"Только мысль о Боге..."

К 100-летию со дня кончины К. П. Победоносцева

Юрий Кищук 
0
23.03.2007 110

"10 марта (1907 года) умер Константин Петрович Победоносцев.
Это был последний могикан старых государственных воззрений,
разбитых 17 октября 1905 года. Но, тем не менее, как я уже
имел случай говорить, это был действительно очень крупный
могикан... редкий государственный человек по своему
уму, по своей культуре и по своей личной незаинтересованности".
Граф Витте
.



Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению многогранной и удивительной натуры Победоносцева во всяческих ее проявлениях, хотелось бы прежде вспомнить те исторические события, обстоятельства которые сопутствовали жизни и деятельности, наверное, самого известного в истории Русской Православной Церкви обер-прокурора Священного Синода.

К. П. ПобедоносцевКонстантин Петрович Победоносцев родился 21 мая 1827 г. в Москве. Его отец был профессором российской словесности в Московском университете, а дед приходским священником, служившим сначала в Звенигородском уезде, а потом в Москве. Семья Победоносцева была глубоко религиозной. В 1846 г. Победоносцев окончил училище правоведения и был определен на службу в 8-ой департамент Сената в Москве. К 1862 г. он стал статским советником, обер-прокурором 8-ого департамента. Одновременно Победоносцев активно изучал источники по истории русского гражданского права, выступал с публикациями по этой теме и читал лекции в Московском университете.

Приглашение преподавать право наследнику, великому князю Николаю Александровичу, а после его смерти - великому князю Александру Александровичу, способствовало приближению Победоносцева к царской семье. Покинув Москву, он переехал в Петербург, где его карьера получила дальнейшее развитие. В 1868 г. он стал сенатором, в 1872 - членом Государственного совета, а с 1880 по 1905 г.г. занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

Судя по воспоминаниям современников, портретам живописцев и фотографов Победоносцев был высокого роста, худощавого телосложения, лицо гладко брил, носил очки. Жил уединенно, в общении был сух и немногословен, не терпел не обоснованных возражений. Отличался исключительным трудолюбием, имел литературный дар, написал много научных трудов, при этом не пользовался ни чьими услугами. В общении с простыми людьми был добродушен, часто оказывал материальную помощь бедным. Обладал даром убеждать собеседника в правоте своих идей. Внимательно следил за развитием науки, литературы, формированием политических течений, за деятельностью политических партий.

Действия Победоносцева на посту обер-прокурора нельзя оценивать односторонне. 8 апреля 1902 г. Победоносцев писал Николаю II о своей карьере: "Я стал известен в правящих кругах, обо мне стали говорить и придавать моей деятельности преувеличенное значение. Я попал, без всякой вины своей, в атмосферу лжи, клеветы, слухов и сплетен. О, как блажен человек, не знающий всего этого и живущий тихо, никем не знаемый на своем деле!".

Типичную и наиболее выразительную характеристику Победоносцева, даёт К. Н. Леонтьев: "Человек он очень полезный; но как? Он как мороз; препятствует дальнейшему гниению; но расти при нём ничего не будет. Он не только не творец, но даже не реакционер, не восстановитель, не реставратор, он только консерватор в самом тесном смысле слова; мороз я говорю, сторож; безвоздушная гробница; старая "невинная" девушка и более ничего!!!"

Для Розанова Победоносцев был: "Гамлет по устроению и Дон-Кихот по историческим задачам". По мнению С. А. Венчерова, Победоносцев - "... создал целую стройную теорию застоя".

Конечно же, говоря о деятельности К. П. Победоносцева на посту обер-прокурора Священного Синода нельзя не вспомнить про его несогласие его с идеей самоуправления Церкви и нежелание ослабить над ней государственную опеку. Он отождествлял самоуправление Церкви со стремлением к парламентаризму: "Идеалисты наши пропагандируют... соборное управление Церковью посредством иерархии и священников. Это было бы то же самое, что ныне выборы, земские и крестьянские, из коих мечтают составить представительное собрание для России". До конца жизни Победоносцев оставался принципиальным противником восстановления патриаршества, с недоверием относился к св. Иоанну Кронштадтскому, противодействовал начинаниям митр. Антония (Храповицкого), пытался воспрепятствовать канонизации св. Серафима Саровского. Бердяев так отзывается о Победоносцеве: будучи "теократом в государстве", он оставался "бюрократом в Церкви".

