То, что сделали святые Кирилл и Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание нынешней славянской культуры, занявшей своё почётное место в мировой культуре человечества. Митрополит Никодим (Ротов)
Святые братья Константин-Кирилл (826-869) и Мефодий (814-885), греки, византийцы, уроженцы издавна заселённого славянами греческого города Солуни, являются главными героями истории просвещения славянских народов. Об этом свидетельствует немало греческих, латинских и славянских источников.
Святые братья были истинные служители христианской Церкви, неустанно трудившиеся как проповедники Слова Божия, как учители веры и знания. В своём рассказе биограф Константина Философа, не забывая о его духовных достоинствах, с большим тщанием тем не менее говорит о его подвигах учёности. Константин отстаивает иконопочитание в споре с бывшим Константинопольским патриархом Иоанном Грамматиком, поражает своей эрудицией представителей исламской образованности во время дипломатической миссии в Арабский халифат, переводит грамматику еврейского языка, предпринимает в Крыму поиски святых останков третьего епископа Рима и священномученика Климента, доказывает превосходство учения Христа иудейским и мусульманским богословам в Хазарии, обращает к христианству язычников. Наконец, трудится над просвещением славян. Биографа Мефодия интересует прежде всего его жизнь в Паннонии и Моравии после смерти брата. Это - преодоление притеснений со стороны немецкого духовенства, архиерейское служение, непрестанное учительство, литературные труды, народное признание. Работники во благо людей, они оба при духовной склонности к созерцанию и молитве были деятелями и созидателями.
В течение VI-X вв. по Р.Х. славянские племена расселились на огромной территории Европы от альпийских склонов и Балканского полуострова до Балтийского моря, от устья реки Эльбы до Днепра, Дона, Оки и Волги, освоив в ходе соприкосновения с другими культурами и этносами новые - протогородские и протогосударственные - формы общественной жизни. В X в. на арену истории выступают мощные Древнепольское и Древнерусское государства. Весь этот процесс неизменно сопровождался христианизацией славян, и, хотя источники подчёркивают самостоятельный характер выбора славянскими вождями новой веры, такой выбор определялся, конечно же, мощным культурным влиянием либо Каролингской империи, либо Священной Римской империи, либо Византии. Но очевидно, что приобщение к государственной форме общественного бытия и христианской культуре наиболее эффективно могло быть обеспечено только письменностью.
Согласно, к сожалению, фрагментарным данным, славяне в период с VI по IX в. пользовались какой-то системой письма, главным образом, вероятно, в сфере разных деловых отношений. Это безспорно подтверждается общими для всех современных славянских языков словами «книга», «писать», «письмо», «читать». Кроме того, сохранилось свидетельство древнеболгарского писателя черноризца Храбра («Сказание о письменах»). В начале X в. он писал, что, будучи язычниками, «словене не имеху писмен (букв), но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще». Затем, приняв христианство, они стали пользоваться «римсками (латинским) и гръчьскыми писмены (алфавитами)», но делали это «без устроениа», ибо двадцати четырёх знаков того и другого недоставало для адекватной передачи, например, таких славянских звуков, как звонкий согласный [b] («Бог»), шипящие согласные [ž'] («живот»), [š'] («широта») или йотированные гласные [ja] («"дь»), [ju] («юность»), «и иная подобная сим». По утверждению Храбра, «тако бешу (продолжалось) много лет», пока наконец не явился Константин Философ». Созданные им 38 букв («ова убо по чину гръчьскых письмен, ова же по словенстей речи») точно обозначали все фонетические особенности славянского языка.
Так, по свидетельству «Жития святого Кирилла», Константин Философ в 861 г. в Херсонесе видел и изучал Евангелие и Псалтирь, написанные «роусьскыми писмены», - предмет больших научных споров. Между прочим, одновременно, в начале или середине 60-х годов IX в., согласно св. патриарху Фотию, произошло так называемое первое крещение Руси. Любопытно, что много позже знаменитый западный антикварий Дон Ансельм Бандури в своём труде «Восточная империя» приводил выдержку из сочинения Константина Багрянородного «Об управлении империей», согласно которой некий епископ, посланный на Русь византийским императором Василием Македонянином, при крещении русов ввёл у них с помощью своих «товарищей» Афанасия и Кирилла какой-то алфавит из тридцати пяти подобных греческим букв. Нужно, однако, подчеркнуть, что на самом деле в аутентичном тексте Порфирогенита подобного сообщения нет.
Известен также довольно поздний и компилятивный болгарский апокриф - «Слово Кырила Философа. Како увери боулгаре» (в научной традиции - «Солунская легенда», не ранее XII в.), в котором утверждалось, что ещё в конце VII в. греческий святой подвижник Кирилл Каппадокийский пытался распространить среди славян («бльгаръ») тридцатидвух- или тридцатипятибуквенное письмо (надо полагать, на основе греческого алфавита). Подобное предание существовало и у древних хорватов, которые были убеждены, что их алфавит - глаголицу - создал ещё в V в. святой Иероним Блаженный, епископ Стридонский (на этом в 1248 г. настаивал некий сенгский епископ в послании к папе Римскому Иннокентию IV).
Таким образом, какой-то разновидностью письма славяне, несомненно, пользовались ещё в эпоху родоплеменного строя и язычества. Его наличие подтверждается археологическими материалами, например, древней славянской посудой, а также письменными свидетельствами, в частности, арабских писателей X в. Ибн-Фадлана, ель-Массуди, Ибн-ель-Недима или немецкого хрониста епископа Мерзебургского Титмара (976-1018). Однако все подобные знаки не поддаются расшифровке. «Неустроенное» письмо посредством греческих или латинских букв имело у славян, вероятно, более широкий диапазон употребления. Как бы то ни было, но все известные по древним источникам факты говорят по крайней мере о том, что славяне издревле испытывали потребность в письменности. И создание Константином Философом славянской азбуки в 863 г. всецело удовлетворило эту потребность.
Владимир Михайлович КИРИЛЛИН