Правое движение - весьма сложный и малоизученный феномен. Правое движение являлось весьма значимым сегментом политического спектра дореволюционной России. Почти двадцать лет, во время последнего царствования, оно существовало наряду с оппозиционным или лево-либеральным движением. Правое движение, как и любое политическое движение, являлось массовым, оно преследовало, как и политические партии, политические цели, но не имело, четкой организационной структуры, фиксированного индивидуального членства и постоянно действующих координирующих органов.
Правое движение или "правый лагерь", по определению советского историка А.Я.Авреха, представляло собой пирамиду, состоявшую из двух уровней - высшего и низшего. К первому относились царь, члены императорской фамилии, официальное правительство. Ко второму - различные правые партии и организации, в том числе Всероссийский национальный союз и Объединенное дворянство, представлявшие собой основу правого движения. Несмотря на фактический переход части правых в стан оппозиции в годы мировой войны, многие правые оставались верны самодержавию вплоть до его свержения.
То есть, в вертикальном срезе правое движение объединяло - царя, двор, власть в целом, а также широкие слои населения, поддерживавшие самодержавие. Так называемый "беспартийный монархизм" (включавший в себя как представителей титулованной знати и высшей бюрократии, так и людей самого простого звания, эти социальные слои, несмотря на повсеместное распространение антимонархических и социалистических идей, не стали республиканскими), являлся весьма существенным сегментом дореволюционной партийно-политической жизни.
В горизонтальном срезе правое движение представляло собой широкий спектр консервативно-монархических сил от праволиберальных и умеренных до крайних правых и реакционных. Согласно определению Б.Н.Чичерина, общественно-политическое движение в целом можно разделить на четыре основных лагеря: революционеры, либералы, консерваторы, реакционеры. Он отмечал, что в переломные исторические эпохи, либеральные силы тяготеют к революционному лагерю, а консервативные к реакционному. Действительно, в тех исторических условиях, особенно в 1905-1907 гг., правое движение объединяло как праволибералов, так консерваторов и реакционеров.
Основу правого движения в России, его лицом были правые партии. Первое научное определение правым партиям дал Ю.И.Кирьянов в своих последних публикациях. Отметим, что Кирьянов в сущности дал определение лишь правым партиям, которые являлись объектом его исследования, в то время как правое движение находилось в его работах на втором плане. Интересно также отметить, что в двух монографиях С.А.Степанова 1992 г. и дополненное издание той же книги 2005 г. так и не были даны точные определения ни правым партиям, ни правому движению.
Свое название правое движение получило от правых партий, возникших в 1905-1907 гг. Как известно, "правыми" консервативно-монархические партии называются потому, что в парламентах европейских стран (с 1906 г. и в Гос. Думе России), сторонники этих партий занимали правую от председателя сторону зала, тогда как приверженцы либеральных и радикальных взглядов занимали места с левой стороны. Русские монархисты начала XX в. не случайно согласились с этим общеевропейским термином. Дело в том, что в русском языке слово "правый" ассоциируется со следующими понятиями: правда, православие, праведность, правопорядок, правильность, справедливость и др. То есть консерваторы-монархисты использовали в политической лексике архетипы массового сознания.
Согласно определению Ю.И.Кирьянова, правые партии (консервативно-монархические партии умеренного и крайнего толка) - это легальные партии, которые отстаивали существовавшие в России политические, экономические, социальные, духовные, религиозные, бытовые устои общественной жизни. В самой общей форме их идеологию можно выразить так: православие (что не отрицало и принципов веротерпимости), самодержавие ("ограниченное", с признанием законодательных прав Гос. Думы и "неограниченное", с признанием законосовещательных прав Гос. Думы или с отрицанием "конституционного" законодательства 1905-1906 гг.) первенство русского народа (под которым понимались, в том числе украинцы и белорусы) на коренной территории страны, остальные же инородцы делились на лояльных к империи и нелояльных. К нелояльным подданным относились, в том числе неправославные русские, нередко правые отказывали в "русскости" и противникам монархии. Само возникновение правых партий в начале XX в. было реакцией консервативных общественно-политических сил на развитие революционного и либерального движений.
