Беспримерная благотворительница

К 220-летию со дня рождения графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской

Новости Москвы 
0
499
Время на чтение 9 минут
Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848) в советское время была погребена под толстым слоем забвения. Могилу ее в Юрьевом Новгородском монастыре в 30-е годы XX-го столетия вскрыли большевики, и долгое время было неизвестно само место упокоения графини. Ныне, по выражению ее духовного наставника архимандрита Фотия (Спасского), "время благоприятно" для повествования о ее подвижнической жизни. В 2001 году вышла вторая, с перерывом в полтораста лет, книга "Архимандрит Фотий (Спасский) и графиня А.А.Орлова-Чесменская", в которой было дано более или менее полное изложение ее биографии с учетом ранее неизвестных широкой публике архивных материалов; в настоящее время появляются и другие труды о семье Орловых-Чесменских, что свидетельствует о непреходящей ценности деяний Анны Алексеевны не только для современников ее, но и для потомков.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская родилась 2 мая 1785 года в семье знаменитого екатерининского орла и чесменского героя графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. "Екатерина II приняла участие в домашней радости графа", - сообщает нам жизнеописатель графини коллежский советник Елагин.

Анна воспитывалась рано овдовевшим отцом своим, у которого были свои понятия о том, что должна уметь его дочь: она получила не только великолепное светское образование того времени, но и была обучена в совершенстве верховой езде и стрельбе.

В 7 лет Анна была пожалована званием фрейлины Высочайшего Двора. В первоочередные обязанности фрейлин входило присутствие при дворцовых церемониях. Разумеется, круг знакомств при Дворе стал для юной Анны складываться именно с тех лет; впоследствии эти знакомства сослужили добрую службу для архимандрита Фотия, который благодаря им не только получил трибуну для проповеди своих антимасонских взглядов, но также и индульгенцию на будущие времена от внезапной, в том числе и высочайшей опалы.

Рано потеряв отца, Анна, как единственная наследница несметных отцовских богатств, не могла не остаться без внимания виднейших аристократических женихов России и зарубежья. Кроме того (что тоже немаловажно), Орлова-Чесменская обладала красотой и добрым сердцем, привлекавшим к ней всех, знавших ее.

К ней, помимо женихов царской крови, родственников вдовствующей императрицы Марии Федоровны, сватались последний фаворит Екатерины Платон Зубов и молодой полководец Николай Каменский 2-й; к последнему юная графиня испытывала нежные и искренние чувства, однако ее постигло жесточайшее разочарование. Мы не знаем подробностей этой истории и при целомудрии графини не можем допустить и мысли о том, что эти чувства могли столкнуть юное создание с узкой тропы добродетели; по всей видимости разочарование это носило душевный характер и было связано с необузданностью нрава претендента на ее руку и сердце. Необузданность эта носила наследственный характер; достаточно сказать, что отец Каменского, старый князь Михаил Федорович Каменский был зарублен топором в собственном имении братом своей молодой любовницы. Каменский 2-й вскоре скончался, не успев принять участие в военной кампании 1812 года (хотя за год до этого он был назначен главнокомандующим русскими войсками), о чем многие сожалели.

Доставшееся графине после родителей имение приносило ежегодно до миллиона рублей ассигнациями дохода и стоило, по отзывам известных лиц, до сорока миллионов рублей ассигнациями. Если присоединить к стоимости доходы с имения, которые получала графиня до продажи его, то в результате окажется, что она имела в своем распоряжении до 65 миллионов рублей ассигнациями. В этот расчет не включены ее бриллианты, серебро и золото и драгоценные камни на весьма значительную сумму.

Однако вместо обычных забав юности она отправилась на богомолье поклониться Святым Угодникам в Киевскую Лавру и в Ростов. При гробе Святого Димитрия, в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, встретился ей старец, гробовой иеромонах Амфилохий, известный благочестием и подвижническою жизнью и 47 лет подвизавшийся в обители. Сей благочестивый старец стал первым духовником молодой графини.

Светские обязанности графини между тем росли: в 1817 г. 28-летняя Орлова-Чесменская была назначена Камер-Фрейлиной Их Величеств Императриц Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны и Александры Федоровны и при этом пожалована портретом Императрицы Марии Федоровны; а император Александр I наградил ее портретом супруги императрицы Елизаветы Алексеевны.

Образ жизни при дворе, однако, не удовлетворял Анну Алексеевну; она искала себе опытного руководителя в духовной жизни, который вместе с тем был бы и общественным деятелем, боровшимся за чистоту православия среди русского высшего общества. Изгнанный епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов), которого она посетила в Москве, указал ей на архимандрита Фотия, как на образец такого духовника. И действительно, кроме Фотия никто тогда не мог заявить публично, например, следующее: "Имярек (могущественное и известное лицо) является еретиком; не молитесь за него". Графиня стала искать встречи с Фотием. Прошел почти год, и вот, наконец, прибывшая в Петербург Анна Алексеевна впервые услышала и увидела молодого монаха 27 апреля 1820 года в Казанском соборе, где он, как проповедник, выступал на литургии с обличением духа времени. Проповедник и проповедь под названием "Бога бойтесь, царя чтите" произвели неизгладимое впечатление на Орлову. Можно предположить, что под сводами Казанского собора она приняла окончательное и бесповоротное решение предаться душою этому "новому Аввакуму" (так некоторые называли Фотия) и стать его помощницей и духовной дочерью; никогда впоследствии до самых последних дней жизни и после смерти своего учителя она не сомневалась в спасительности своего выбора.

