"Главная задача на сегодня: воспитать, раскрыть и защитить личность"

Беседа с известным педагогом, автором и разработчиком курса "Основы православной культуры" А.В. Бородиной

СПРАВКА:

Алла Валентиновна Бородина - автор и разработчик курса "Основы православной культуры", главный редактор издательства "Основы православной культуры", президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры "Основы православной культуры", кавалер ордена прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н.Толстого, координатор Движения "Народный собор".


А.В.Бородина, автор курса "Основы православной культуры"- Алла Валентиновна, Вы являетесь одним из координаторов Движения "Народный Собор". Имея представление о Ваших печатных трудах и общественной деятельности, трудно переоценить Вашу занятость - почему Вы находите возможность поддерживать "Народный собор", считаете это для себя важным?

- Среди множества общественно-патриотических движений и организаций, созданных в последнее время, найти и выделить какое-то новое и более важное для себя, более надёжное не так просто.

Опыт последних лет и анализ событий XX века не позволяют полагаться только на слова, формулировки, идеи. Хотя от названия, направления, конечно, в значительной степени зависит наше доверие тому или иному общественному явлению. Идея соборности, народности, единства уже в названии данного православно-патриотического движения говорит сама за себя, располагает к доверию. Но кто в наши дни решается признаться, что он против традиционности, русской культуры, против национализма в том смысле, в котором разрабатывали его наши философы Ф.Достоевский, И.Ильин и другие, то есть на православной основе? Понятно, что сегодня даже самый отъявленный русофоб, и тот рядится в патриота, если хочет поддержки народной. Сегодняшняя ситуация уже сильно отличается от 90-х годов прошлого века, когда не все ещё понимали, что такое либерализм, западная цивилизация и т. д.

- Поэтому второй важный вопрос - люди, то есть те, кто осуществляют идею?

Нужно знать, видеть людей, которые взялись за дело. Сразу ясно, например, что положительного результата не будет, когда в организационный центр привлекаются временщики, люди, авторитет и возможности которых связаны с явлениями временными, - должностью в государственной системе управления, выборами и т. д. В этом случае ненадёжность дела очевидна.

Во-первых, это самые зависимые люди, на них полагаться нельзя даже в главном, то есть в идейном, концептуальном плане, ввиду их должностной или партийной зависимости. Во-вторых, по своей занятости они сами работать оперативно, что-то выполнять быстро и качественно не могут: с одной стороны на них давит занятость, с другой - ответственность, с третьей - всё та же зависимость, а с четвёртой - ещё и отсутствие привычки самостоятельно работать. Поэтому, как правило, даже если они и готовы "возглавить", "влиться", "войти" в новое движение, то далее должен быть целый аппарат, чтобы обслужить такого "главу". На организацию и деятельность такого "руководства" нужны огромные средства и большой запас времени: подбор кадров, постановка задач, организация согласований по каждому вопросу, каждому слову, каждому шагу. Такая деятельность в современных условиях становится слишком дорогостоящей и бесперспективной. Поэтому попытки на уровне провозглашения идеи есть, а дальше всё распадается. Кроме того, с утратой должности такой временщик, так условно его называем, теряет свои полномочия, возможности, авторитет.

Для жизнеспособности, жизнестойкости, мобильности и эффективности движения должны быть самодостаточные личности, плодотворность, возможности которых принадлежат самим личностям, авторитет и доверие к которым в народе зависит не от занимаемых должностей, а заслужены талантами, уже состоявшимися трудами, убеждениями и т. д. В "Народном соборе" я вижу именно таких людей. Это - залог успеха.

Вообще нужно учиться поддерживать и ценить ЛИЧНОСТЬ и конкретные труды не менее, чем идеи. Неужели история наша нас так ничему и не научила?! Сколько уже хороших идей было, а сколько из них было дискредитировано! А ЛИЧНОСТИ - остались. Даже оклеветанные, замученные, они остались. Они и в культуре, и в гражданском опыте русского народа, и в мировой культурной и гражданской памяти остались. И в вечность уходят ЛИЧНОСТИ, воинство духовное пополняют ЛИЧНОСТИ, а не идеи. И жизнь дарована будет такому народу, который не из населения и лозунгов состоит, а из ЛИЧНОСТЕЙ, которые ценят друг в друге Бога.

- Но ведь дискредитировать при желании можно любую идею! Как этого избежать? Определить сразу нелегко, кто куда поведёт и как поступит...

- Очень легко.

Не нужно сотрудничать с теми, кто себя уже зарекомендовал как противник отечественных традиций, пропагандист либеральных ценностей и культуры, кто пользуется поддержкой западных правозащитных организаций, зарубежных фондов, либеральными СМИ, награды получает от католической церкви и т. д.

Есть знаковые для современной культуры проекты, народные в самом правильном смысле. Курс "Основы православной культуры" стал таким народным проектом. Для нашего народа отношение к этому курсу часто становится критерием истинности намерений того или другого деятеля или движения.

