Алла Валентиновна Бородина - автор и разработчик курса "Основы православной культуры", главный редактор издательства "Основы православной культуры", президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры "Основы православной культуры", кавалер ордена прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н.Толстого, координатор Движения "Народный собор".
- Алла Валентиновна, Вы являетесь одним из координаторов Движения "Народный Собор". Имея представление о Ваших печатных трудах и общественной деятельности, трудно переоценить Вашу занятость - почему Вы находите возможность поддерживать "Народный собор", считаете это для себя важным?
- Среди множества общественно-патриотических движений и организаций, созданных в последнее время, найти и выделить какое-то новое и более важное для себя, более надёжное не так просто.
Опыт последних лет и анализ событий XX века не позволяют полагаться только на слова, формулировки, идеи. Хотя от названия, направления, конечно, в значительной степени зависит наше доверие тому или иному общественному явлению. Идея соборности, народности, единства уже в названии данного православно-патриотического движения говорит сама за себя, располагает к доверию. Но кто в наши дни решается признаться, что он против традиционности, русской культуры, против национализма в том смысле, в котором разрабатывали его наши философы Ф.Достоевский, И.Ильин и другие, то есть на православной основе? Понятно, что сегодня даже самый отъявленный русофоб, и тот рядится в патриота, если хочет поддержки народной. Сегодняшняя ситуация уже сильно отличается от 90-х годов прошлого века, когда не все ещё понимали, что такое либерализм, западная цивилизация и т. д.
- Поэтому второй важный вопрос - люди, то есть те, кто осуществляют идею?
Нужно знать, видеть людей, которые взялись за дело. Сразу ясно, например, что положительного результата не будет, когда в организационный центр привлекаются временщики, люди, авторитет и возможности которых связаны с явлениями временными, - должностью в государственной системе управления, выборами и т. д. В этом случае ненадёжность дела очевидна.
Во-первых, это самые зависимые люди, на них полагаться нельзя даже в главном, то есть в идейном, концептуальном плане, ввиду их должностной или партийной зависимости. Во-вторых, по своей занятости они сами работать оперативно, что-то выполнять быстро и качественно не могут: с одной стороны на них давит занятость, с другой - ответственность, с третьей - всё та же зависимость, а с четвёртой - ещё и отсутствие привычки самостоятельно работать. Поэтому, как правило, даже если они и готовы "возглавить", "влиться", "войти" в новое движение, то далее должен быть целый аппарат, чтобы обслужить такого "главу". На организацию и деятельность такого "руководства" нужны огромные средства и большой запас времени: подбор кадров, постановка задач, организация согласований по каждому вопросу, каждому слову, каждому шагу. Такая деятельность в современных условиях становится слишком дорогостоящей и бесперспективной. Поэтому попытки на уровне провозглашения идеи есть, а дальше всё распадается. Кроме того, с утратой должности такой временщик, так условно его называем, теряет свои полномочия, возможности, авторитет.
Для жизнеспособности, жизнестойкости, мобильности и эффективности движения должны быть самодостаточные личности, плодотворность, возможности которых принадлежат самим личностям, авторитет и доверие к которым в народе зависит не от занимаемых должностей, а заслужены талантами, уже состоявшимися трудами, убеждениями и т. д. В "Народном соборе" я вижу именно таких людей. Это - залог успеха.
Вообще нужно учиться поддерживать и ценить ЛИЧНОСТЬ и конкретные труды не менее, чем идеи. Неужели история наша нас так ничему и не научила?! Сколько уже хороших идей было, а сколько из них было дискредитировано! А ЛИЧНОСТИ - остались. Даже оклеветанные, замученные, они остались. Они и в культуре, и в гражданском опыте русского народа, и в мировой культурной и гражданской памяти остались. И в вечность уходят ЛИЧНОСТИ, воинство духовное пополняют ЛИЧНОСТИ, а не идеи. И жизнь дарована будет такому народу, который не из населения и лозунгов состоит, а из ЛИЧНОСТЕЙ, которые ценят друг в друге Бога.
- Но ведь дискредитировать при желании можно любую идею! Как этого избежать? Определить сразу нелегко, кто куда поведёт и как поступит...
- Очень легко.
Не нужно сотрудничать с теми, кто себя уже зарекомендовал как противник отечественных традиций, пропагандист либеральных ценностей и культуры, кто пользуется поддержкой западных правозащитных организаций, зарубежных фондов, либеральными СМИ, награды получает от католической церкви и т. д.