Последующая духовная жизнь графини неотделима от ее наставника архимандрита Фотия, духовной дочерью которого она стала в 1822 году. "Соделавшись дщерью, - писал в своей автобиографии Фотий, - девица Анна, всем сердцем, всей душой, всей мыслью к Богу приложилась, предала себя авве Фотию, самые мысли и желания стараясь узнать его, дабы Бога ради во всем ему подражая, служить в слове и деле святой церкви и вере". Фотий раз и навсегда разрешил и все вопросы о ее замужестве, назвав ее Христовой невестой. "Богомудрая девица, - писал архимандрит, - яко разумна, добра сердцем, с радостью все приняла, горела ревностью, как бы быть духовной Христу невестою, явить веру свою и любовь словом и делом. Дала слово до смерти Бога ради служить Фотию во всех делах православия и благочестия, хотя бы его поносили, в заточение послали, [его] не оставлять". В 1823 году графиня писала к преосвященному Парфению: "А что касается до меня грешной, не знаю, как вам сказать, в восторге ли я или нет от отца моего духовного Фотия: только то скажу вам, что сердечно и душевно его люблю и почитаю". В письме Параскеве Михайловне Толстой от 3 декабря 1821 года Фотий писал о графине: "Она Матерь моя, паче нежели родная". Для человека, потерявшего мать во младенчестве, такая фраза знаменательна; она точно и четко характеризует отношение Фотия к Орловой.

Рамки данной статьи позволяют нам сказать только об одной из сторон ее деятельности, а именно о "беспримерной благотворительности" ("беспримерной благотворительницей" графиню именовал Фотий). Благотворительность Анны Алексеевны не была чем-то внушенным ей извне (как это представлялось некоторым современникам, причем в этом внушении винили Фотия), но носила сугубо личный характер и таким образом была укоренена в ее натуре.

В 1827 году в своих записках графиня писала: "По кончине родителя моего, наложила я на себя обет пред Господом Богом, сделать в память и во спасение душ преставившихся родителей моих и рода моего значительное какое-либо богоугодное заведение. По долговременном и зрелом обозрении обета моего, Господь открыл мне случай исполнить оный над святою обителью - Новгородским первоклассным Юрьевым общежительным монастырем; к чему главнейшие побудительные причины были следующие: 1. Что Священно-Архимандрит Фотий, известный всем по строгой монашеской жизни, избран мною в Наставника и Духовника, и по воле, и именно, по указанию Серафима митрополита должен был сделаться моим Наставником и Духовником, прежде, нежели был еще Настоятелем Юрьева монастыря. 2. Юрьев монастырь <...> в такое пришел крайнее запустение, что уже никаких обыкновенных средств высшее Духовное Начальство не имело ввиду к поддержанию его. Почему, в бытность мою в Петербурге в 1822 году, Его Высокопреосвященство Митрополит Серафим, намереваясь сделать Настоятелем в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь Архимандрита Фотия, сообщил оное намерение мне, с тем, чтобы я всевозможно помогала в обновлении запустевшей обители сей Архимандриту Фотию, яко Наставнику и Духовнику своему; я же соревнуя древним соорудителям и поддержателям сей обители, почла возобновление оной делом святым и богоугодным, и паче иных заведений решилась обет мой, данный по кончине родителя моего, весь исполнить над сим монастырем. 3. Таким образом решимость моя на обновление сей обители имела главное основание - известные мне тщание и неусыпные труды Архимандрита Фотия, который доказал на самом деле, что никто кроме него по чистоте совести и усердию к Богу, не мог привести в исполнение Богу данный мною обет, как сердце мое того желало; при чем подкреплялось удостоверение мое и соглашением на все Его Высокопреосвященства Митрополита Серафима. 4. К непременному же и безостановочному исполнению сего, Богом внушенного мне обета, удостоилась я получить Высочайшее в Бозе почивающего Государя Императора Александра I-го подтверждение".

Благотворительность Орловой не ограничивалась Юрьевым монастырем, возрожденным из руин ее иждивением. Пожертвованиями своими графиня поддерживала Софийский собор и прочие обители новгородские, храм Ростова в обители Святителя Димитрия, где украсила она и раку Св. Иакова, храм обители Задонской; ее трудами были устроены: серебряная рака Великомученицы Варвары в Михайловской обители, серебряная гробница первоначальника Почаевской лавры Иова и богатые украшения горнего места вокруг чудотворной иконы, а за пределами Отечества: Церковь патриаршия Живоначального источника в Царьграде, драгоценные иконостасы патриарших церквей в Александрии и в Дамаске; ее имя прославлялось во Св.Граде и на Св.Горе как имя древней Мелании.

