...Но юная душа не безразлична к тому, какого духа знаниями ее наполняют, она остро нуждается в научении различению добра и зла. Иначе с ребенком может случиться беда.
Однако ошибочна и другая крайность, порой бытующая при создании православных школ и гимназий. Предмет, дающий школьникам начальное представление о Боге, вводится в учебную программу формально, при этом существующая система обучения остается без изменений. Но все, радеющие о детях и будущем России, должны признать, что глубоко несовершенна сама система нашего школьного образования. И лишь на соединении основ христианской нравственности (очевидно, что в России - православной) и высокого уровня образования, пробуждающего творческие силы детской души, должна строится будущая школа. Поэтому так важен должен быть для нас опыт, движущийся в этом направлении. Тем более, если он успешен и малоизвестен.
Речь пойдет о школе "Золотое крыльцо" г.Петродворца (Старый Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, 11. Церковь во имя прп. Серафима Саровского. Тел. 427-76-14). За пятнадцать лет работы здесь сложилась уникальная система обучения, распространение которой могло принести бы большую пользу. Она рождалась не из прекраснодушных кабинетных размышлений, а из реалий современной жизни. Слово - директору школы - Галине Николаевне ФЕДОРОВОЙ:
- Хочется сказать, что до школьной реформы 1960-х годов советская школа, как это ни покажется странным, во многом опиралась на дореволюционные традиции образования, мы можем проследить немало совпадений даже в содержании учебников. Поэтому парадоксально, что с изменением школьной программы, повлекшей замену учебников по всем предметам на несравненно худшие, было введено и всеобщее среднее образование. И лишь на первый взгляд между этим фактом и распространением с середины 1970-х годов (впервые за всю историю России, заметим) массовой детской преступности нет никакой связи. Педагоги и детские психологи могут объяснить, что это закономерно.
С тех пор наша система образования только ухудшалась. Увы, в современной школе побеждает информационный подход к образованию, имеющий целью вложить в учеников наибольшее количество разнообразнейших знаний. Во время работы в общеобразовательной школе, мне не раз приходилось наблюдать в учительской, как сами преподаватели перед уроком судорожно пытаются запомнить огромное количество научных терминов. Но задачей образования должно быть не внедрение в детские головы второстепенной информации (для знакомства с которой существуют справочники), а закладывание основополагающих знаний. Переизбыток информации, невозможность ее усвоить рождает и закрепляет в ребенке мысль о непознаваемости мира, чувство неуверенности в себе. Кроме того, современные школьные учебники нередко содержат информацию противоречивую, а подчас даже ложную. Образование, зиждущееся на раздробленных знаниях, разрушающих целостную картину бытия, вводит детей в состояние скрытой депрессии, выход из которой подростки находят в алкоголе, агрессии, сексе, наркотиках.
Нам смысл образования видится в приготовлении человека к созидательной творческой деятельности, нравственное воспитание основываем на православных христианских ценностях.
В последние пятнадцать-двадцать лет в России было создано немало православных школ, но большинство из них пошли проторенным путем, присовокупив к существующим школьным учебникам, отвечающим требованиям информационного образования, предмет "Закон Божий" или "Основы православной культуры", или "Историю Православной Церкви" в том же информационном ключе. Очевидно, что это не выход, т.к. ложен сам принцип информационного образования, которое необходимо строить на иных основах.
...В начальной школе мы полностью отказались от существующих учебников, разработав свои учебные пособия, значительно изменены и учебные планы средней школы. С первого класса наши дети воспитываются на произведениях русского народного творчества: песнях, пословицах, балладах и былинах, изучают ремесла. Мальчики мастерят, девочки занимаются рукоделием. Глубокое знакомство с народным творчеством, с лучшими образцами отечественной и мировой классики дает импульс к личному творчеству, они с удовольствием пишут стихи и прозу, много и с радостью рисуют, создают мастерские поделки. И все эти занятия помогают развитию личности каждого из них. Любой ребенок одарен Богом. А задача педагога - помочь ему раскрыться, создать условия для его творческого развития.
