itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Боязнь тишины

0
277
Время на чтение 4 минуты

tishina_1888.jpg

Заканчивается Великий пост, и все яснее приходит понимание и осознание тех даров, которые он дает православному христианину. Конечно, как и в другое любое установленное Церковью время воздержания (будь то длинные либо же короткодневные посты), в Святую Четыредесятницу мы призваны избавиться от страстей, подготовиться к радостной встрече со Христом. И в меру своих сил стараемся мы с помощью Божией в этом делании преуспеть. Но ещё начиная с первой недели поста и заканчивая службой Великой субботы, мы, слушая песнопения и чтения, звучащие в Церкви, учимся молчать.

Современный человек сам себя поставил быть мерилом всех вещей. «Я знаю, что говорю! Я так сказал! Лучше меня послушай!», - такими и похожими фразами мы привыкли доказывать свою исключительную правоту. Мы, утерявшие связующую нить истории, свергнувшие «старые и ветхие» идеалы, стремящиеся все и вся поставить себе на службу, не привыкли молчать! Неуемное «эго» требует неуемного внимания к себе, которого невозможно достичь молчанием. И вот потому мы норовим на каждом шагу высказать свое мнение по всем вопросам, сказать «правду» обо всем, что знаем, известить всех о своих успехах и чужих поражениях!

Мы не привыкли беречь и с трепетом взращивать в голове и сердце мысли и слова - напротив, ещё только появившиеся ранние «всходы» стремимся вырвать с корнем и всем продемонстрировать. Много слов, много звуков, много лишних движений у современного человека, но из этой всей «массы многого» полезным оказывается очень ничтожная часть. Много шума из ничего!

Шум. К нему мы привыкли. Шум улиц, шум людской суеты, шум музыки в наушниках, шум телевизора дома. Мы отвыкли от тишины! Отучились ценить молчание и покой! Оставьте современного человека одного в поле вдали от цивилизации, без какого бы то ни было гаджета, порождающего звук... Cиленсофобия (или иремофобия) - боязнь тишины. Это диагноз, который сейчас можно поставить буквально каждому городскому жителю. Но почему мы её боимся? Смею предположить, что оттого, что в ней нет нас, точнее, в ней мы «звучим» не так, как привыкли, а по-настоящему.

Именно в абсолютной тишине слышен скрип нашей души, просевшей, как старая телега, под грузом страстей и грехов. В тишине слышится тихий, но неимоверно звонкий обличающий нас голос нашей совести! В беззвучии мы понимаем, что все наши громкие, правдивые и искренние слова - порой не что иное, как всего лишь глупое сотрясание воздуха.

Наш мир порой напоминает мне улей, полный жужжащими трутнями, среди которых еле различимо трудятся в сосредоточенном молчании смиренные пчелы. И если трутни почем зря жалят друг друга и жужжат, не переставая, то единичные пчелки рядом с ними, не обращая внимания на их громкое «Ж-Ж-Ж-Ж», трудятся целыми днями в молчании, только лишь своим примером показывая иной, другой способ существования.

Вспоминается начало поста: первая неделя, первые длинные службы, на фоне жужжащего вокруг мира - тихая молитва в храме. Редкие песнопения, и практически вся служба - среди тишины и чтения. Именно тогда, на службе, приходит понимание абсурдности шума. «Бог не в ветре бурне», как у Илии, а, напротив, - «глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19. 11-12).

- Молчи, слушай и молись в этой благодатной тишине, человек! - предлагает нам Церковь.

- Молчать? Как это? О чем молчать вообще? - наш кичливый разум готов к восстанию.

- Молчи, чтобы услышать голос Бога! Молчи, чтобы услышать свою душу! Молчи, потому что все твои слова - это лишь бессмысленное жужжание! Молчи, чтобы понять ценность и красоту каждого слова и через это приблизиться к единственно важному Слову, Которым все начало быть! (см. Ин. 1. 3) - обращается к нам Церковь через чтения и песнопения Великой Четыредесятницы.

Вот оно - страшное МОЛЧАНИЕ!!! Почему страшное? Потому что непривычное, потому что наедине с Богом, и к тому же слыша нестерпимый вой и гомон страстей, терзающих душу! Кричать? Вопить? Незачем, да и бессмысленно! Потому что кричать не на другого, а на свою лень, гордость и безответственность! И вопить только лишь об исключительно СВОИХ безответственности, безалаберности, попустительстве. Молчание и тихая молитва - спасение из этого непонятно когда и как поселившегося внутри нас «кричащего ада».

И вот постепенно приходит радость молчания, радость тишины, радость Великой субботы...

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет», - слышим мы во время литургии Великой субботы. И вот молчим мы уже не из-за какого-то рабского страха, не потом что «надо» - мы молчим, так как понимаем всю драгоценность происходящего! «Драгоценность тишины», - категория, далекая от современного человека и в то же время так жизненно необходимая ему. В тишине храма происходит чудесное Благовещение, в тишине Вифлеемской ночи рождается Спаситель, в тишине пустыни искушает диавол Христа, в тишине Гефсимании молится «до пота кровава» Тот, который «искупил ны от клятвы законныя», в тишине спешат мироносицы ко гробу своего Учителя...

Сама радость Пасхи Христовой - торжество Смиренного, Тихого и Молчащего над кричащим, орущим и рычащим адом.

В тишине был сотворен наш мир. Молчание - высшая форма молитвы и предстояния перед Богом. Когда Он рядом, уже не нужны никакие слова, громкие фразы, яркие лозунги. Великий пост, помимо всего прочего, возвращает нам и утерянную добродетель молчания. Молчания не в смысле безразличия и потворства греху, но в значении воздержанности от пустословия и праздности, так нам свойственных.

Юрий КИЩУК

http://www.prichody.ru/parishioners-on-the-feasts/21130/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Юрий Кищук
Уроки русского востоковедения
К 130-летию окончания русско-турецкой войны и подписанию Берлинского трактата
27.06.2008
Мрачная будущность нашей свободы
(К 126 летию со дня рождения Ивана Ильина)
17.03.2008
Все статьи Юрий Кищук
Последние комментарии
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Виктор
08.12.2022 15:43
Краткая история Хаоса
Новый комментарий от Сант
08.12.2022 14:34
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от р.Б.Алексий
08.12.2022 13:33
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Vladislav
08.12.2022 11:23
Германию может спасти только Россия
Новый комментарий от учитель
08.12.2022 10:27
Про «культуру»
Новый комментарий от С. Югов
08.12.2022 09:23