К правым относят как крайне правые партии, - Союз русского народа (СРН), Русский народный союз имени Михаила Архангела (СМА), Всероссийский Дубровинский СРН (ВДСРН), Русское собрание (РС) (занимавшее особое место в партийной системе правых партий как элитарная организация, идеологический и организационный центр), Русскую монархическую партию и др., так и умеренно правые партии - Партия правового порядка (ППП), Всероссийский национальный союз (ВНС) и Союза 17 октября в 1905-1907 гг., а с 1908 г. правые октябристы (представлявшие праволиберальное крыло умеренных правых). Заметим также, что СРН, СМА, по ряду вопросов занимали более "левую" позицию, чем ВДСРН. К реакционным (напоминавшим ультароялистов времен Реставрации во Франции) следует отнести - Самодержавно-монархическую партию и др., которые были немногочисленными и примыкали к крайнему правому флангу Дубровинского СРН. Главное отличие между тремя основными направлениями правого движения заключалось в отношении к Манифесту 17 октября и другим "конституционным" актам. Умеренные правые всецело поддерживали законодательный характер Гос. Думы, некоторые из них даже предлагали расширить ее права. В то время как крайние правые предлагали ограничить права Гос. Думы, или сохранить за ней исключительно совещательные функции. Позиция реакционеров заключалась в возвращении к ситуации до 1905 г., либо к порядкам сословно-представительной монархии XVI-XVII вв., другими словами позиция реакционеров находилась правее императора.
Свои партии правые называли "союзами", стремясь тем самым подчеркнуть, что они не являются частью общества (в дословном переводе партия означает "часть"), а объединяют всех верноподданных империи. Однако, в сущности, правые союзы являлись партиями в полном смысле слова. Они имели свои уставы программы, выступали с открытыми заявлениями, занимались партийной работой, проводили съезды, совещания, собрания, обладали широкой сетью местных филиалов организаций, а также собственной атрибутикой и набором национально-религиозных символов.
Для обозначения правых партий применяется термин "правомонахические" партии, который возник в 70-х - 80-х гг. ХХ в. и являлся в значительной степени искусственным. Исследователей, вероятно, смущали термины "правые консерваторы", "черносотенцы". Поэтому для обозначения крайних правых использовалось вышеприведенное определение. Нужно отметить, что данный термин применялся и применяется современными исследователями для обозначения так называемых правых "чистой воды", "истинных монархистов". В тоже время умеренных правых - сторонников "полусамодержавия" или "самодержавия ограниченного" называют "конституционными" монархистами, а не "левомонархистами". Следует также отметить, что в определении принадлежности различных политических сил к черносотенному лагерю до сих пор не утихают споры. Камнем преткновения, находящимся в "пограничной зоне", является Всероссийский национальный союз. Нередко националистов относят к черносотенцам и крайним правым. Данную точку зрения разделяли целый ряд дореволюционных, советских и современных исследователей и публицистов. В то же время, некоторые исследователи причисляют ВНС к консервативному крылу либерального движения. Нельзя не отметить, что националисты, т.е. сторонники Всероссийского национального союза, к черносотенцам себя не относили, но самые главные отличия крылись между ними и крайними правыми по вопросам о государственном устройстве страны. К числу подобных умеренных правых партий можно отнести Союз 17 октября, Партию мирного обновления и Партию правового порядка, позиция которой была правее вышеупомянутых. Эти партии выступали не только за сохранение прав дарованных Манифестом 17 октября и другими актами, но и предлагали их расширить. Позиции этих партий разделяло отношение к отдельным аспектам национальной, религиозной политики и т.д. Таким образом, умеренные правые не только "допускали", как утверждают некоторые исследователи, сохранение "конституционной" монархии. Однако в доктринальных установках умеренных нередко говорилось о том, что самодержавие является "краеугольным камнем нашего государственного строя", о "единении монарха с народом" и о "единении" самодержавного государя при осуществлении государственной власти с Гос. думой. Смысл народного представительства виделся умеренными правыми (да и правыми в целом) не только и не столько в ограничении прав монарха, сколько в ограждении царя от решения мелких, второстепенных вопросов государственного управления, оставив за ним решение основных, главных. Утверждение о том, что сохранение монархии именно "допускалось" лишь в конституционном виде относится к кадетам, которые нередко ставятся в одном ряду с умеренными правыми. Следует отметить, что вопрос о сохранении монархии для кадетской партии вообще, был второстепенным. Для них главным было добиться власти для реализации своих политических установок в условиях ли монархии или без оной. Однако и они понимали, что уничтожение такого института как монархия ни к чему хорошему привести не может, в то время как октябристы сохраняли монархические позиции, не говоря об остальных умеренных правых. Даже в то время, когда фактически большая часть октябристов перешла в оппозицию в III Гос. Думе, в официальных установках партии речь не шла об оппозиционности.
Данная статья является одной из первых попыток сущностного рассмотрения дефиниций правого движения в России. В статье не рассмотрены и другие определения, термины, а также бранные клички, использовавшиеся (и используемые) для определений правого движения. Мы не претендуем на полноту изложения вопросов дефиниций по причинам неутихающих споров о типологии правого движения. На наш взгляд, до сих пор исследователям недостаточно эмпирического материала, поскольку серьезное изучение правого движения в России только началось.
Владимир Юрьевич Рылов, кандидат исторических наук (Воронеж)