И это нехитрое дело воспитания в традициях родного народа, без новомодных педагогических экспериментов дает удивительные результаты. Возможность сравнивать наших детей с учениками других школ дает право так говорить. К нам часто приходят уже в среднюю школу не бесталанные дети, у которых после нескольких лет обучения в государственной школе разрушена память, отсутствует логическое мышление, они ленивы и неусидчивы. Если у ребенка еще чиста душа, его можно выправить, но это очень трудное дело. И, напротив, дети, отучившиеся у нас начальные классы и по разным причинам перешедшие в другие школы, получают как бы некую прививку, у них закладывается твердый стержень, они уже умеют учиться и не ломаются в иных условиях.
Детей мы не выбираем, бывают и трудные ребята, они выправляются. А если ребенок талантлив, то таланты его умножаются.
Благом стало бы движение отечественной школы в направлении, которому мы следуем. Пример наших детей убеждает в этом. На выпускных экзаменах они обнаруживают знания гораздо более обширные и глубокие, чем того требует программа или могут продемонстрировать их сверстники, заканчивающие другие школы и гимназии. Многие наши выпускники сейчас студенты престижных вузов, среди них немало победителей творческих олимпиад среди школьников.
Понимаете, когда душевный мир ребенка выстроен верно, когда его воспитывают в трудолюбии, честности, что-то свершается в нем, душа ребенка словно пробуждается и - расцветает. Многие способности открываются тогда в человеке. И дальнейший процесс уже не зависит от педагогов, они - лишь помощники и со-работники в начале этого пути.
Мы стараемся дать детям хорошее образование. (Печально, что не все верующие родители сознают, что учеба для ребенка - это труд, который надо исполнять как можно лучше). Но это качественное образование должно быть правильно выстроено, в его основу должна лечь нравственность. Гуманитарные предметы - литература, языки, история (предметы, которые наши дети изучают с 1 класса) - нравственны уже изначально. Трудолюбие, прилежание, на которых строится наше воспитание, делают нравственными и все остальные уроки.
Мы рискнули изъять из употребления учеников начальной и средней школы шариковую ручку и вернули в школу простое перо. Не только на уроках каллиграфии, но и на всех других предметах наши учащиеся пользуются вставным пером "звездочка", простой деревянной ручкой. Результаты превзошли ожидания. При письме пером активно работает мелкая мускулатура, ответственная за развитие важных отделов головного мозга. Раньше человек с детства приучался к рукоделию, тщательной мелкой работе, а т.к. сейчас большинство детей лишены ее, во многом проблему решает перо. Оно учит учиться, учит терпению, старательности, тщательности, серьезному отношению к любому делу. Каллиграфия помогает даже в формировании правильной осанки. Она требует максимального напряжения, сосредоточения. Мы ценим только то, что трудно дается. Знаем, что Царство Небесное нудится. Если человек не трудолюбив, он не может себя заставить ни молиться, ни на доброе дело понудить. Поэтому пользу этого предмета трудно переоценить.
Если ребенок пишет конспект без-образно, он не сможет его красиво пересказать. Тщательный конспект запоминается с первого раза, а неряшливый выучить трудно. Ведь если при письме мы стараемся, вкладываем усилия, то когда перечитываем, невидимо получаем свои труды назад. Можно даже сказать, что проявляется некая сила памяти. Ведь раньше какая была у людей память, бездонная просто. Священное Писание, Псалтирь знали наизусть, старики часами читали былины. Нечто подобное можем сказать о своих учениках. Сказки Пушкина, поэмы они без труда выучивают целиком.