В тоже время следует помнить и о заслугах К.П. Победоносцева. Среди них в первую очередь стоит назвать основание церковноприходских школ, строительство сельских храмов, материальную помощь духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности.

Победоносцев был одним из тех людей слова, которых не утратили для нас свою силу и по ныне. Может быть, встречаясь, раз в неделю с Достоевским он все-таки смог почти мгновенно и бесповоротно перенять у великого писателя одну важную черту характера - смело и открыто говорить о том, что тяготит современного человека.

Победоносцев открывал человеку истинную причину появления той на первый взгляд неведомой нам силы, которая тянет нас к земле и, опутывая нашу душу паутиной безразличия, затуманивает наш взгляд, при этом неутомимо разъедая наше сердце, словно кислотой унынием и отчаянием. "Вдумываясь в жизнь, приходишь к тому заключению, что у каждого человека, в ходе его духовного развития, всего дороже всего необходимее сохранить в себе неприкосновенным простое природное чувство человеческого отношения к людям, правду и свободу духовного представления и движения. Это - неприкосновенный капитал духовной природы, которым душа охраняется, обеспечивается от действия всяких чиновных форм и искусственных теорий, растлевающих незаметно простое нравственное чувство", - с сердечной заботой о современном человеке писал Победоносцев.

Описывая глубоко уязвленное гордостью и другими страстями состояние современного человека Победоносцев писал: "Всякий рядовой мечтает попасть в генералы фортуны, попасть не трудом, не службою, не исполнением дела и действительным отличием, но попасть случаем и внезапной наживой. Всякий успех в жизни стал казаться делом случая и удачи, и этою мыслью все возбуждены более или менее, точно азартною игрою и надеждой на выигрыш". И как же не прейти в удивление, вспомнив, что эти слова Победоносцев обращал не к нам потомкам, а к своим современникам. Выходит, что человек XXI века, увлекшись прогрессом и стремлением к обогащению материальному, как бы это парадоксально не звучало, совсем забыл о развитии своих душевных чувств.

Современному человеку, находясь в век неумолимо развивающегося прогресса в гуще событий необходимо всегда держать своей голове слова Победоносцева: "Чем более усложняется жизнь, тем более расчленяется. Успех промышленности основан на разделении труда, успех знания - на специализации наук. Жизнь наша раздроблена на кусочки, раздроблены и обязанности. Иные лежат на нас в доме ив семье, другие - вне дома, в отношениях к людям; все они расписаны и занумерованы, иногда в гомеопатических дозах, чтобы не очень смущать нас. Стремление разделять жизнь на малые части, к которому во всякое время склонен, был человек, овладело в наше время всеми. Что же может теперь связать воедино нашу раздробленную жизнь? Ничто иное - только мысль о Боге и Его отношении к нашей жизни; только это откроет нам истинное значение бытия нашего, даст возможность сквозь массу дробностей, из коих по необходимости состоит жизнь наша, распознать единую великую вселенскую цель, одушевляющую и возвышающую бытие человеческое".
Юрий Кищук, Декан Карагандинского филиала Миссионерско-богословского факультета Алматинского Епархиального Духовного училища

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Юрий Кищук
Уроки русского востоковедения
К 130-летию окончания русско-турецкой войны и подписанию Берлинского трактата
27.06.2008
Все статьи Юрий Кищук
Последние комментарии
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от Полтораки
14.06.2021 14:55
Владислав Сурков нынче за силовое решение по Украине
Новый комментарий от Денис
14.06.2021 13:17
Каков тренер — такова и команда
Новый комментарий от печеклад
14.06.2021 13:03
Возмущён!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
14.06.2021 12:49
Пора наводить порядок в истории, или Фобии ДУМ Татарстана
Новый комментарий от Владимир Петрович
14.06.2021 08:12
Город, в который невозможно не влюбиться
Новый комментарий от Alexandеr
14.06.2021 04:23