Культура как составляющая общественного бытия, действительно, есть "духовно-нравственная субстанция". Хотя сферу её реализации я бы не сводил только к "духовной жизни народа", к одному лишь художеству, музеям и библиотекам. А именно об этом, прежде всего, идёт речь в "напутствии".
Мне кажется, культура есть понятие более всеобъемлющее. В сущности, она пронизывает и освещает всю человеческую деятельность. Ибо как творческий импульс Создателя она воплощается в трех различных, но нераздельных и равно значимых ипостасях жизни человека и общества - материальной, интеллектуальной и духовной. Поэтому, говоря о культуре, надо, на мой взгляд, яснее и настоятельнее иметь в виду то, что она сопряжена не только с областью художественной деятельности, но так же и настолько же с областью экономики, производства, науки, образования, религии (разумеется, в её традиционных формах), морали, - вообще со сферой положительного созидания, в которой человек, как известно, богоподобен.
Да, совершенно согласен с авторами статьи: мы должны беречь и поддерживать культуру и мы можем ею исцелиться! Но позволю себе уточнить: только если, во-первых, будем соотносить её со всей нашей жизнью, а во-вторых, не будем разделяться так, что люди творческих профессий будут сами по себе, педагоги и учёные - сами по себе, предприниматели, инженеры, изобретатели, рабочие, крестьяне - сами по себе. Я уж не говорю о представителях власти - этих жителях Олимпа... Нам разделяться совсем не нужно! Не целесообразно нам разделяться! Вредно нам это! Да не будет как в известной басне о лебеде, раке и щуке! Общество, разделённое по цеховым, корпоративным интересам, обречено!
И вот ещё что надо бы иметь в виду. Мы сегодняшние, осознанно или нет разбившиеся на разъединённые группы или слои, даже уже и не сами по себе! Мы все вместе, смею полагать, вне себя! Мы уже как бы и не народ, а население страны, электорат какой-то, вроде как нужный, но постольку поскольку... У нас всех - правителей, олигархов, прочих труждающихся и обремененных - нет общего интереса, идеи, задач, целей ни в нашем настоящем, ни в нашем будущем. Во всяком случае, таковые весьма слабо декларированы нам и ощущаются нами. У нас есть только прошлое. Да и к нему мы по-разному относимся - кто с ненавистью, кто с благоговением, кто равнодушно. Мы как сообщество не любим, не понимаем, не ценим себя... Мы чуть ли не утратили инстинкт самосохранения! Во всяком случае, мы последовательно разрушаем доставшееся нам наследие, вместе с плохим безоглядно и легкомысленно выкидывая на помойку хорошее. Как раб нерадивый, мы тупо зарываем оставленные нам нашими пращурами "таланты", наивно полагаясь на "авось" или надеясь на помощь какого-то доброго дяди. В частности, ученически следуя Западу или на Запад, мы неуклонно теряем свои некогда весьма мощные самобытные позиции. Например, в образовании ориентируемся на Болонское соглашение, отметая собственные замечательные, более чем трёхсотлетние образовательные традиции, причём совокупно с парадоксально низкой оценкой пока ещё имеющихся специалистов. В науке лишаемся лучших умов, технологий, направлений, ибо сегодня она не обеспечена и не престижна, к тому же значительно лучшие возможности для интеллектуальной самореализации есть и вновь создаются вне нашей страны. В духовно-художественной сфере всё чаще потворствуем низким и подчас нездоровым запросам потребительской среды, забывая ради презренной выгоды о высоком назначении искусства и религии. В экономике, производстве, сельском хозяйстве всё больше уподобляемся птичкам небесным, которые не сеют и не жнут, или той самой стрекозе, которая лето целое пропела, или туземцу, который за стеклянные бусы отдаёт золотоносную жилу. Мы самоуничтожаемся, пристрастившись превозносить чужое и низвергать своё, теряя хозяйское чувство в собственном доме, уничижая в себе ощущение исконной причастности к своей земле, своей Родине, к её истории. Мы нравственно деградируем, подменив принцип служения ради всех принципом служения только ради себя лично, декларировав демократические свободы, но в реальности не умея элементарно уважать друг друга и сведя общественные интересы и вкусы к гибельной потребности лишь в хлебе и зрелищах. Мы, ко всему прочему, безмятежно забыли о судьбе Великой Римской империи или о конце Византийской империи, которые исчезли с лица земли не только под воздействием извне, но главным образом в результате внутренних противоречий и разделения, в результате утраты обществом единых ценностных опор. А ведь это были государства с весьма высоко развитой культурой!
Видимо, дело не совсем в культуре. Хотя конкретно культурной сфере деятельности, равно, как образовательной, научной, хозяйственной, несомненно, государство должно оказывать куда большую поддержку. Видимо, дело в более общих, сущностных, недугах.
К сожалению, у меня нет рецепта для борьбы с губящими нас всех болезнями. Я обычный гражданин, испытывающий на себе, как и миллионы моих соотечественников все их тяготы; тот самый гражданин, о достоинстве которого, а равно и других простых людей нашей страны, кроме личных друзей и родных мало кто и редко вспоминает (разве что в программных и отчётных речах наших избранников: именно о достоинстве человека как общественной ценности акцентно говорят авторы "напутствия"). Но я твёрдо знаю: без главенства в жизни нашего общества великого нравственного императива "возлюби ближнего своего, как самого себя", без самоуважения, предполагающего столь же почтительное отношение к другим, без самоорганизации на основе всеопределяющего постулата "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", без утверждения прерогативы личной и взаимной ответственности друг за друга, за землю в которой мы родились и которую оставим своим детям, без наших единых созидательных усилий во имя нашего общего благоденствия, без всех этих краеугольных камней культуры - ничего у нас не получится путного!
Хотя конечно же, пока существует мир, жизнь всегда продолжалась вопреки всему... исторически очень медленно и трудно улучшаясь при молниеносных крахах.
Не думаю, однако, что данный факт утешителен!
Владимир Михайлович Кириллин, доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе, вед. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького, профессор и зав. кафедрой филологии Московской Духовной Академии, профессор ф-та МАСС МЕДИА Мог. гос. ун-та культ. и искусств