Среди наших принципов можно назвать и хоровую методику обучения. Она заключается в том, что дети хором проговаривают учебный материал, который нужно запомнить наизусть: правила по русскому языку и математике, стихотворения, пословицы и поговорки, лексику древнегреческого и английского языков. Эта дружная работа сплачивает ребят, класс становится единым организмом. Ребята дополняют друг друга, один способен в одном, другой - в ином, а вместе они составляют гармонию. По-церковному это называется соборностью.
Так отпадает обычная школьная проблема сильных и слабых учеников. Одинаково радостно решаются и простые, и сложные задачи. Дети терпеливо относятся к тому, что учителю иногда приходится тратить какое-то дополнительное время на то, чтобы объяснить кому-то еще раз новый материал. И в то же время часто бывает, что сложные задачи решают и слабые ученики. Потому что они ни не ограничены: вот твой предел, на большее ты не способен. В нашей школе отсутствует дух дурной соревновательности и конкуренции. Ребята дружат, сильные помогают слабым.
На вопрос о труднейшей школьной проблеме - поведении детей, дисциплине на уроках Галина Николаевна ответила: "У нас нет этой проблемы. Детей нужно учить учиться. Когда ребенок занят интересным для него предметом, когда он созидает, трудится, то уже не будет безобразничать. Дети хулиганят на уроках от скуки и от безделья. Задача учителя не допускать этого".
- Считаю, что школьная реформа 1960-х годов окончательно заформализовала преподавание русского языка, - продолжает Галина Николаева. - Ребенок не может изучать родной язык по канцеляризмам, и наши дети предложений типа "мама мыла раму" не пишут, мы сразу им даем серьезные тексты классической литературы. Конечно, на первых порах ученики допускают много ошибок. Но если ребенку говорить: пиши только те слова, правописание которых знаешь, не употребляй сложных, - это все и приводит к тому, что мы наблюдаем вокруг, - упрощение, обезличивание, выхолащивание смысла. То, что творится сейчас с русским языком, - страшно. Слог - это же душа, это мышление. И в своих сочинениях наши дети пишут все, о чем думают, что их волнует. На наиболее часто встречающиеся ошибки вводим правила, и к старшим классам проблема орфографии исчезает, все дети пишут грамотно. Во втором-третьем классе читаем вслух "Детские годы Багрова внука" Аксакова, "Лето Господне" Шмелева - в четвертом. Так и всю русскую классику прочитываем.
Думается, на уроках биологии дети должны познавать красоту и мудрость творения Божьего мира, взаимопомощи зверушек и растений, а не то, что усиленно пропагандируется нынче: сплошное поедание друг друга и размножение. На уроках истории необходимо постигать ее христианский смысл, героическое начало жизни нашего Отечества.
На рисовании мы с учениками долго занимаемся копированием красивых картин для того, чтобы ребенок собрал все душевные силы, напрягся насколько возможно, дабы приблизится к той высоте духа, которая была тогда у художника. Это приучает и к тщательности, старательности, трудолюбию.
Обычно сейчас наблюдаем другой подход: дети выражают себя. Но что они могут выразить - лишь гордыню, свои болезни, страсти. Это и отражается в рисунках.
Школа должна пробуждать в ребенке способности к наукам, данные ему от Бога, через трудолюбие взращивать в нем дары. Большинство же современных педагогических методик ради развития в детях талантов пробуждают в их душах различные страсти - тщеславие, гордыню, сребролюбие, манипулируя которыми, заставляют их позже выдавать желаемый результат.
Поэтому-то в существующую расхристанную школьную программу невозможно ввести Закон Божий. Лодырю, ребенку с холодным сердцем, который не любит ни друзей, ни маму, ни зверушек - это впрок не пойдет. Надо пересматривать весь процесс обучения в школе. За детей надо бороться, за каждое движение их души.
Надеяться на то, что у нас просто так родятся преподобные Сергии Радонежские, когда за нашими спинами нет святых родителей, дедушек и бабушек, нам не приходится. Поэтому наших детей все время куда-то уводит с ровного пути, им часто грозит опасность. Их необходимо научать собирать свои духовные и физические силы. Серьезный труд дает этот навык. Да, мир навалится на них еще не раз, но с возмужанием, я уверена, они разберутся, где свет, а где тьма.