Вот, например, появилось молодёжное движение и миссионерское движение, и они как бы православные. Но народ не обманешь. Во-первых, если среди руководителей оказался известный либеральный проповедник и словоблуд, награждённый орденом католической церкви, это изначально лишает всякого доверия целое направление. Но дальше - больше. Мне звонят родители, побывавшие на мероприятиях, посвящённых этим общественным движениям, и возмущаются, как они говорят, "церковниками, которые дискредитируют само Православие, Церковь". Оказывается: на этих мероприятиях были подготовлены выступления претендентов в молодёжные лидеры, суть выступлений заключалась в следующем. Мол, дело только в спасении, что никакого образования не нужно, кто хочет спасаться, тот пусть спасается, а кто не хочет, пусть погибает, и что, поскольку министр образования и науки против курса "Основы православной культуры", то и не нужно портить отношений с высокопоставленным чиновником, а лучше с ним ладить... Звучала откровенная ложь по поводу экспертизы учебников, грифов и т.д., и т.п. Конечно, когда в этом участвует хоть один священник, пусть самый молодой, неопытный, это картина грустная, мягко говоря.

Однако авторитет курса ОПК оказался настолько высок, что несколько фраз против учебников А.Бородиной и против курса ОПК были расценены родительской общественностью, во-первых, как предательство самого Православия, во-вторых, как предательство Отечества, в-третьих, как сговор с Министерством образования и науки РФ по дальнейшему разрушению образования и борьбе с курсом ОПК, в-четвёртых, как попытки создавать организации для детей, лишённых полноценного образования. В этом усматриваются самые недобросовестные намерения, это могут быть новые секты, боевые общества и т. д. Для чего, спрашивается? Наверное, кого-то поставили пасти стадо Божие, а они ищут себе рабов? Но народ уже имеет определённый опыт осторожности и им пользуется.

Кстати, то же самое можно сказать и по поводу наименования курса. Родители требуют "Основ православной культуры", а кто-то вдруг активно навязывает менее конкретные названия, например, "Истоки", "Духовно-нравственное воспитание" и т. д. И московская система образования вдруг не возражает, а Московская область уже внедряет, и российский министр образования - согласен... Почему бы, дескать, и нет? Но родителей и учёных все это настораживает. Задумайтесь, это - прежде всего, удар по единству образовательного и культурного пространства России, по государству. Кроме того, навязывается курс, которого вообще ещё нет! А что ещё важно: такое название не гарантирует качества и даже никак не ориентирует содержание. Ведь и сатанизм - это тоже духовный мир. И оккультизм тоже. Да ведь и Гимлер вводил программу "Духовно-нравственное воспитание" в систему государственного образования, и это было мощным рычагом формирования фашизма и нацизма!..

Спрашивается: зачем же нам, имея надёжные, проверенные столетиями духовные основы, на которых базируется наша героическая история и великая русская культура с её идеей всечеловечности, любви к ближнему, равноправия вне зависимости расы, вероисповедания и т. д., давать законные лазейки для возможных проникновений фашистских, оккультных, экуменических и других идеологий?

- "Народный собор" относит себя к оппозиции по отношению к государственной власти?

- Вовсе нет. "Народный собор" скорее помогает государству по самым главным гражданским направлениям. Способствует объединению нации, всех народов России, сохранению единого государственного и культурно-образовательного пространства. Содействует обеспечению информационной безопасности страны. Оказывает помощь в продвижении наиболее значимых для национального развития проектов. Оказывает поддержку гражданам России в их творческой реализации, обеспечивает им юридическую защиту...

Кстати говоря, с этого "Народный собор" и начал свою деятельность - с защиты отдельных граждан, и рядовых, и известных всей стране, с расследований случаев грубейших нарушений их конституционных и иных прав. Ведь народ - это не толпа, но сообщество ЛИЧНОСТЕЙ, объединённое в первую очередь родной историей, общими устоями, принципами, идеями, и касается это буквально всего - национальной культуры, убеждений, воспитания и образование детей в соответствии с этими убеждениями...

Благополучие народа и государства зависит от ценностной ориентации человека и устойчивости традиций. Поэтому наша главная на сегодня задача - в рамках этих традиций воспитать ЛИЧНОСТЬ, создать для ее самореализации условия, а при необходимости - встать на ее защиту!
Взяла интервью Е.Викторова

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алла Бородина:
Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного уровней образования в рамках ФГОС
Выступление на секции «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (28.01.2019 г., Храм Христа Спасителя)
03.02.2019
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
04.02.2018
Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
07.02.2017
«Сделать духовно-нравственное воспитание подлинно евангельским...»
Выступление на семинаре «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно-нравственной личности обучающегося» XV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений (Обнинск, 26 февраля 2014 года)
06.03.2014
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не ради личности каждого из нас, а ради значимости тех дней»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-24 09:46
Богоборчество и запрет праздновать Пасху во всем мире
Новый комментарий от Ирина
2020-06-24 09:31
«Слава героям Отечественной войны! Ура!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-24 09:29
COVID-19: От Поветрия до Пурги. Часть II
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
2020-06-24 09:15
«Я голосую - ЗА поправки»
Новый комментарий от Kiram
2020-06-24 08:47
Пляска на костях
Новый комментарий от Полтораки
2020-06-24 08:43
«Эта ситуация нас всех объединила»
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-06-24 07:25