"За веру я готов умереть"

Рафаил Митрофанович Карцев (1861 - после 1932)

Рафаил Митрофанович Карцев вошел в историю правого движения России как крайний правый монархист-дубровинец. В 1906-1917 годах он был бессменным председателем Воронежского отдела Союза Русского Народа (СРН), а в годы раскола Союза, на съезде сторонников А.И.Дубровина, проходившем в конце 1911 года в Москве Карцев стал одним из учредителей Всероссийского Дубровинского СРН. В деятельности этой черносотенной организации Рафаил Митрофанович принимал самое активное участие вплоть до революции, от которой (февральской, а затем октябрьской), ему пришлось немало претерпеть за свои православно-патриотические убеждения.Рафаил Митрофанович Карцев

Рафаил Митрофанович родился в 1861 году в селе Буровлянка Воронежского уезда в семье крестьянина. После отмены крепостного права в пореформенной России был заметен рост самосознания и социальной активности крестьян, получивших личную свободу, что явилось итогом раскрепощения сословий в России. Именно русское крестьянство, как и русский народ в целом, становилось полноправным субъектом истории вместе с самодержавным государством. Судьба семьи Карцевых была довольно типичной для многих провинциальных горожан того времени. Отец Рафаила Митрофановича вместе с семьей переселился в Воронеж, занимался торговлей.

Сведения о роде занятий Рафаила Митрофановича до революции отрывочны. Известно, что он учился в реальном училище, но его по каким-то причинам не закончил. Он продолжил отцовское дело и занялся торговлей. Со временем Карцев поменял сословную принадлежность и стал купцом 2-й гильдии. Его семье принадлежало несколько домов в Воронеже. Но, по-видимому, в начале ХХ века Рафаил Митрофанович оставил свой бизнес и стал жить на ренту от сдачи своих домов. С начала ХХ века и вплоть до 1917 года он служил конторщиком в Казенной палате неполный рабочий день в качестве вольнонаемного служащего. В 1905 году Карцев избирался гласным Городской думы.

Сведений о политической деятельности Р.М.Карцева до начала революции 1905 года нет. По косвенным данным он принадлежал к правому черносотенному кружку, в который входили представители воронежской интеллигенции, выпустившему в августе 1903 года листовку от имени "Воронежского комитета борьбы против социализма". Первые сведения о политической деятельности Рафаила Митрофановича относятся лишь к осени 1905 года.

Октябрьская забастовка и опубликование в том же 1905 году Манифеста 17 октября всколыхнули всю страну. Погромы, последовавшие за "дарованием гражданских и политических свобод", заставили консолидироваться как противников, так и сторонников монархии. Патриотические манифестации в поддержку Манифеста были серьезным предупреждением для революционеров и либералов. Естественно, что Карцев не мог оставаться в стороне от происходивших событий. Он присутствовал на патриотическом митинге 21 октября в поддержку Манифеста. Однако ни Карцев, ни другие будущие активисты СРН не участвовали и не одобряли погромов как таковых в принципе - ни еврейских, ни, естественно, помещичьих. Уже при советской власти, Рафаил Митрофанович говорил крестьянам, что они несут наказание от Бога за то, что в свое время громили помещиков. Карцев присутствовал на многих патриотических шествиях и митингах октябрьских дней 1905 года, проходивших в Воронеже. Своим активным участием в патриотических шествиях он сразу же обратил на себя внимание воронежских радикалов, прозвавших его еще до образования отдела СРН в Воронеже "черносотенцем".

Революционные события заставили всех верных слуг Престола объединяться. Первые собрания по образованию местного отдела СРН проходили в Воронеже, по косвенным данным, еще весной 1906 года. В августе - октябре 1906 года уже началась подготовка первого официального собрания отдела, а 15 октября Рафаил Митрофанович был избран его председателем. Воронежский отдел СРН был открыт 22 октября 1906 года, в день Казанской иконы Божией Матери. Отдел насчитывал 231 члена и большое число сочувствующих. При этом основную массу членов СРН в Воронеже составляли рабочие и мещане, а в целом по губернии - крестьяне.