Третий год наша школа действует при петергофском храме во имя преподобного Серафима Саровского. И теперь каждое утро батюшка Антоний Логинов начинает наш учебный день с церковной молитвы. После чтения молитвенного правила отец Антоний беседует с детьми, расспрашивает их о том, как они живут, наставляет ребяток, а если кто-то заболел или почил из их близких, о нем молятся сугубо. Мы очень благодарны батюшке за такую заботу, теперь дети опытно почувствовали суть соборной молитвы. Прежде и подумать не могла, что наши дети могут так сосредоточиться и буквально замереть во время богослужения. Даже самые маленькие стоят, не шелохнувшись.
...Если бы взрослые наконец всерьез осознали, что дети гибнут, думаю, и наш опыт стал бы востребован. Мы потеряем детей, значит, потеряем все. Для кого открываются церкви? Только для старушек?
Стратегическая задача, как я ее понимаю, - это единая национальная образовательная программа. Ее наработками мы и занимаемся. Я не хочу сказать, что в нашей школе нет проблем или недостатков. Их достаточно, но не о них сейчас речь. Дело в принципе подхода к обучению, в самом зерне нашей идеи. России не удивить мир техническими новшествами, здесь все достигнуто без нас. Но сейчас насущно подчинение самого технического прогресса высоконравственной личности. И здесь Россия могла бы сказать свое слово. Наш опыт - в русле этой проблемы.
+ + +
Для наглядного подтверждения слов Галины Николаевны приведем несколько примеров из жизни "Золотого крыльца".
Передо мною - работа по истории ученицы шестого класса Наташи К. с медицинским диагнозом "дебил". Это небольшое сочинение-размышление, написанное в классе без использования учебника, подводит итог нескольких школьных уроков. В тексте почти нет орфографических ошибок. Удивляет простота и ясность мысли, последовательность в изложении материала, ведь люди с таким диагнозом по определению лишены логического мышления. И, действительно, учителя констатируют, что математика дается девочке с трудом, но в гуманитарных дисциплинах ребенок успешен. Это особенно заметно при сравнении нынешних работ Наташи с ее же тетрадями в начальной школе, когда (мы видим это) ребенок не мог списать печатными буквами текст с доски, ошибаясь по несколько раз в каждом слове. Результат семи лет работы с девочкой налицо.
Другая ученица - Аня В. - имела тяжелую родовую травму, и в общеобразовательную школу ее не принимали, рекомендуя вспомогательное обучение для умственно отсталых детей. Это и понятно: ее рисунок в семь лет доказывает, что развитие ребенка находилось на уровне трехлетнего. В школе "Золотое крыльцо" Аня отучилась до восьмого класса, поступила в престижный колледж, где никто и не подозревает, какие в детстве были у нее проблемы.
Еще одна девочка с тяжелой родовой травмой отучилась в школе "Золотое крыльцо" семь лет, а потом с семьей переехала в Норвегию, где стала круглой отличницей. Сейчас она - студентка медицинского факультета Стокгольмского университета. Приехав в Петродворец, Катя со смехом рассказывает: "Когда в Скандинавии увидели мои вышивки и рисунки, то приняли меня за гения. Но я-то знаю, с чего начиналась эта "гениальность", как меня в обычную школу не брали... Буду теперь учить шведов писать пером..."
Мы сознательно привели сначала эти случаи, поскольку на примере детей с патологией, особенно очевиден положительный результат образовательного метода школы "Золотое крыльцо". Но есть и другие истории.