Есть знаковые для современной культуры проекты, народные в самом правильном смысле. Курс "Основы православной культуры" стал таким народным проектом. Для нашего народа отношение к этому курсу часто становится критерием истинности намерений того или другого деятеля или движения.
Вот, например, появилось молодёжное движение и миссионерское движение, и они как бы православные. Но народ не обманешь. Во-первых, если среди руководителей оказался известный либеральный проповедник и словоблуд, награждённый орденом католической церкви, это изначально лишает всякого доверия целое направление. Но дальше - больше. Мне звонят родители, побывавшие на мероприятиях, посвящённых этим общественным движениям, и возмущаются, как они говорят, "церковниками, которые дискредитируют само Православие, Церковь". Оказывается: на этих мероприятиях были подготовлены выступления претендентов в молодёжные лидеры, суть выступлений заключалась в следующем. Мол, дело только в спасении, что никакого образования не нужно, кто хочет спасаться, тот пусть спасается, а кто не хочет, пусть погибает, и что, поскольку министр образования и науки против курса "Основы православной культуры", то и не нужно портить отношений с высокопоставленным чиновником, а лучше с ним ладить... Звучала откровенная ложь по поводу экспертизы учебников, грифов и т.д., и т.п. Конечно, когда в этом участвует хоть один священник, пусть самый молодой, неопытный, это картина грустная, мягко говоря.
Однако авторитет курса ОПК оказался настолько высок, что несколько фраз против учебников А.Бородиной и против курса ОПК были расценены родительской общественностью, во-первых, как предательство самого Православия, во-вторых, как предательство Отечества, в-третьих, как сговор с Министерством образования и науки РФ по дальнейшему разрушению образования и борьбе с курсом ОПК, в-четвёртых, как попытки создавать организации для детей, лишённых полноценного образования. В этом усматриваются самые недобросовестные намерения, это могут быть новые секты, боевые общества и т. д. Для чего, спрашивается? Наверное, кого-то поставили пасти стадо Божие, а они ищут себе рабов? Но народ уже имеет определённый опыт осторожности и им пользуется.
Кстати, то же самое можно сказать и по поводу наименования курса. Родители требуют "Основ православной культуры", а кто-то вдруг активно навязывает менее конкретные названия, например, "Истоки", "Духовно-нравственное воспитание" и т. д. И московская система образования вдруг не возражает, а Московская область уже внедряет, и российский министр образования - согласен... Почему бы, дескать, и нет? Но родителей и учёных все это настораживает. Задумайтесь, это - прежде всего, удар по единству образовательного и культурного пространства России, по государству. Кроме того, навязывается курс, которого вообще ещё нет! А что ещё важно: такое название не гарантирует качества и даже никак не ориентирует содержание. Ведь и сатанизм - это тоже духовный мир. И оккультизм тоже. Да ведь и Гимлер вводил программу "Духовно-нравственное воспитание" в систему государственного образования, и это было мощным рычагом формирования фашизма и нацизма!..
Спрашивается: зачем же нам, имея надёжные, проверенные столетиями духовные основы, на которых базируется наша героическая история и великая русская культура с её идеей всечеловечности, любви к ближнему, равноправия вне зависимости расы, вероисповедания и т. д., давать законные лазейки для возможных проникновений фашистских, оккультных, экуменических и других идеологий?
- "Народный собор" относит себя к оппозиции по отношению к государственной власти?
- Вовсе нет. "Народный собор" скорее помогает государству по самым главным гражданским направлениям. Способствует объединению нации, всех народов России, сохранению единого государственного и культурно-образовательного пространства. Содействует обеспечению информационной безопасности страны. Оказывает помощь в продвижении наиболее значимых для национального развития проектов. Оказывает поддержку гражданам России в их творческой реализации, обеспечивает им юридическую защиту...
Кстати говоря, с этого "Народный собор" и начал свою деятельность - с защиты отдельных граждан, и рядовых, и известных всей стране, с расследований случаев грубейших нарушений их конституционных и иных прав. Ведь народ - это не толпа, но сообщество ЛИЧНОСТЕЙ, объединённое в первую очередь родной историей, общими устоями, принципами, идеями, и касается это буквально всего - национальной культуры, убеждений, воспитания и образование детей в соответствии с этими убеждениями...
Благополучие народа и государства зависит от ценностной ориентации человека и устойчивости традиций. Поэтому наша главная на сегодня задача - в рамках этих традиций воспитать ЛИЧНОСТЬ, создать для ее самореализации условия, а при необходимости - встать на ее защиту!
Взяла интервью Е.Викторова