Исключительное положение графини давало ей средства помогать не только деньгами со всей щедростью, но и своим покровительством с многосторонней пользою.

Из прибегающих к ней с просьбами "никто не находил отказа, - писал современник. - Благодеяния ее простирались до такой степени, что графине почти не доставало ее огромных доходов, доходивших вначале до миллиона и постепенно уменьшавшихся, для ежедневного раздаяния даров и милостыни. Следуя внушению Евангелия: продавать имения свои и раздавать милостыню для наследования вечной жизни, она не прилагала сердца к богатству и охотно продавала имения свои, чтобы удовлетворять возникавшим отовсюду требованиям, которые основывались единственно на известности о необыкновенной ее щедрости. Из всех краев обращались к ней, как бы к неисчерпаемому источнику милости, в которой не почитали возможным получить отказ. Не было дня, чтобы таким образом не утекали тысячи из ее рук; а кто о том знает, кроме получавших или скромных раздаятелей ее милости? Благотворя прибегающим к ней, кто бы они ни были, почитая их в Христе братиями, графиня не умела отказать в чем-либо просящим, всегда стараясь хранить втайне благодеяния свои".

Скончалась графиня Анна Алексеевна в Новгородском Юрьевом монастыре 5 октября 1848 года, в день тезоименитства своего родителя, и была погребена рядом со своим наставником архимандритом Фотием.

Благодеяния ее продолжились и после ее смерти: по духовному завещанию ее на надгробие Святителя Тихона Задонского в Богородицком Задонском монастыре было возложено устроенное ее иждивением серебряное украшение. Кроме того, графиня, предсмертным распоряжением, последнее имение свое, за исключением степных земель в Воронежской губернии, предоставленных родным, принесла на дела богоугодные и завещала: в Новгородский Юрьев монастырь - 300 000 рублей серебром (р.с.); в Почаевскую Лавру - 30 000р.с.; в Соловецкий монастырь - 10 000р.с.; на 340 монастырей, по 5000 в каждый - 1 700 000 р.с.; на 48 кафедральных соборов, по 3000 в каждый - 144 000 р.с.; итого: 2 184 000 р.с., с тем, чтобы весь капитал этот оставался неприкосновенным в кредитных учреждениях, а монастыри и соборы пользовались с него процентами. Сверх того, в непосредственное распоряжение попечительств епархиальных ведомств, на помощь вдовам и сиротам духовных лиц Православного исповедания, в каждую епархию по 6000р.с. - 294 000 р.с.; общий итог - 2 478 000 р.с.

Занимаемый графинею на мызе близ Юрьева монастыря каменный дом, со всеми при нем службами, пристройками, оранжереей и садом и со всем имуществом в этом доме, как-то: святыми иконами, картинами, серебром и прочими вещами, за исключением бриллиантов, принесенных также на дела благотворения, поступил, согласно ее желанию, в полное владение Юрьевской обители.

"Не утешительно ли видеть в нашем веке, в современных нам лицах, повторение того, чем отличались первые века христианства? Такова перед нами графиня Анна, самым именем своим выражавшая благодать, ее предъизбравшую ко благу Церкви! В ее лице как бы опять ожила для нас одна из двух Меланий Римских", - отмечал жизнеописатель графини Н.В.Елагин.

Бывший министр народного просвещения князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов, получив известие о кончине Орловой-Чесменской, писал преемнику Фотия архимандриту Мануилу о том, что почившая своей жизнью разрешила "едва ли не самую трудную задачу о соединении строгой христианской жизни и подвигов келейных с обязанностями высшего звания в мире и приличиями светского обращения".

После смерти Орловой-Чесменской имя ее было предано забвению. Биограф ее с печалью отмечал: "довольно времени протекло после кончины ее и нигде не упомянуто о ней в повременных изданиях, в журналах и газетах, обыкновенно извещающих о каком-либо замечательном событии, радостном или печальном". К счастью, биограф ошибался; прошли века, и те, кто забыл графиню, забыты сами, а имя этой подвижницы начинает сиять все ярче и ярче. При нас начинают сбываться слова Фотия, сказанные об этой удивительной русской православной христианке: "настанет время, и сия жена просияет как солнце".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вячеслав Вячеславович Улыбин
В наши паруса дул противный ветер…
Организатор международного морского крестного хода Сергей Шаров рассказал о его итогах
26.09.2012
Император и Монах
Об отношениях светской и церковной властей в эпоху царствования Александра I и Николая I
21.05.2005
Все статьи Вячеслав Вячеславович Улыбин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.11.2024 17:57
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от влдмр
13.11.2024 16:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
13.11.2024 15:32
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 15:28
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Рабочий
13.11.2024 14:45
Крестный ход и миссия состоялись
Новый комментарий от kuzanez
13.11.2024 14:41
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 14:21