Воронежский отдел СРН развернул самую широкую деятельность, которая касалась практически всех жизненно важных вопросов жизни края. Под руководством Карцева Воронежский отдел СРН пытался укреплять христианскую нравственность в народе путем школьного влияния и домашнего наблюдения за подрастающим поколением, а также посредством пастырских наставлений и распространения среди простонародья брошюр, листков и книжек, соответствующего содержания, организации бесплатных чтений для бедноты.

Рафаил Митрофанович занимался и личной благотворительностью. В 1908 году он подарил церковному приходу для устройства богадельни два своих дома. В 1907-1908 годах Карцев принимал деятельное участие в открытии и руководстве новыми отделами СРН в Воронежской губернии. Рост количества местных отделов приостановился лишь во время фактического раскола СРН в 1909-1911 годах. Но как только раскол, сотрясавший несколько лет крупнейшую черносотенную организацию Российской Империи, оформился организационно, и сторонники доктора Александра Дубровина (к которым примыкал и Карцев) выделились в самостоятельную организацию - Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа (ВДСРН), вновь началось оживление деятельности воронежских черносотенцев, в большинстве своем поддержавших позицию Дубровина. В 1912 году Воронежский отдел СРН, возглавляемый Р.М.Карцевым перерегистрировался и сменил название, став наименоваться с этого времени Митрофано-Георгиевским.

В этот период (1911-1913 гг.) Карцев принимал участие в организационном оформлении нескольких отделов ВДСРН. В 1908 году в Воронежской губернии насчитывалось не менее 680 союзников, численность которых, по крайней мере, до 1913 года неуклонно продолжала расти. Но уже в годы Первой мировой войны, к 1916 году Воронежский отдел ВДСРН насчитывал всего лишь 46 человек, из которых активную позицию занимали всего-то 15-17 человек. Но Карцев по-прежнему был в числе тех лидеров воронежских монархистов-черносотенцев, которые пользовались, как говорилось в жандармском отчете, авторитетом среди членов организации и "последние безгранично им верят, как людям монархически глубоко убежденным, каковы они, по отзывам большинства, в действительности и есть".

Рафаил Митрофанович участвовал в работе целого ряда съездов и совещаний правых: Волжско-Камского патриотического съезда в Казани (1908 г.), 5-го Всероссийского съезда СРН в Москве в конце 1911 года (учредительного съезда ВДСРН, на котором он был включен в состав членов-учредителей Дубровинского союза) и монархическом совещании в Нижнем Новгороде в 1915 году. Карцев также принимал участие и в Полтавских торжествах 1909 года; в 1910-1911 годах участвовал в обнесении мощей Святителя Митрофана и Святителя и чудотворца Тихона, прославлении мощей Святителя Белгородского Иоасафа в Курской губернии; наряду с другими правыми деятелями Воронежской губернии был на протяжении 1906-1917 годов инициатором отправки многочисленных телеграмм в различные органы власти и в том числе и на Высочайшее Имя. Отдел СРН, возглавляемый Рафаилом Митрофановичем, вел также переписку с таким "другом русского народа" как святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, которая, к великому сожалению, не сохранилась. А накануне февраля 1917 года, когда уже все печатные издания города находились в руках левых и либералов, местный отдел ВДСРН направил в Петроград, в Департамент полиции телеграмму следующего содержания: "Местная печать революционирует школу; необходим правый орган; предупреждаем; Союз Русского Народа".

После февральского переворота, в марте - апреле 1917 года в числе других "местных столпов" СРН Рафаил Митрофанович дважды арестовывался властями "новой России" по подозрению в "незаконном хранении оружия". Естественно, что дело было отнюдь не в хранении оружия (даже если таковой факт и имел место быть, то уж не революционерам было обвинять в этом монархиста-охранителя), а в сведении "демократами" счетов со своим многолетним политическим противником. В марте 1917 года новой властью также была закрыта Казенная палата Воронежа, и Карцев остался без работы. Известно, что уже при советской власти он "служил в разных советских учреждениях", то есть работал мелким "сов. служащим", а в 1923 году 62-летний Рафаил Митрофанович вышел на пенсию по инвалидности.

После прихода к власти большевиков Рафаил Митрофанович Карцев в политику уже не вмешивался, нелояльность по отношению к советской власти не показывал. Но он не мог оставаться равнодушным к судьбе Православной Церкви в России. Церковь в то время переживала обновленческий раскол, инициируемый и поддерживаемый властью. В 1929- 1930 годах в Воронеже подверглись аресту свыше 100 "буевцев" (сторонников воронежского епископа Алексия (Буя), выступившего в 1927 году против политики патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия по сближению Российской Православной Церкви и советской власти), среди которых в 1929 году оказался и Карцев.