Артур два года отучился в норвежской школе и вернулся в Россию. Талантливый ребенок, но ни трудолюбия, ни знаний не имел. Слава Богу, сохранилась чистой душа. Первое время он очень возмущался тому, что учителя задают домашние задания: "Вы нарушаете мои права". Его не стали подавлять, но со временем общий настой класса и доброе отношение учителей сделали свое дело. В мальчике проснулась ответственность, он - главная опора мамы (в семье есть младшие дети), которая очень рада этой школе. Она говорит: "Несмотря на то, что очень много времени уходит на дорогу, успеваем и на скрипку, и на футбол. Артур стал выносливее, добрее. Стало легче с ним общаться. Просто счастлива, что мы сюда попали. После заграницы это - небо и земля".
Другой новенькой девочке первое время хотелось кого-нибудь подтолкнуть, ущипнуть. Учителя понимали, что проявления эти - наносные, не свойственные глубинной сути ее души, что ребенку просто хочется как-то самоутвердиться, он помнит, как к ней относились в другой школе. Но ответной реакции детей не следовало: "Наденька, ты чего?", - они не понимали, что с ней происходит. Постепенно все наносное отлетело, как шелуха. Девочка оказалась хорошей, доброй.
А вот что рассказала другая мама: "У меня два сына. Старший был очень способным ребенком, знаете, бывают такие вундеркинды. Читать рано начал, рисовал прекрасно. Думали, далеко пойдет. Он попал в класс по экспериментальной программе Занкова. А второй сын был обыкновенным, даже сильно отличался от нас. Мы в семье все любим читать, а он - нет, будто неродной. Всегда слушал одну и ту же сказку, под которую и засыпал. Спрашивала: "Тебе не надоело, Митя?" - "Нет". Только велосипед и машинка его интересовали. Младший пошел в школу "Золотое крыльцо".
И что вы думаете? Старшего, Володю, экспериментальная школа надломила. Его внутренний мир в какой-то момент разладился, нам с ним стоило больших трудов собрать его вновь.
А Митю сформировала эта школа. До 5-го класса я его еще "пасла": с кем дружит, с кем играет. А в 6-м классе он вдруг сказал: "Не буду играть в футбол с этими ребятами, мне с ними неинтересно. Они матом ругаются..." Это был нам такой подарок... Одним было бы не справится. Это - плод воспитания нашей школы.
А какой вкус прививает перьевая ручка! У Мити художественный вкус гораздо лучше и тоньше, чем у меня. Часто прошу его совета, когда не знаю, как поступить. В "Золотом крыльце" взращивается чувство прекрасного, пробуждается в ребенке какая-то сокровенная мудрость. Может, что-то и не получается, средств у школы не хватает, но она дает самое главное - воспитание гармоничной личности".
"Танюша ненавидела математику, когда пришла к нам - рассказывает преподаватель Эмилия Вячеславна Дьячкова. - Когда она сказала об этом, дети ей ответили: "Да что ты, по математическим законам вся Вселенная построена, это же так интересно! Каждый предмет связан с жизнью, везде Премудрость Творца проявляется". Так они сказали, и забыли об этом. Но в процессе обучения Таня постепенно полюбила этот предмет. Хотя я не ставлю специальной задачи прививать детям любовь к математике, но так складывается само собой. Это необъяснимый, но общий закон".
Ученики "Золотого крыльца" терпимы и терпеливы к недостаткам друг друга, что обычно редко встречается среди их сверстников. Еще один пример. Пришла в школу новенькая девочка, которая лгала. Ей не стали устраивать бойкота или какой-нибудь травли, а принимали такой, какая она есть. И исправили. Добром и любовью.
А Ирочка имеет тяжелую наследственную патологию: ребенок забывает 80 процентов получаемой информации. Когда она пришла в "Золотое крыльцо", то ничем не интересовалась, ничего не читала. Есть такие дети: только телевизор и улица. Проучился ребенок три года, теперь пишет стихи, удивительно рисует. Она пишет неграмотно, но ее сочинения такие душевные... Пусть у нее неважные оценки (особенно тяжело дается математика) но она учится с интересом, любит все предметы. Развивается ее личность, и душа тянется вверх.
