Ю.С.Котова, избранного народным депутатом СССР. В интервью, данном в октябре 1990 г. американскому журналисту Брэду Оуэнсу, С.П.Гаврилов, заявил, в частности, что «именно во время этих кампаний он осознал недостатки демократической системы».

Утвердившись во мнении, что лучшей формой правления для России является монархия, С.П.Гаврилов возглавил созданную в 1990 г. в Казани им и его единомышленниками национально-патриотическую общественно-политическую организацию «Русское Собрание» (РС), чем сразу же заслужил себе в местной демократической среде и казанской прессе репутацию махрового консерватора и антисемита. Однако это не остановило С.П.Гаврилова: практически вся его дальнейшая политическая деятельность проходила в русле русского национально-патриотического движения.

Учредительное собрание РС состоялось в марте 1990 г. Главной причиной его возникновения стала ответная реакция на усиление татарского национализма и сепаратизма. Подобно своему историческому предшественнику - Казанскому отделу «Русского Собрания», РС являлось первой национально-русской политической организацией, созданной в Казани и в Татарстане в «перестроечный» период.

РС строило свою работу на основе положений собственных Декларации и Устава, согласно которым оно позиционировалось «не как жёсткая политическая организация, а как народное движение, именно в форме народного собрания». В него входили, главным образом, представители научной и творческой интеллигенции, инженерно-технические работники, а также ряд рабочих.

Целью РС провозглашалось привлечение широких слоёв общественности к комплексному решению проблем возрождения русского народа (особенно его экономической, духовной и физической составляющих) и восстановления его генофонда, подорванного репрессиями и целенаправленным спаиванием.

Наиболее приемлемой для России формой правления РС считало монархию. Решение национальных проблем оно видело в ликвидации территориального деления России на национальные республики и восстановлении административно-территориального деления страны на губернии или области. В связи с этим РС предлагало переименовать ТАССР (впоследствии - Республику Татарстан) в Татарскую область РСФСР (впоследствии - Российской Федерации). Одновременно оно выступало против попыток поделить население Татарстана на «коренное» и «некоренное» и ущемления прав проживающих на её территории народов.

Основными формами общественно-политической деятельности РС являлись собрания, участие в массовых акциях, изготовление и распространение листовок. С момента своего создания РС принимало активное участие во всех массовых акциях новых общественно-политических организаций Казани, проводило регулярные собрания и дискуссии.

Своеобразным общественно-политическим дебютом РС стал организованный им 23 августа 1990 г. в Казани митинг, на котором впервые были открыто подняты проблемы национального развития русского населения Татарстана. «23 августа, - писала газета «Комсомолец Татарии», - состоялся в Казани необычный митинг. Хорошо забытая атрибутика, барабанная дробь, портреты монархов... Впервые после серии митингов-концертов и митингов «за Ельцина» высказывается совершенно иная точка зрения». На плакатах, развёрнутых активистами РС, значились лозунги следующего содержания: «За единую и неделимую Россию!», «Русское Собрание за преобразование ТАССР в Казанскую область РСФСР» и другие.

Несмотря на то, что этот митинг собрал всего несколько десятков человек, реакция на него местной «демократической общественности» и казанской прессы, не говоря уже о татарских националистах и их изданиях, оказалась крайне болезненной. На фоне стремительно набиравших силу процессов «демократизации» общества и «суверенизации» республики РС выглядело своеобразным политическим анахронизмом и служило объектом для постоянной газетной критики. О какой-либо результативности его деятельности в этих условиях не приходилось даже мечтать. Однако, благодаря усилиям актива организации и лично С.П.Гаврилова (с именем которого она постепенно и стала ассоциироваться), РС удалось, по крайней мере, впервые заявить о существовании в Казани и в республике сил русской национально-патриотической ориентации, что в определённой мере способствовало выравниванию местного общественно-политического баланса.

Одной из наиболее заметных форм проявление политической активности РС являлось участие в мероприятиях левой оппозиции, приуроченных к празднованию памятных дат советской истории, на которых его члены, совместно с представителями других местными русских национально-патриотических организаций, устраивали небольшие альтернативные митинги, оттягивавшие у коммунистов часть их аудитории.

Так, например, 7 ноября 1990 г. члены РС приняли участие в проходившей в Казани на площади Свободы политической акции, выставив транспаранты с российской монархической символикой и лозунгами «...Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», «Ешь «перестройку», «демократию» жуй - скоро на шею сядет буржуй!» и другими.