В постановлении о его аресте сказано, что он, "будучи членом организации церковников, систематически вел антисоветскую агитацию и распускание провокационных слухов, направленных к подрыву мощи и мероприятий Советской власти в области социалистического строительства города и деревни". При обыске у него было изъято 18 писем и книга "Вступление на престол Николая II". На допросах он вел себя спокойно, с достоинством, не упоминал ни одного человека, которому могли бы повредить его показания. Рассказывал, что "принадлежит к Православной Церкви тихоновского направления", посещает только те храмы, которые считает православными. Судя по другим показаниям, Рафаил Митрофанович пользовался большим уважением среди верующих, к ним он приходил читать религиозную литературу, даже почитался как "подвижник и святой". Своего отрицательного отношения к существующей действительности он не скрывал, но активно против советской власти не выступал. "В разговорах с верующими, - рассказывал он следователю, - я всегда им внушал, что все, что ни делается - то к лучшему".

На предъявленные ему следователем обвинения Рафаил Митрофанович спокойно ответил: "Виновным себя в предъявленном обвинении (участие в контрреволюционной организации и ведении антисоветской агитации) не признаю, я только глубоко религиозный православный человек. Руководителем своим и главой Воронежской церковью (так в тексте - В.Р.) я признаю еп. Алексея Буя... В данное время я никаких (политических убеждений) не признаю, но религия у меня на первом месте, за веру я готов умереть".

В 1930 году коллегия ОГПУ вынесла приговор: заключить в концлагерь на пять лет с заменой высылкой на тот же срок в Северный край. Согласно приговору Рафаил Карцев был направлен в распоряжение Вологодского полномочного представительства ОГПУ. После 1932 года сведений о судьбе Карцева нет. Скорее всего, он сгинул, находясь в ссылке, но сведений о месте его захоронения также пока нет.

Лишь 60 лет спустя, после крушения советской власти в 1992 году, Рафаил Митрофанович Карцев был реабилитирован прокуратурой Воронежской области из-за "отсутствия состава преступления". Дело "буевцев", по которому пришлось претерпеть воронежскому патриоту-черносотенцу, было признано полностью сфальсифицированным.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Крестный путь. Очерк деятельности Воронежского отдела Союза Русского Народа за 1-ой год его существования // Мирный труд. 1908. N 7.
2. Кузин К., Рылов В. "Коль направо пойдешь" // Воронежский курьер. 1996. 23 марта.
3. Очерк деятельности Воронежского отдела Союза Русского Народа за 2-ой год его существования // Мирный труд. 1909. N 6.
4. Очерк деятельности Воронежского отдела Союза Русского Народа за 3-ий год его существования // Мирный труд. 1910. N 7.
6. Рылов В.Ю. Карцев Рафаил Митрофанович // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003.
5. Рылов В.Ю. Правые движение в Воронежской губернии. 1903-1917. Воронеж, 2002.
6. Рылов В.Ю. Становление правомонархических организаций в Воронежской губернии // Исторические записки. Воронеж, 1999. Вып. N 4.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Рылов:
Владимир Пуришкевич - несостоявшийся Ленин «справа»
Рассуждения над книгой А.А.Иванова
25.03.2011
"Черная сотня": вехи осмысления в России
Рецензия на книгу Д.В.Карпухина
07.07.2009
"За веру я готов умереть"
Рафаил Митрофанович Карцев (1861 - после 1932)
15.12.2005
Вопросы дефиниций правого движения в России в начале ХХ века
Доклад на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года
01.11.2005
Все статьи автора
"Воинство Святого Георгия"
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
«Он много сделал для облегчения жизни крестьян, боролся с воровством чиновников»
Требуется помощь на установку бюста известному государственному деятелю Российской Империи И.Л. Горемыкину
29.01.2019
Соблазн идет от интеллигенции
К 100-летию кончины архиепископа Никона (Рождественского)
12.01.2019
Государевы лета
В издательстве «Царское дело» вышла книга Петра Николаевича Шабельского­-Борка «Государевы лета. Сказания о русских царях»
30.05.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58