
Творческое и личностное послание Волошина не кануло в Лету, по-своему жило в советские времена, когда был создан дом творчества писателей. В новейшие времена знамя Волошина подхвачено новыми доброхотами, энтузиастами, и вот - мы стали свидетелями и участниками небольшого юбилея - уже 5-го Волошинского фестиваля.
Фестиваль этот - некоммерческий, и проводится в традициях Серебряного века, когда литераторы приезжали в Крым на собственные средства отдыхать, а по вечерам собирались на веранде дома Волошина читать стихи и общаться. Поэтому, как подчеркивает поэт Андрей Коровин, неизменный сопредседатель Оргкомитета и координатор Волошинского конкурса и фестиваля, устроители видят свою задачу в организации культурного общения литераторов в течение фестивальной недели, а не в приглашении литераторов в Коктебель за счет средств фестиваля. Благо, в этом году Правительство Крыма помогло оплатить для некоторых гостей фестиваля номера в гостиницах Литфонда.
Напомним, что фестиваль стартовал в год 100-летия Дома поэта, который был безвозмездно передан Волошиным Союзу писателей. Фестивалю всегда предшествует Международный литературный Волошинский конкурс, который проводится ежегодно с 2003 года, в нем приняли участие уже несколько тысяч человек из 20 стран.
В этом году поэтическое жюри конкурса возглавил поэт, лауреат Литературной премии А. Солженицына и Новой Пушкинской премии Юрий Кублановский (Москва), прозаическое - лауреат международных премий, первый секретарь Правления Союза российских писателей Светлана Василенко (Москва), а жюри по критике - главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин (Москва). В жюри конкурса также вошли редакторы известных литературных журналов: Ирина Барметова ("Октябрь"), Ольга Ермолаева ("Знамя"), Евгений Степанов ("Дети Ра"), Андрей Новиков ("Современная поэзия"), Александр Кабанов ("ШО", Киев), Дмитрий Бураго ("Collegium", Киев), Сергей Шестаков ("Новый Берег", Копенгаген), а также известные литераторы Дмитрий Быков (Москва), Андрей Курков (Киев) и другие. Традиционно в него входят лауреаты конкурса предыдущего года.

В фестивале приняло участие более 100 поэтов из 7 стран: Анатолий Кичинский (Херсон), Елена Исаева (Москва), Савушкина (СПб), Алексей Остудин (Казань), Ирина Евса (Харьков), Лидия Григорьева (Лондон), Марина Гершенович (Дюссельдорф), Андрей Хаданович (Минск) и многие другие. Кичинский и Хаданович читали на украинском и белорусском, соответственно, однако переводчики не требовались, оба автора были встречены чрезвычайно тепло. Специальным гостем фестиваля стала актриса театра музыки и поэзии Елены Камбуровой Елена Фролова (Москва), исполнившая на сольном вечере свои песни на стихи М. Цветаевой, М. Кузмина, С. Парнок, Л. Губанова, Д. Строцева и др.
Немного о победителях и два слова критики
Лауреатский дубль сделал одессит Борис Херсонский, победивший нынче в эссеистике, тогда как в прошлом году - в одной из поэтических номинаций.
Среди поэтов отметим лауреата Елену Лапшину и дипломанта (второй год подряд) Марию Ватутину (Москва). У прозаиков председатель жюри С. Василенко похвалила молодого лауреата-петрозаводца Владимира Захарова, а киевлянка Этери Басария, в целом подвергнув конкурсантов-прозаиков строгой критике, отметила работу молодого же прозаика Анны Шевченко (Москва), получившей диплом.
Некоторые имена, удостоенные наград, вызвали дискуссию, что, впрочем, бывает на конкурсах нередко. Автору этих строк, "жюрившему" в этом году эссеистов и критиков (а в прошлые годы еще и поэтов), все же показалось, что произведения нынешних поэтов-победителей в целом уступают уровню прошлых лет, тогда как представительность жюри растет.
Фестивалю, на наш взгляд, присуща некоторая избыточность в количестве персон. Впрочем, А. Коровин с большим или меньшим успехом старается структурировать, упорядочивать процесс публичных чтений. Это нелегко. Сегодняшней устойчивой тенденцией становится проведение выступлений поэтов в кафе. Если на "Киевских лаврах" это заведения сети "Бабуин", мы о том уж говорили, то в Коктебеле вечерней площадкой стала теперь новая "Богема". Что и говорить, в обстановке гвалта, погружения в алкоголь и табачный дым, снования причастных и сторонних лиц, заказывающих еду, жующих и громко говорящих, декламаторам остается только орать, пусть даже в микрофон, выбирая, к тому же, сочинения, "подходящие к моменту". Все это в совокупности, на наш взгляд, в значительной мере обессмысливает мероприятие. Собственно говоря, по этой причине "Богему", дослушав А. Цветкова, безвозвратно покинули знаменитые смогисты, о которых речь пойдет ниже.
Мастера и их классы

