- Стоп, какая-такая зима, - одернул я себя. - Там же вроде как про любовь было?
Впрочем, у нас что зима, что любовь - никакой разницы. И та, и другая являются неожиданно, несмотря на повторяющуюся периодичность. Но если с любовью просто: "Бабам цветы, детям мороженое, смотри только не перепутай!", то с зимой будет посложнее.
Вдруг оказывается, что лимиты на уборку снега не выделены, техники не хватает, тепло успели подать не во все дома, где-то лопнули трубы, где-то замерзла канализация, крыши и дороги убирать некому и т.д. Спустя десять-пятнадцать дней после неожиданного наступления зимы, постепенно появляется все то, что давно уже должно было просто быть: тепло в домах, снегоуборочные машины на дорогах, дворники у подъездов и т.д. И жизнь могла бы вообще наладиться, если бы не досадные новые, старые неожиданности. Их так много, что обо всех так просто не скажешь.
Ну, вот хотя бы такой пример: снегоуборочные машины, получив наряды на чистку дорог, делают это настолько прилежно, что на выездах из дворов тотчас вырастают когда метровые, а когда и многометровые крепостные валы, состоящие из ледяных глыб, так спрессованных грязью, что через них не могут пробраться подчас даже самые сильные трактора. Что уж говорить о каких-то там окашках, жигуленках и всяких там легковых фордах с короллами, которые просто оказываются запертыми в капканах дворов?
Народ начинает думать, что местное начальство, напрочь позабыв об очистке примыканий, специально заваливает дворы снежно-ледяной грязью, чтобы на вычищенных дорогах лишние транспортные особи не болтались между колесами общественного транспорта. В какой-то степени цель эта достигается. Побросав свои машины в заваленных снегом дворах, народ устремляется на штурм общественного транспорта.
А там его поджидает очередная повторяющаяся неожиданность: оказывается, общественного транспорта не хватает. Тот, что в наличии, мало приспособлен к зимним условиям. И народ часами вымораживается на остановках, дожидаясь момента, когда удастся втиснуться в нутро троллейбуса или маршрутки и на некоторое время испытать новые ощущения, подобные тем, что выпадают на долю кильки в кузове рефрижератора.
И народ снова оказывается виновным в том, что оставляет свои машины уже не во дворах, а на обочинах дорог... Круг замыкается.
Зимой выясняется, что население состоит из очень странных особей. Оно всем и всегда недовольно. Ему бы радоваться бесплатному и увлекательному экстриму, который им устраивает местная администрация и который так разнообразит в общем тусклую, городскую жизнь, - а оно жалуется. А на что, собственно, жаловаться?
Ну вот взять хотя бы те же выезды из дворов на трассу, или как их называют - примыкания. Нет бы вспомнить, что в свое время орды хана Батыя целых десять дней не могли преодолеть такие же укрепления под стенами Козельска и порадоваться тому, что мы их преодолеваем теперь практически за вечер. Нет бы похвалить себя за эту сноровку и умение, а заодно и поблагодарить местную администрацию за заботу и возможность ежедневно тренироваться в преодолении препятствий! Нет, население почему-то все канючит: убери да убери... Им, видите ли, не просто расчисти дорогу, а еще так, чтобы они могли выехать из двора и не опоздать на работу! А того и не понимают, что на расчистку примыканий требуются денежки. И если их так вот бездарно на эти самые примыкания истратить, то что ж тогда осядет в карманах соответствующего начальства?
И вообще, какое-то нетерпеливое оно, это население: никак не хочет понять, что всего-то через каких-то три месяца придет сама по себе весна, и не надо будет чистить никаких примыканий...
Вообще многими наблюдателями давно уже подмечено, что эта неожиданная в наших широтах зима еще и вообще вредна. Потому что значительно резче, чем летом, проявляет противоречия между народом и его слугами. Народ звонит в администрацию и просит:
- Двор у нас занесло почти до крыш, тонем в снегу, выйти не можем, почистите пожалуйста!
А слуги ему отвечают:
- Вы свои квартиры и дома приватизировали - вот сами теперь свои дворы и чистите!
- Ну как же так, - недоумевает народ, - ведь дворы-то наши мы не приватизировали, вы ж нам не дали свидетельства о праве на эту землю...
- Это ваши проблемы! - отвечают слуги народа. - Идите и оформляйте!
- Так ведь вы ж не оформляете! - Снова жалуется непонятливый народ. - Вы же эту самую землю обрезаете по самое никуда, по отмостки, не оставляя даже тротуаров - двор-то получается не наш, а ваш!
- Двор ваш - отвечают слуги народа. - Это не мы, а вы гуляете в этом дворе со своими колясками, детками, собачками и прочими предметами - значит, вы и должны чистить двор сами! А если не согласны - идите вы в... суд!
- Ну какой же суд, когда никакого закона нету? - пытается дознаться народ, но в трубке уже давно гудки...
