Боязнь тишины

0
343
Время на чтение 4 минуты

tishina_1888.jpg

Заканчивается Великий пост, и все яснее приходит понимание и осознание тех даров, которые он дает православному христианину. Конечно, как и в другое любое установленное Церковью время воздержания (будь то длинные либо же короткодневные посты), в Святую Четыредесятницу мы призваны избавиться от страстей, подготовиться к радостной встрече со Христом. И в меру своих сил стараемся мы с помощью Божией в этом делании преуспеть. Но ещё начиная с первой недели поста и заканчивая службой Великой субботы, мы, слушая песнопения и чтения, звучащие в Церкви, учимся молчать.

Современный человек сам себя поставил быть мерилом всех вещей. «Я знаю, что говорю! Я так сказал! Лучше меня послушай!», - такими и похожими фразами мы привыкли доказывать свою исключительную правоту. Мы, утерявшие связующую нить истории, свергнувшие «старые и ветхие» идеалы, стремящиеся все и вся поставить себе на службу, не привыкли молчать! Неуемное «эго» требует неуемного внимания к себе, которого невозможно достичь молчанием. И вот потому мы норовим на каждом шагу высказать свое мнение по всем вопросам, сказать «правду» обо всем, что знаем, известить всех о своих успехах и чужих поражениях!

Мы не привыкли беречь и с трепетом взращивать в голове и сердце мысли и слова - напротив, ещё только появившиеся ранние «всходы» стремимся вырвать с корнем и всем продемонстрировать. Много слов, много звуков, много лишних движений у современного человека, но из этой всей «массы многого» полезным оказывается очень ничтожная часть. Много шума из ничего!

Шум. К нему мы привыкли. Шум улиц, шум людской суеты, шум музыки в наушниках, шум телевизора дома. Мы отвыкли от тишины! Отучились ценить молчание и покой! Оставьте современного человека одного в поле вдали от цивилизации, без какого бы то ни было гаджета, порождающего звук... Cиленсофобия (или иремофобия) - боязнь тишины. Это диагноз, который сейчас можно поставить буквально каждому городскому жителю. Но почему мы её боимся? Смею предположить, что оттого, что в ней нет нас, точнее, в ней мы «звучим» не так, как привыкли, а по-настоящему.

Именно в абсолютной тишине слышен скрип нашей души, просевшей, как старая телега, под грузом страстей и грехов. В тишине слышится тихий, но неимоверно звонкий обличающий нас голос нашей совести! В беззвучии мы понимаем, что все наши громкие, правдивые и искренние слова - порой не что иное, как всего лишь глупое сотрясание воздуха.

Наш мир порой напоминает мне улей, полный жужжащими трутнями, среди которых еле различимо трудятся в сосредоточенном молчании смиренные пчелы. И если трутни почем зря жалят друг друга и жужжат, не переставая, то единичные пчелки рядом с ними, не обращая внимания на их громкое «Ж-Ж-Ж-Ж», трудятся целыми днями в молчании, только лишь своим примером показывая иной, другой способ существования.

Вспоминается начало поста: первая неделя, первые длинные службы, на фоне жужжащего вокруг мира - тихая молитва в храме. Редкие песнопения, и практически вся служба - среди тишины и чтения. Именно тогда, на службе, приходит понимание абсурдности шума. «Бог не в ветре бурне», как у Илии, а, напротив, - «глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19. 11-12).

- Молчи, слушай и молись в этой благодатной тишине, человек! - предлагает нам Церковь.

- Молчать? Как это? О чем молчать вообще? - наш кичливый разум готов к восстанию.

- Молчи, чтобы услышать голос Бога! Молчи, чтобы услышать свою душу! Молчи, потому что все твои слова - это лишь бессмысленное жужжание! Молчи, чтобы понять ценность и красоту каждого слова и через это приблизиться к единственно важному Слову, Которым все начало быть! (см. Ин. 1. 3) - обращается к нам Церковь через чтения и песнопения Великой Четыредесятницы.

Вот оно - страшное МОЛЧАНИЕ!!! Почему страшное? Потому что непривычное, потому что наедине с Богом, и к тому же слыша нестерпимый вой и гомон страстей, терзающих душу! Кричать? Вопить? Незачем, да и бессмысленно! Потому что кричать не на другого, а на свою лень, гордость и безответственность! И вопить только лишь об исключительно СВОИХ безответственности, безалаберности, попустительстве. Молчание и тихая молитва - спасение из этого непонятно когда и как поселившегося внутри нас «кричащего ада».

И вот постепенно приходит радость молчания, радость тишины, радость Великой субботы...

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет», - слышим мы во время литургии Великой субботы. И вот молчим мы уже не из-за какого-то рабского страха, не потом что «надо» - мы молчим, так как понимаем всю драгоценность происходящего! «Драгоценность тишины», - категория, далекая от современного человека и в то же время так жизненно необходимая ему. В тишине храма происходит чудесное Благовещение, в тишине Вифлеемской ночи рождается Спаситель, в тишине пустыни искушает диавол Христа, в тишине Гефсимании молится «до пота кровава» Тот, который «искупил ны от клятвы законныя», в тишине спешат мироносицы ко гробу своего Учителя...

Сама радость Пасхи Христовой - торжество Смиренного, Тихого и Молчащего над кричащим, орущим и рычащим адом.

В тишине был сотворен наш мир. Молчание - высшая форма молитвы и предстояния перед Богом. Когда Он рядом, уже не нужны никакие слова, громкие фразы, яркие лозунги. Великий пост, помимо всего прочего, возвращает нам и утерянную добродетель молчания. Молчания не в смысле безразличия и потворства греху, но в значении воздержанности от пустословия и праздности, так нам свойственных.

Юрий КИЩУК

http://www.prichody.ru/parishioners-on-the-feasts/21130/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кищук
Уроки русского востоковедения
К 130-летию окончания русско-турецкой войны и подписанию Берлинского трактата
27.06.2008
Мрачная будущность нашей свободы
(К 126 летию со дня рождения Ивана Ильина)
17.03.2008
Все статьи Юрий Кищук
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02