7 ноября 1992 г. - в 75-ю годовщину Октябрьской революции - РС, совместно с другими местными русскими национально-патриотическими организациями, организовало в Казани (у входа в Центральный парк культуры и отдыха им. А.М.Горького) альтернативный коммунистическому митинг. На плакатах, вывешенных его участниками, были начертаны лозунги: «1917 - 1992 - 75 лет сионистской оккупации России / коммунисты и демократы - близнецы», «За национально-пропорциональное представительство в органах власти!!!», «Ельцин - наследник октября!», и другие.

Дальнейшее развитие ситуации в стране и в республике заставило С.П.Гаврилова несколько скорректировать свои взгляды в отношении потенциальных союзников, но основополагающими принципами он никогда не поступался. Помимо руководства РС, С.П.Гаврилов активно участвовал в деятельности целого ряда близких ему по духу общественных и общественно-политических организаций, являлся членом прошедшего 15 августа 1998 г. в Казани Учредительного собрания Казанской городской организации Всероссийского общественно-политического социал-патриотического движения «Держава». В 2001 г. - в период выборов Президента Татарстана - С.П.Гаврилов состоял одним из доверенных лиц кандидата на эту должность Р.Г.Садыкова, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Республики Татарстан».

На Учредительной конференции Регионального отделения политической партии «Партия Национального Возрождения «Народная Воля», проходившей в Казани 16 мая 2002 г., С.П.Гаврилов был избран его председателем. Находясь на этом посту, он активно участвовал в акциях протеста против агрессии США в Ираке и строительства в Казани, в непосредственной близости от старообрядческих церквей, католического храма Воздвижения Креста Господня.

По словам А.Ф.Гарапова, «Сергей Петрович, наверное, первый в Казани активно выступил против экспансии католицизма в Россию, опубликовав статью «Нет экспансии Ватикана. Казанская икона Божьей Матери в истории России». В ней он писал, в частности: «Думается, что строительство большого католического храма в центре Казани для нескольких десятков католиков, многие из которых иностранцы: это и есть миссионерская деятельность Ватикана на чужой канонической территории в чистом виде, поскольку Республика Татарстан - каноническая территория двух конфессий: мусульманства и православия».

На выборах в Государственную Думу ФС РФ четвёртого созыва, проходивших 7 декабря 2003 г., С.П.Гаврилов - в составе «Региональной группы «Татарстан» (вместе с Ф.Ш.Сафиуллиным и Э.Е.Жижимовым) - баллотировался в депутаты от избирательного блока «Родина» (Народно-Патриотический Союз)», в который входила «Партия Национального Возрождения «Народная Воля». Однако по результатам выборов в Государственную Думу он не прошёл.

Вечером 26 декабря 2003 г. при достаточно странных обстоятельствах С.П.Гаврилов был убит в Казани. Согласно сообщениям целого ряда источников, за несколько дней до своей гибели он неоднократно заявлял о желании участвовать в намеченных на март 2004 г. выборах в Государственный Совет Татарстана. Это обстоятельство, вкупе с рассуждениями о недовольстве определённых экономических и политических кругов его непримиримой антиядерной и антикатолической деятельностью, породило упорные слухи о заказном характере убийства С.П.Гаврилова.

В заметке «Памяти Сергея Петровича Гаврилова» заведующая кафедрой теории относительности и гравитации КГУ профессор А.В.Аминова писала: «Гнев, скорбь и глубокая печаль переполняют всех, близко знавших Сергея Петровича. В очередной раз тёмные, невежественные силы погасили светильник разума, пламенное, неравнодушное сердце. Сергей Петрович был бескомпромиссным защитником чести и достоинства, неподкупным воителем за правду и защитником слабых».

Хочется верить, что идеалы, за которые он боролся, и его светлое имя не окажутся под спудом забвения. Вечная память русскому патриоту и Человеку с большой буквы Сергею Петровичу Гаврилову!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Смирнов
Немецкий дом для «русских националистов»
В Казани прошёл «учредительный съезд» Татарстанского регионального отделения партии «Новая сила»
26.03.2012
«От холопа слышу!»
Татарский академик Индус Тагиров снова затеял «брань» с русскими князьями
17.01.2011
Иногда они возвращаются...
Марийские язычники пытаются раздуть очередной религиозно-этнический скандал
04.07.2008
Все статьи Иван Смирнов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09