А Надюша написала: "домашняя радость" вместо "домашней работы"...
+ + +
Теперь о грустном. Уникальный опыт этой школы, увы, не востребован. "Золотое крыльцо" находится в тяжелом положении, одна из главных причин которого - отсутствие своего помещения. Несколько лет школа находилась при подростковом клубе "Меридиан" г.Петродворца. Существовали какие-то обычные житейские трудности, но учебный процесс был налажен и стабилен. Клуб располагается неподалеку от технических факультетов Госуниверситета, находящихся в Петродворце, и это способствовало учебному процессу, формировало связь "школа-вуз". Часть учителей школы одновременно являлись и преподавателями вузов, а практические занятия по ряду предметов проходили в университетских лабораториях.
Но три года назад вступил в действие закон, по которому помещения клуба из муниципальной собственности перешли в его собственность, но... без права аренды третьим лицам, каковым в данном случае является школа "Золотое крыльцо".
Тогда встал вопрос о самом существовании "Золотого крыльца". Господь милостив, школу приютили при храме прп. Серафима Саровского. Но дело в том, что расположена церковь в значительном удалении от жилых кварталов, и ученикам, и учителям очень трудно сюда добираться, что вынудило руководство школы сократить число учебных классов, оставив в основном начальную школу. Но и в храме не удастся пробыть долго. Рано или поздно начнется реконструкция, восстановление церкви в историческом виде с ликвидацией перекрытий второго этажа, где расположилось "Золотое крыльцо".
Прошлым летом была достигнута договоренность с настоятельницей Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт-Петербурга игуменьей Софией (Силиной) об открытии при обители филиала "Золотого крыльца". Для выработки совместной работы в Петродворец должен был приехать служащий в монастыре священник о.Евгений. Но так и не дождались в школе батюшку... А многие родители-петербуржцы с надеждой ждали открытия школы в городе.
Педагоги, знакомые с учебным опытом школы "Золотое крыльцо", плодотворно используют ее наработки, учебные планы. Несколько лет до своего закрытия с "Золотым крыльцом" сотрудничала церковно-приходская школа при Спасо-Парголовской церкви на Шуваловском кладбище. Три года по учебным планам петродворцовской школы занимаются в Крестовоздвиженской школе при одноименном соборе Петербурга.
Но этот опыт сотрудничества - личная инициатива отдельных людей. Увы, широкого распространения и поддержки со стороны отдела по религиозному образованию и духовному просвещению нашей епархии, к сожалению, не было получено.
Но опытом школы заинтересовались другие епархии. Так, в 2002 году Российская Академия образования совместно с Ярославским епархиальным управлением издала программу экспериментального учебного курса по каллиграфии, разработанного педагогами "Золотого крыльца" (научный редактор - член Союза художников России, преподаватель Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной Академии им. Мухиной П.Чобитько).
В одном из православных издательств Москвы готовится к выпуску "Букварь", созданный педагогами школы "Золотое крыльцо".
...Как не воскликнуть тут вечное - "не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф. 13, 57)...
Вот на такой нерадостной ноте приходится заканчивать эти заметки. Школа "Золотое крыльцо" продолжает свое существование, сохраняя и умножая свой уникальный опыт. Собравшиеся здесь энтузиасты, которых в полной мере можно назвать подвижниками, продолжают надеяться, что их труд по взращиванию детских душ получит распространение и не пропадет втуне.
...Больно за наших детей, за молодежь, за будущее любимой России. Как часто мы слышим о ком-то: "Он подавал такие надежды, имел редкие способности..." Но не приучили человека трудиться, не насытили его душу, когда она алкала. И человек сломался... Чаще всего это случается с самими хрупкими, ранимыми, с самими талантливыми. Сильнейшие, конечно, выживут. Не оставит Господь и тех, о ком молятся. Остальные - обречены?