В "пражско-харьковском" мастер-классе случилась некоторая инверсия: среди лучших были отмечены не возрастные сочинители, отягощенные изданными книгами, а совсем молодые поэтессы - питерский гид Любовь Лебедева, не столь давно защитившая в Санкт-Петербургском университете диплом на тему "Мотивы Гете в творчестве Врубеля", и 20-летняя Елена Погорелая из г. Заречного Пензенской области. Авторы книг оказались подвергнутыми гораздо более строгой критике. Однако пенять руководителям семинара, пожалуй, вряд ли стоит, поскольку участники записывались и подавали рукописи заранее, имея возможность выбора среди персон, заявленных в качестве руководителей.
Четверокурсница филфака МГУ Е. Погорелая, несмотря на молодость, уже отметилась подборками стихотворений - в журналах "Сура" (Пенза), "Литературная учеба", а также критическими статьями и рецензиями - в журналах "Вопросы литературы", "Знамя", "Новый мир", "Октябрь".

СМОГ в Доме Волошина
Кульминацией фестиваля стал вечер легендарного СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев), который зачинали в Москве сорок лет назад знаменитые Владимир Алейников, Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Саша Соколов.
Так всем повезло, что прозаик Соколов, эмигрировавший более трех десятков лет тому, прибыл в Коктебель погостить у своего друга, поэта Алейникова. Владимир Алейников живет в поселке с начала 90-х годов, и в его внешнем и творческом обликах видны символичные черты преемственности, быть может, космос именно ему передал волошинскую коктебельскую эстафету.
Мэтры пошли навстречу сообществу и любезно согласились провести на площадке у Дома Волошина вечер СМОГа, который и начался 14-го сентября в 18 часов по киевскому времени. Дату фиксируем точно, поскольку событие это, без преувеличения, для русской литературы историческое; будем надеяться, оно ознаменует начало нового выхода смогистов к отечественной слушающе-читающей публике.

Завершил вечер В. Алейников, взволнованно и сильно прочитавший стихи разных лет. Поскольку свет на веранде то включался, то гас (а микрофон умолкал), изобильная публика в процессе вечера "подкралась" со своими пластиковыми стульями вплотную к столу выступавших. Вечер завершился в обоюдном возвышенном волнении, книги Алейникова, изданные в самом конце "перестройки", публикой с прилавка были буквально сметены. Поэт в частной беседе потом заметил: "Хватит мне уже сидеть бирюком, пора прервать 17-летнее молчание, надо идти к людям... Какие замечательные лица появились..."
Художественный заплыв
В день закрытия фестиваля состоялась премьера нетривиального и неоднозначного акта: заплыв в Коктебельской бухте на приз журнала "Октябрь". Поскольку одновременно с фестивалем стартовал традиционный Коктебельский пленэр (торжественное открытие дружественных фестивалей было объединенным), то в заплыве приняли участие и поэты, и художники. Плыть в прохладной воде вызвались 5 смельчаков и 1 отважная (поэт из подмосковного Дмитрова Елена Громова). Мужчины были бескомпромиссны: Громова добралась до финиша последней. Зато получила от Ирины Барметовой годовой комплект журналов "Октябрь" - за женскую самоотверженность. А победил пловец из Киева - художник Сергей Алексеев, чья работа будет опубликована в "Октябре", как было обещано.
"Будут ходить легенды"
"Что на выходе получает каждый литератор от общения с себе подобными в Коктебеле? - размышляет А. Коровин в одном интервью. - Новые стихи, любови, человеческие и творческие привязанности... Все это и есть подлинный итог любого фестиваля. Еще бывают публикации в литературных журналах. Но это - просто логическое продолжение фестиваля...
А вообще - происходит новый Серебряный век. Я об этом говорю уже давно, сейчас об этом заговорили и другие. Есть огромная масса людей, пишущих стихи, несмотря на то, что они никому вроде бы и не нужны. И среди них есть, безусловно, свои Гумилевы и Мандельштамы, свои Ахматовы и Цветаевы. Кто?.. Вот уж не берусь сказать. Я пока присматриваюсь. И такие фестивали, как Волошинский, в этом очень помогают. О нашем времени еще будут ходить легенды, помяните мое слово!"
Присоединимся к этому твердому слову практического романтика Коровина.
На снимках: г. Карадаг в Коктебельской бухте, слушатели поэтического мастер-класса на веранде Дома Волошина; победители Коктебельских поэтических турниров разных лет - С. Минаков, Е. Лебедева, Е. Дорогавцева; В. Алейников и С. Соколов на вечере СМОГа.