Письмо 84. Человеку, которому отвечают на добро злом
Как быстро человек привыкает возлагать ответственность за свои поступки на других людей и как ловко у него это получается. Возложив же ответственность за свои все прегрешения на других, он со временем всё реже и реже замечает их, становясь, словно слепым к своим прегрешениям.
Но, совершенно уже ослепнув к своим прегрешениям и ища этому оправдание, человек начинает замечать в других всяческие пороки. Тогда, уже позабыв всё благодеяния Господни, он обращается к Богу с упреком как бы говоря: "Да как же мне быть то хорошим, ведь меня окружают люди ещё грешней меня". И невозможно бы вроде найти в окружающих доброго чего-то, хотя бы маленькой крупицы.
Но стоит только лишь вспомнить о том, что всякий душевный труд и ответственность мы переложили на других, тогда сразу же станет понятно нам, почему не видим доброго в других. А если, обратившись за молитвенной помощью к Богу, приложим свои силы, то непременно разглядим сияющие, словно драгоценные камни добрые дела и наклонности в душе каждого человека. Ведь как говорит в своем "Письме 84. Человеку, которому отвечают на добро злом" сербский святитель Николай (Велимирович): "Люди подобны рудникам, а в рудники обычно приходится проникать глубоко, чтобы найти сокрытые в них сокровища. Таков порядок этой вселенной: чем драгоценнее сокровище, тем глубже сокрыто" [1].
Бывает и по-другому. Человек всей своей душой стремится к Богу, творит добрые дела, и как ни странно, за них именно бывает осмеян среди людей. И, поначалу терпит он эти насмешки, но, приходит момент, когда, нет сил терпеть происходящее. И тогда уж возникает множество вопросов. И непременно есть в этих вопросах доля гордости и осуждения. "Столько мне терпеть этих людей Господи, - говорит тогда такой человек, - и почему Боже они так относятся ко мне?".
И вот другая слепота уже у человека, не замечает он, что осуждающие его люди находятся в рабском подчинении у тёмных сил. И здесь опять хотелось бы прибегнуть к "Письму 84..." епископа Николая (Велимировича) в котором он для нашего поучения так пишет о людях высмеивающих и осуждающих добрые дела: "Если бы они познали истину, они радовались бы твоей доброте, как своей. Если бы они не были рабами того, кого Спаситель назвал отцом лжи [См.: Ин. 6, 44], они обладали бы божественной свободой видеть чисто, судить справедливо, радоваться каждому доброму человеку" [2]
Естественно, что мы не должны, узнав, почему люди нас осуждают за наши добрые дела обратить в свою очередь весь гнев свой на них, как подверженных власти диавола. Мы должны не только не осуждать их, но и молиться о них, стараясь направить их на путь покаяния и встречи с Богом. Сделать же это с помощью Божией в наших силах, т.к. согласно словам епископа Николая (Велимировича): "Если ты познаешь истину глубже..., то ты перестанешь обвинять тех, кто не любит тебя, поносит, высмеивает и мучает" [3].
Итак, лучше всего для нас будет, если мы как бы ослепнем к обидам, нанесённым нам за наши добрые дела, к чужим недостаткам и грехам, а также к суетной славе этого мира. Если же мы будем одинаково не замечать ни того, ни другого, то, конечно, тогда мы сможем обрести зрение способное нас утвердить на пути нашего спасения.
Примечания:
1 - Святитель Николай Сербский. "Миссионерские письма". М., 2005. С. 146.
2 - Там же
3 - Там же