В данной небольшой публикации мы постараемся осветить некоторые малоизвестные страницы политической деятельности В.М.Пуришкевича в последний период жизни, связанные с его попытками создать в новых условиях - в годы Гражданской войны - адекватную тогдашним реалиям политическую структуру - Всероссийскую народно-государственную партию (ВНГП).
К сожалению, обстоятельства создания партии пока остаются не выясненными, но известно, что ВНГП возникла по инициативе Пуришкевича на Белом юге России в 1919 г. Главный совет партии располагался в г. Ялте, также имелись отделы в Ростове-на-Дону, Одессе, Кисловодске, Новороссийске, Екатеринодаре, Харькове [2].
Естественно, что председателем созданной политической структуры стал сам В.М.Пуришкевич. Кроме него в Главный совет партии вошли: Н.Н.Фермор (тов. председателя); В.В.Касаткин (секретарь); Л.М.Савелов (управляющий делами); А.И.Асеев; С.С.Бехтеев (сын члена правой группы Гос. Совета, видного деятеля Объединенного дворянства С.С. Бехтеева - известный поэт-монархист); граф Д.М.Граббе; Н.Н.Ладомирский (бывший член фракции националистов и умеренно-правых III - IV Гос. Дум, член Всероссийского национального клуба (ВНК) и Совета Всероссийского национального союза до революции активно участвовавший в различных инициативах РНСМА); А.И.Мосолов (в прошлом видный деятель правой группы Гос. Совета и член Совета монархических съездов); В.С.Мясоедов; Я.Н.Офросимов (бывший член Гос. Совета и Совета ВНС, ранее сотрудничавший с Пуришкевичем по работе во Всероссийском Филаретовском обществе народного образования); М.М.Пуришкевич (брат В.М. Пуришкевича - член Русского Собрания и ВНК); М.М.Раевский и Н.И.Юрлов [3].
Как пишет в своей статье, посвященной участию правомонархистов в Белом движении на юге России Я.А.Бутаков, в руководстве ВНГП находился также один из представителей известного графского рода Шереметевых [4]. К сожалению Бутаков не уточняет о ком конкретно из Шереметевых идет речь, но уже сам по себе факт этот примечателен тем, что в июле 1919 г. в разговоре с поэтом М.А.Волошиным В.М.Пуришкевич на его вопрос, неужели же он как истинный монархист настаивает на возвращении к власти династии Романовых, ответил: "Нет, только не эта скверная немецкая династия, которая уже давно потеряла всякие права на престол <...> В России сохранилось достаточно потомков Рюрика, которые сохранили моральную чистоту рода гораздо более, чем Романовы. Хотя бы Шереметевы!" [5]. Уж не члена ли своей партии прочил на Российский Престол Владимир Пуришкевич?
Впрочем, вокруг вопроса о будущем кандидате в ВНГП, похоже, не было единой позиции. Да и сам Пуришкевич на роль временного диктатора, призванного навести порядок в стране до провозглашения законного монарха, предлагал все-таки представителя Дома Романовых - Великого князя Николая Николаевича, на коем, как писал лидер ВНГП "почиют чистые надежды лучшей части русского общества". "Большевистская власть в России, если мы желаем спасения России, должна быть заменена властью беспощадного русского диктатора, - отмечал в 1919 г. Пуришкевич, - обязанностью коего явится найти и жестоко покарать главных виновников, обративших народ в зверя, после чего преемником этой власти должен быть только русский Царь-Самодержец" [6].
Несомненно, что в эти годы В.М. Пуришкевич вновь поправел, став убежденным сторонником православной самодержавной монархии. "Только как Монархия и Монархия Самодержавная может и будет существовать единая, неделимая, независимая Православная Россия", - такие слова были начертаны на стилизованном под свиток листе, который держал в руке на одной из фотографий 1919 г. лидер ВНГП.
Что касается программы партии, то она была изложена в брошюре М.М.Пуришкевича "Республика или Монархия?", изданной в Ростове-на-Дону в 1919 г. Главным советом ВНГП. Вступительная статья, написанная В.М.Пуришкевичем, имела программный характер, определяя позицию партии по такому основополагающему вопросу, как характер и форма государственности России по окончании Гражданской войны. Выступая против политики полумер, провозглашая непримиримую борьбу с большевизмом, В.М.Пуришкевич признавал "твердость этой власти и волевой импульс ее проводников", определял главной целью советской власти "растление христианских народов мира в интересах иудаизма" [7].
Антисемитизм по-прежнему оставался одной из важных составляющих идеологии Пуришкевича. С публичными лекциями на тему еврейского участия в революции Пуришкевич выступил в Кисловодске и Харькове. Эти выступления, как отмечалось в донесениях Отдела пропаганды Добровольческой армии, прошли "при огромном стечении народа" и имели "шумный успех". Но, "принимая во внимание то обстоятельство, что <...> Пуришкевич имел успех, главным образом, среди интеллигенции, можно <...> утверждать, что партия его успехом среди народа пользоваться не будет, так как последний слишком чутко реагирует на все, напоминающее правый монархизм", - отмечалось в донесении. [8].
