Наверное, вряд ли кто, из приезжих русских посещая это "теплолюбивое" государство вспомнит о том, что когда-то давно восхищение местных жителей вызывало не количество материальных средств русских, а их самоотверженная любовь к братским народам, находившимся в то время под тяжелым игом турецкого владычества. Конечно же, "восхищение" почти сразу же переросло в панический страх и трепет в тот момент, когда защита славянских братьев неожиданно для турок чуть не завершилась триумфальным взятием великолепной и могущественной некогда столицы - Константинополя. Не правда ли захватывающий и интересный сюжет, при желании который можно мастерки отразить в рассказе или в фильме? Да и вспомнит большинство наших современников об этом знаменательном историческом событии только лишь в тот момент, когда мы произнесём название романа, или одноименное название фильма снятого по роману.
Не надо обладать удивительными или экстраординарными способностями, чтобы понять что это "Турецкий гамбит", в котором сюжет развивается в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Посмотрев фильм или прочитав роман, каждый заметит, что война присутствует в обоих произведениях лишь только как "декорация". Причём довольно-таки неумело построенная "декорация". Мы не видим там, к сожалению, ни поистине великой цели войны, ни ошеломительных во многих смыслах итогов её.
Общеизвестно, что война была вызвана подъёмом националистических настроений на Балканах. Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала симпатию к положению христиан Османской империи в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну.
В ходе последовавших боевых действий русской армии удалось, используя пассивность турок, провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после двухмесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привел к выходу Османской империи из войны.
Война, освободившая от османского ига братские русскому народы, действительно, вправе называться народной. Без всяких исторических экспертиз или трудоемких многодневных изысканий можно констатировать факт неспособности высших военных и государственных кругов того времени как к ведению военных действий, так и к их грамотному планированию. Среди героев русско-турецкой войны мы не найдём ни одного генерала непосредственно приближенного императору Александру II, или члена его фамилии. Несомненно, награды получили в первую очередь последние - "приближенные" полководцы, а уж затем действительно люди не жалевшие жизнь свою "за други своя".
Достаточно только вспомнить легендарного генерал-лейтенанта Михаила Дмитриевича Скобелева. Произведенный в день первого сражения под Плевной в генерал-лейтенанты, Скобелев, сделавший такую блестящую военную карьеру, какая редко бывает во всех армиях Европы. Он по годам самый младший генерал-лейтенант в русской армии, ему только 32 года, а грудь молодого героя украшена множеством орденов. У солдат он пользуется величайшею популярностью; и на самом деле, это такая личность, которая должна произвести на солдат громадное влияние. При располагающей к себе, импонирующей наружности, генерал Скобелев имеет личную храбрость, не знающую пределов, и забывает о себе. Всегда во главе своего отряда, он наэлектризовывает массы своими личными поступками, увлекая их к крайностям. Несмотря на свое личное презрение к смерти, он умеет беречь жизнь подчиненных, избегая бесполезного кровопролития и, где только может, заботится о благе своих солдат. Именно под его началом воевал в период русско-турецкой войны Леонид Михайлович Чичагов, ныне прославленный в лике святых и более известный нам как священномученик Серафим.
Во время войны Леониду Михайловичу пришлось много увидеть и пережить. Именно в это время разворачивается его талант писателя-документалиста. Он пишет книги "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.". Книга издавалась трижды и была отмечена благодарственными письмами членов Царской семьи. Но наиболее востребованным его трудом стала книга "Примеры из прошлой войны 1877-1878 гг." (первая часть "Рассказы о подвигах солдат", вторая - "Рассказы о подвигах офицеров"). Как военный Л.М. Чичагов был награжден 13-ю наградами, среди которых Румынский железный крест, Орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантами, Орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантами, Орден Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", Орден Св. Станислава 2-й степени, Кавалерийский крест Ордена Французского Почетного Легиона, Черногорский Орден князя Даниила I, 4-й степени, Болгарский Орден Св. Александра 3-й степени и пр. и пр.
Перед глазами офицера Чичагова прошло множество эпизодов подлинного геройства русского солдата и офицера. Известные ему случаи он описывает с подробностями и, главное, достоверно, обозначая фамилии, даты, названия воинских частей, полученные награды. Проявляя литературное дарование, он успевает обозначить характер человека, запечатлеть его особенную речь.
Можно и дальше перечислять имена и славные деяния забытых героев той войны, христианский и воинский подвиг которых освещал сердца многих и многих окружавших их людей. Но, к сожалению, мы не сможем и при желании перечислить их всех до конца, потому что одним из печальных итогов той войны была потеря более 200 тысяч русских солдат и офицеров.
Другим итогом было подписание сначала Сан-Стефанского договора, а затем Берлинского трактата, которыми почти все героические завоевания русских солдат были отданы европейским державам, принимавшим выжидательную трусливую позицию в этой войне. "Отсидевшись" во время беспощадных боёв и не пролив ни капли крови своих подданных, великие державы того времени вынудили истощенную и измотанную войной Россию подписать документы, согласно которым подвиг русских солдат и офицеров фактически был сведён к "общей" пользе. Несмотря на такие печальные факты, нельзя говорить о том, что война принесла России только лишь разочарование. Отнюдь нет! Герои этой войны не жалели своей жизни для того, чтобы их братьям-славянам, жившим на Балканах, можно было свободно исповедовать свою веру, растить и воспитывать детей и жить в спокойствии и благополучии.
Прошло вот уже 130 лет с тех пор, как завершилась та война, и для наших современников, воспитанных в перспективе советского взгляда на вопрос, она покажется нерассчитанной ни стратегически, ни тактически, да и не крайне необходимой вообще .
Но ярким светочем для каждого человека сияет через века та любовь, которая делает человека способным душу свою положить во имя достижения всех благ, но не для себя, а для ближнего брата своего. Пусть же и теперь и ещё много лет и в Турции, и в других частях земного шара русских людей в первую очередь уважают и радушно принимают за исходящую из их горячих сердец любовь, милосердие и братолюбие, прославленное примерами наших предков.