Корабль, который причалит в тюрьме

Накануне Рождества Христова в Черкасской колонии заложен краеугольный камень нового храма

0
229
Время на чтение 5 минут
В Черкасской колонии N 62Ровно год назад мы уже были здесь. В такой же холодный, промозглый январский день мы приезжали в Черкасскую ИК N 62 на свадьбу за колючей проволокой. И вот снова та же картина - длинная безлюдная дорога вдоль бетонной стены со страшной крученой колючкой, грязные, будто вывалянные в лужах, бездомные собаки, тучи ворон, неизвестно откуда налетающие и закрывающие мрачное низкое небо. Пытаюсь их сфотографировать на фоне вышки. Но тут же получаю выговор от проходящего мимо офицера: "Кто это вам позволил снимать объект?". Моя профессия! - отчего-то хочется дерзить в ответ. Наверное, потому что чувствую: вот уже и мою свободу пытаются ограничить. Но это всё у меня ещё впереди...

Прощай, воля!

В комнате, из которой родственники передают в специальное окошко продукты и сигареты в прозрачных кулечках, ничего не изменилось. Разве что перевешаны на другую стену плакаты с перечнем разрешенных для передачи вещей: "шапка зимняя, куртка, ботинки..." Те же деревянные лавки под стеной, и, кажется, те же люди, принесшие передачку. Но вот уже зовут и нас - немалую (около двух десятков человек) группу православных, возглавляемую протоиереем отцом Олегом (настоятелем местной Хуторской православной церкви МП). Граждане-начальники строго рекомендуют нам не брать с собой всяческую аппаратуру - диктофон, фотоаппарат, мобильник и кошелек приходится оставить на свободе. Там, куда мы отправляемся, это вещи запрещенные. Осторожно, по нескольку человек, нас запускают в "пропускник": сдаем паспорта и проходим в комнатку, где два офицера строго спрашивают: что имеете при себе? Кто-то из мужчин даже поднимает руки вверх, открываясь для досмотра. Но, спасибо, не обыскивают - верят. Хотя и предупреждают тех, у кого в карманах было несколько гривен: не вздумайте давать заключенным деньги, на выходе у вас проверят, сколько осталось...

Все мы - заключенные

Причастие в тюремной церквиВ православный храм, где по выходным дням проходят службы, мы идем по территории колонии. Минуем надпись на асфальте: "Заключенный! Стой! Дальше идти запрещено..." Но собственно заключенных почти не видно - только кое-где у зданий люди в темной одежде с нашитыми бирками убирают снег. На кирпичных стенах огромными буквами - надписи из классиков: "Труд - самый лучший способ получить наслаждение от жизни. И. Кант"...

Впрочем, сегодня часть заключенных, оказывается, трудится в храме. Поднявшись на второй этаж строения с надписью "Баня", попадаем в настоящую церковную комнату - с алтарем, иконостасом и древней, потемневшей иконой на стене. Здесь уже много молящихся. По отсутствию верхней одежды и бритым затылкам их можно отличить от вошедших. В остальном все в этом помещении похожи: одинаково перед Богом стоим. Да и быть заключенным - понятие символическое. Можно быть заключенным в тюрьме, а можно - как дух - в телесной оболочке, то есть - в грехах, которые не дают покоя и безмятежного ощущения счастья...

- Священник, который заходит на территорию этого объекта, на время сам тоже становится заключенным. Как заключены здесь не только сами осужденные, но и работники колонии. Ты в тюрьме - сидишь там или служишь. И должен принять все здешние режимные требования. Как принимают их православные прихожане тюремной церкви. Они ведь тоже ходят на службу строго по спискам, поднадзорно. - Объясняет нам тонкости тюремного "воцерковления" отец Олег. Отношение Церкви к верующим заключенным здесь поражает очевидным снисхождением. Той самой любовью, о которой мы читаем в Евангелии, когда - "возлюби ближнего своего". Даже убийц здесь причащают, что, как известно, на воле дело сложное, поскольку грех - смертный. Как оказывается, человек, получивший 10-15 лет лишения свободы, в отличие от нас, оставшихся на свободе, "уже осужден и Богом и обществом", и несет свое наказание как епитимью. К этому Церковь готова относиться с пониманием...

День Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы для обитателей зоны - особенный. В годы гонений на первохристиан праведница, будучи женой богатого римлянина Публия, путешествовала из провинции в провинцию - посещала их в тюрьмах, лечила больных и раненых, а при возможности выкупала из темниц. Около 304 года за веру во Христа она приняла мученическую смерть, и с тех самых пор считается покровительницей тех, кто лишен воли. Сегодня принести передачу для заключенных может любой человек - в виде благотворительности. Еда никогда здесь не будет лишней. Все продукты - банки с соленьями- вареньями и прочий провиант, который принесли в День Св. Анастасии православные и оставили в "церковном" коридоре, пойдут, как нам сказали, в санчасть, а излишек подадут к общему столу...

Корабль, заплывший в зону

На закладке нового храмаЕсть в колонии уголок - так называемый треугольник, который, как известно, символизирует Святую Троицу. Это место, зажатое в угол высокими заборами-стенами. Когда-то здесь была кузница, потом склад. А вскоре именно сюда "заплывет" ковчег - Благовещенский храм. Фундамент уже очертил контур будущего строения, напоминающего корабль.

- Символ такой: этот храм - корабль, который плыл по житейскому морю, и бросил якорь здесь, в колонии, - рассказал отец Олег. - Взойти на него может каждый. Здесь поместятся все, кто хочет спастись...

Вот уже к будущему храму подходят новые "гости" колонии - заложить в фундамент новой церкви краеугольный камень - специальную гранитную плиту - приехали Владыка Софроний, архиепископ Черкасский и Каневский, отец Василий и другие священники из Черкасс. Помолившись и освятив будущий алтарь, Владыка вместе с отцом Олегом и подвизавшимся в тюремной церкви заключенным Артемием вмуровывают плиту: отныне жизнь нового храма началась...

Об Артемии батюшка рассказывает странную вещь. Уже около 9 лет он отбывает свое наказание, перед начальством тюремным зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, да и в церкви тоже: помогает священникам во время службы, руководит певчими, исправно исповедуется, пишет иконы. Несколько раз община подписывала Прошение о помиловании и подавала в комиссию при Президенте Украины. И оба раза - отказ. В чем дело, выяснилось несколько позже: мать заключенного горячо молится, чтобы сына "подержали" в тюрьме еще. Там, дескать, стал он на путь исправления, там у него все хорошо. Вот она, сила материнской молитвы...

Гранитная плита заложенаНа плацу в это время уже заждались восемьсот заключенных. Построенные по периметру площади, они заметно оживляются, когда подходит немалая процессия во главе с начальством местным и церковным. Некоторым просто смешно - развалившись в позе "вольно" они ухмыляются, поглядывая на импровизированную сцену. Кто-то смотрит с равнодушным безучастьем. Но слова Владыка находит самые нужные. О двух главных словах - на все случаи жизни. Кажется, как можно не понять их, не прочувствовать сердцем?

- Повторяя эти слова можно заметить, что жизнь постепенно становится иной. "Господи, помилуй!", это ведь так нетрудно сказать... Вы главное - исправляйте свои ошибки, раскайтесь искренне, а выйдете отсюда - я вас всех обниму...

Мороз становится просто невыносимым, к воротам, за которыми нас ждет свобода и, кажется даже - тепло, хочется не идти, а бежать. По крайней мере, у нас есть эта возможность - выйти. Вот уже позади и клацнувшие железно ворота, и сама дорога, идущая вдоль двойных бетонных стен. Жизнь продолжается, впереди - Рождество и Крещение, которые здесь, понятно, пройдут совсем не так, как на воле...
4.01.2007
г. Черкассы


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Буевич
Елена Буевич: «В Белграде хочется быть счастливым...»
Сербская страница в творчестве известной поэтессы из Черкасс
14.02.2019
Паганини дубовых веток
К 135-летию со дня рождения художника Степана Федоровича Колесникова
21.11.2014
Все статьи Елена Буевич
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 12:01
Золото передай, а не медные монеты
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 11:41
«Бред сумасшедшего», реализуемый официальной доктриной
Новый комментарий от Человек
25.12.2025 11:22
О детской литературе в России
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2025 08:50
Новый год и пляски на гробах
Новый комментарий от учитель
25.12.2025 07:32
О ценностно-смысловых линиях
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.12.2025 06:31