"Мы же платим не только налоги, но и немалые деньги за содержание жилья, - вдруг вспоминает этот странный народ - значит, администрация все же должна отвечать за чистоту во дворах и за порядок в домах, а иначе - для чего мы ее избираем?" Чтобы найти ответ на этот простой вопрос, народ бросается к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N131-ФЗ. И обнаруживает, что там на этот вопрос ответа нет.
- Тогда вообще, для чего же мы этих мэров-то избираем? - чешет репу народ, заодно поминая местное начальство не всегда злым, и не всегда матерным словом. Ответа народ на этот вопрос пока еще не услышал. Видать, ответ настолько сложен, что не найдя его, решили попробовать не избирать губернаторов. И все получилось. Вот только для населения ничего не поменялось. Губернаторы дворы тоже не чистят.
Или вот еще небольшая проблемка. Каждая зима приносит населению новые повышения тарифов за пользование электроэнергией. Ну да, мы страна зимняя, зимой, как известно, более темно, чем летом и электричества требуется больше. А вот этот непонятливый народ все никак не может взять в толк, за что он платит денежку всяким там гор-муп-гуп-энерго, горсветам, энергонадзорам, регенерирующим компаниям и прочим конторам, коих развелось больше, чем тараканов на кухне у плохой хозяйки.
Ведь было время, когда народ платил всего по 4 копейки за киловатт-час. Тогда во всю мощь работали тысячи мощных заводов, на которых никто особо не стремился экономить электроэнергию. Бывало, мощные трехфазные асинхронные двигатели устанавливались там, где за глаза хватило бы маленького однофазничка. По ночам мощные фонари освещали города и дороги на всей территории страны. И - ничего, электричества хватало!
А сегодня, когда больше половины заводов стоит, многие города ночью укутываются темнотой, дороги чаще всего освещаются только фарами автомобилей - сегодня, оказывается, катастрофически (!) не хватает электроэнергии! Оказывается, более 60% оборудования выработало свой ресурс и в очередную неожиданную зиму, если верить словам г-на Чубайса, мы рискуем остаться без света и без тепла...
Впрочем, зачем верить или не верить Чубайсу, если уже случилось то, что казалось невозможным даже во времена Великой Отечественной войны: Москва, столица, осталась без электричества!
И хотя каждый раз этому непонятливому народу говорят, что основные фонды стареют, что надо многое ремонтировать и модернизировать, что это все стоит больших денег, этот непонятливый народ продолжает задавать свои дурацкие вопросы. Например: куда г-н Чубайс тратит наши денежки, если, получая с каждым годом от нас все больше и больше, он за 10 лет своей безупречной службы достиг только того, что стал отключать целые города, и добился, что 60% оборудования стало почти негодным?
Ну никак не может глупый народ понять, что помешало РАО "ЕЭС" использовать эти наши кровные, усиленно собиравшиеся с нас все эти 10 лет, на ту же модернизацию оборудования? И вообще, несносный этот народ интересуется: может быть, денежки наши попали в очередную коробку из-под ксерокса? Так может, надо помочь найти ее? А может, эту коробку уже нашел СПС?
Мы сегодня платим, повторяет непонятливый народ, не 4 коп. за киловатт-час, а целых 2 руб. 22 коп., т.е. в несколько десятков раз больше, чем раньше, даже по сравнимым показателям покупательной способности рубля. И платим по счетчику реально и постоянно.
А вот мой знакомый предприниматель тоже никак не может взять в толк, почему он каждый год платит г-ну Чубайсу все больше и больше, если в его магазине вот уже десять лет количество электроприборов не только не увеличилось, но даже уменьшилось? При этом и система подсчета, предложенная ему энергетиками, весьма мудреная: количество киловатт-часов, которое появляется на его счетчике, он должен умножить на 20, а потом полученную сумму еще перемножить на тариф 2 руб. 50 коп. Столь круто растущая коммуналка сжирает почти всю прибыль. И потому мой знакомый всерьез подумывает, а не забросить ли этот малый бизнес, который такими тарифами усердно разваливают прилежные слуги народа и не податься ли самому в эти самые слуги? Ведь их количество не случайно выросло в десятки раз, даже по сравнению с временами СССР... Но что будет со страной, если в ней останутся только олигархи и чиновники?
Все эти и многие другие вопросы навеяла мне не только моя борьба со снегом, но и пресс-конференция журналистов с Президентом РФ, которую я слушал, по приемнику в машине. И я тогда еще подумал: ну зачем задавать Президенту вопрос о третьем сроке, ответ на который все давным-давно знают, зачем спрашивать о Литвиненко, там же и так все ясно, зачем мне знать, о чем Президента спросила фрау Меркель и т.д.?
Вот если бы мне дали право задать вопросы Президенту я бы наверное задал те самые, которые задает дотошный наш народ. Почему эти вопросы не пришли в головы корреспондентов? Может быть, потому, что никто не ожидал получить на них ответы? А - хотелось бы.
Вячеслав Иванович Боляк, адвокат Нижегородской палаты адвокатов