Пуришкевич в это время также отмечал, что "всякие заигрывания с социалистами и кадетами всех мастей обречены на полный провал: они увеличат только то колоссальное море святой крови русского воинства, которое пало в гражданской войне за идею Единой России", делая из этого вывод, что "только Монархия может спасти Россию; <...>[что] только при наличности Царской власти обеспечены для России, как ее Государственное единство <...> так и политическая мощь и влияние на ход исторических событий среди держав мира в грядущие годы" [9].
В.М.Пуришкевич предполагал, что при возрожденной монархии в России будет создано двухпалатное представительное собрание, причем одна треть верхней палаты будет назначаться верховной властью. ВНГП также декларировала расширение местного самоуправления, низшей единицей которого мыслился церковный приход, объединяющий в себя "для хозяйственных целей всех граждан без различия вероисповедания, а по вопросам церковным - только православных", разрешение аграрного вопроса в духе уничтожения общины и создания мелкой собственности за счет всех земель, кроме частновладельческих, запрет на пропаганду социализма. Также провозглашалось, что "народное образование должно носить характер церковно-государственный, лишь в исключительных случаях допускается инициатива частных лиц при контроле со стороны церкви и государства" [10].
В отношении будущих границ восстановленного русского государства партия провозглашала полное воссоздание границ Российской империи за исключением Польши.
Открыто провозгласив монархические и национал-патриотические принципы, ВНГП естественно оказалась в оппозиции к "непредрешенческой" политике, которую проводили вожди Белого движения. Партия Пуришкевича выступила с резкой критикой действий руководства Добровольческой армии, считая, что руководители Белого движения борются лишь с последствиями (т.е. большевизмом), а не с причинами (ослаблением православной веры и монархического чувства в народе; либерализмом, подготовившим почву для прихода к власти большевиков). Выход из сложившийся ситуации виделся лидеру ВНГП в "устранении от власти всех политических фетюков - разрушителей России" (т.е. либералов - в особенности "блудоязычных кадетов", а также социалистов, примкнувших к Белому движению) и содействии психологическому сдвигу народных масс вправо путем установления "волевой диктатуры", с последующим восстановлением самодержавной монархии [11].
Рупором ВНГП призван был стать журнал русской монархической народно-государственной мысли "Благовест", первый номер которого вышел в Ростове-на-Дону в декабре 1919 г. Журнал открывался весьма символичным стихотворением Пуришкевича "Молитва", в котором рефреном повторялись следующие слова: "Боже, помилуй нас в смутные дни, / Боже, царя нам верни!". В ряде статей, преимущественно написанных лидером ВНГП (в том числе и под псевдонимом "В.Чарский"), журнал также декларировал позицию новой партии по основным политическим вопросам. Кроме того, Пуришкевич безжалостно обрушивался на Осведомительное агентство и Бюро пропаганды Добровольческой армии ("Осваг"), страдающий "недостатком русских фамилий" и непропорционально большой долей евреев [12]. Однако стать влиятельным национально-монархическим изданием "Благовесту" так и не довелось - первый номер журнала оказался и последним, так как в январе 1920 г. жизнь Пуришкевича оборвалась от сыпного тифа.
Не удивительно, что администрация генерала А.И.Деникина всячески препятствовала пропагандистской работе новой монархической партии, существенно подрывая позиции и без того довольно слабой организации. В таких условиях ВНГП была не в силах развернуться в мощную и влиятельную политическую структуру и получила от своих противников уничижительное название "партии курортников". После же смерти В.М.Пуришкевича партия, по-видимому, сразу же прекратила свое существование.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Бардадым В. В.М.Пуришкевич на Кубани. Штрихи к политическому портрету // Бардадым В. Кубанские портреты. Краснодар, 1999;
2. Бутаков Я.А. Русские националисты и Белое движение на Юге России в 1919 г. // Новый исторический вестник. 2002. N2 (7). С. 18; [Степанов С.А.] В.М.Пуришкевич // Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. С. 340;
3. Пуришкевич М. Монархия или Республика? Издание Главного Совета Всероссийской Народно-Государственной Партии. Ростов-на-Дону, 1919. С. 19;
4. Бутаков Я.А. Указ. соч. С. 18;
5. Волошин М.А. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка. Минск, 1993. С. 263;
6. Благовест. Журнал Русской Монархической Народно-Государственной мысли. Ростов-на-Дону. 1919. N 1. С. 2, 23;
7. Пуришкевич В. (Вступление) // Пуришкевич М. Республика или Монархия... стр. без номера;
8. Бутаков Я.А. Указ. соч. С. 18. Автор ссылается на: ГАРФ. Ф. 446. Оп. 2. Д. 69;
9. Пуришкевич В. (Вступление) // Пуришкевич М. Указ. соч. стр. без номера; Благовест... С. 1.;
10. Бутаков Я.А. Указ. соч. С. 18;
11. Благовест... С. 1-2, 24;
12. Там же. С. 3-5.