Православие - не религия! Православие - Свод Богоданных Законов! Киевская Русь не принимала мусульманство, равно, как и не принимала иудаизм и католичество. Киевская Русь позволяла (в силу различных причин) пребывать на своей канонической территории этим религиям. И только лишь именно на основе Православия создавались на Руси государствообразующие институты власти. Но не наоборот.
Каноническое Православие - исполнение Апостольских Правил и Соборов. Каноническое Православие - Богосооруженная Церковь! Аксиома!
Во все века Каноническую церковь враг рода человеческого желал разодрать на подчиненные ему религиозные структуры. Получалось это? "Удачно" получалось. Ну, и что c того? А вот что: православные люди (а это сообщество людей во главе с духовенством и есть Сама Церковь Христова!) от этих деяний имели только пользу, как это ни странно. В раскольники уходили слабые, нечистоплотные, горделивые люди. Устои же церковные были непоколебимы. Происходило очищение Церкви от нечистот.
Беда, пришедшая в Церковь, в последние годы - "политическое православие". И не нужно некоторым "православным мирянам", равно, как и архиереям, бояться этого термина. Этот термин появился не до действий, наименованных "политическим православием", а после. После самих действий некоторых возгордевшихся мирян, политиков, духовенства. Термин обозначил всего лишь их действия. Обозначил ситуацию, которую решили на свою корысть построить и использовать люди, которые, как-то враз, в один миг, все вдруг стали "верующими"? А особенно перед телекамерами. "Политическое православие" стало даже не локальным, а начало приобретать форму диагноза. Ни один политик уже не мог обходиться без того, чтоб себя не про"PR"ить перед выборами на фоне "втыкания" свечей в храме. Эти технологии самолюбования дали плоды. Откололись "филаретовцы". "Раскрутились" униаты и католики. Появилась новые "профессии": "православный политтехнолог", "православный идеолог". Пытаются создавать даже "православную партию"! "Благо дело" - "православных" союзов не перечесть. И, к сожалению, эти "союзы" и "партии" поддерживаются некоторыми церковными иерархами.
Но и от таких иерархов (более кликушествующих, нежели созидающих) Церковь всегда освобождалась. Какими путями? Да разными. Но главное - от всех, без исключения и поблажек. Они, эти "продвижники" из мирян и архиереев сами себя в конечном итоге являли на поверку. Не сразу, по одиночке. Но все. Независимо от того, в какой, приморской, приокеанской или пригорной, епархии они бы ни числились, да и независимо от того, каким бы "сопутствующим" (держали родственники фирмочки или сигаретно-водочный промысел) бизнесом они не занимались. Они, эти архиереи, сами заполитизировались и самовозлюбились так, что проповеди их и нравоучения стали уже не проповеди и нравоучения, а главы программ политических партий. И беда, что есть "отцы - депутаты"! "о.Депутатий" - это для них уже стало наградой.
Блажь явить себя "самодержцем" всегда была присуща маловоцерковленным правителям на Руси. От невежества духовного и безграмотности церковной, подкрепленных гордыней, правители желали во все времена подчинить себе церковь Святой Киевской Руси. От невежества того же правители и с Антантой дружили, и в НАТО ныне тащут. От отсутствия ума все это и от духовной опустошенности. Но Церковь Христова и от этой блажи получала пользу. Вновь происходил процесс очищения. И от политиков, и от продажных, ряженых попов и архипастырей.
Так быть ли Руси единой? Быть ли "прощеному воскресенью Единой Киевской Руси"?
Быть! Быть единому отечеству, единой державе от закарпатских просторов до тихоокеанского побережья. Не сегодня быть. Но быть послезавтра. А вот за "завтра" нужно приложить огромные усилия, что это "послезавтра" наступило.
Но кто это сможет собрать воедино? Молить Бога о даровании православного царя, совершая поездки в с.Таининское под Москву? Заказывать молебны в единочасие во всех монастырях Руси? А может снова и снова выискивать различия в церковных документах архиерейских синодов и соборов?
Прежде всего, нужно охладить свой горделивый пыл и отбросить лозунг "Я - единственный защититель Руси!".
Следующее: необходимо понять, что возвращение к истокам своего самоименования, есть ничто иное, как смирение и уничтожение гордыни. Во все времена, для того же дьявольского разделения православных людей, были врагами придуманы слова "Великая Русь", "Малая Русь", "Белая Русь", "Червоная Русь" и т.д. Не нужно говорить в ответ, что "Малая Русь" не является уничижительным термином, а, наоборот, добрым словом, обозначающим "малую родину". А "Великая ", мол, "правопреемницей" своей родины. Все это сегодня у многих людей вызывает раздражение, да и только. И заслуга этого раздражения принадлежит вот тем же "защитникам", которые не воссоединяют, а разрывают народ Божий. Именование у нас одно: для государства - "Киевская Русь", для жителей государства - русский. Для "особонационализировавшихся" и в Карпатах и в Москве нужно пояснить, что слово "русский" является производным от слова "Русь". Не "российским", "бело-русским", а уж, тем паче, "мало-русским" или "о(у)краинским", а именно "русским"! И не "русьським", потому как сие есть орфографическая безграмотность. И для этой же категории также необходимо пояснить, что слово "Русь" напрямую, через Бога, через одно из Таинств Церкви - Крещение имеет прилагательное - "Киевская". В "Свидетельстве о Крещении" так и следовало бы записать: "Киевская Русь". Не "Украина", не "Россия" ("Российская Федерация"), не "Беларусь", а - "Киевская Русь". Киевская Русь не была крещена "Россией", а уж тем паче "Окраиной". Как Русь могла быть "окраиной", если величием своим Киев был вровень Константинополю?
Учитывая, что Киевская Русь получила имя и государствообразование через Таинство Церкви, то и возродить державу может только лишь Каноническая Церковь.
В Канонической Церкви Руси управлять определен "Патриарх Московский и всея Руси". Нравится кому или нет, но канонический Патриарх ныне резидентствует в Москве в силу определенных исторических обстоятельств. То, что много лет Канонический Патриарх не бывал на "всея Руси", а лишь в Московии, так это Святейшему пред Господом ответ держать, а наипаче его окружению. Но, Патриарх в Москве, и с этим фактом считаться необходимо.
Каким же образом Патриарх может повлиять на геополитическую карту мира?
В нынешнем, 2008 году, Киевская Русь празднует свое 1020-летие. Ожидается приезд Патриарха Алексия II. Не один год православные "Украины" ждали этого. Замечателен и важен этот приезд для единства людей, для укрепления душ и подтверждения нашей целостности, как единого народа. Так вот с этих торжеств необходимо положить начало процессу будущего воссоединения Руси.
Именно сейчас в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре необходимо обустроить резиденцию Патриарха! Именно в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре! Патриарху же бывать в Киевской его резиденции для общения с врученной ему Господом паствой всея Руси, несколько раз в год. Именно с этих деяний может начаться Прощеное Воскресенье Руси.
Пусть до времени будут существовать государственные образования "Украина", "Россия", "Беларусь", но родители будут закладывать своим детям-внукам перспективу развития общества. Будут учить жить в мире и сотрудничестве с европейскими, заокеанскими, африканскими и азиатскими странами, но чтить и любить свою историю, свои традиции и свою культуру. Никто не посмеет делить людей по их приверженности к разговору на том или ином диалекте Руси. Никто не упрекнет другого оскорбительным словом "хохол" или "кацап", или "бульбаш"! А главное - укрепление позиций Канонической Православной Церкви позволит мирно существовать другим государствам с их религиями. В том числе и на территории Киевской Руси, если только их деятельность не будет подрывать устои державы. Прекратится Православие - прекратиться жизнь на Земле. Это нужно кому-то объяснять?
Священник Евгений МАКСИМЕНКО (Днепропетровская епархия)