— Андрей Евгеньевич, прокомментируйте пожалуйста отстранение Эллады Борисовны Шафтнер от занимаемой должности в Народном Совете ДНР.
— Это беспрецедентное дело.
На самом деле она по факту является депутатом. Все документы, даже постановления решений о создании каких-либо комиссий и любые другие документы и решения в разделе «разное» (прим.ред — «разное» — один из разделов в повестке дня каждого собрания Народного Совета ДНР), попадают на официальный сайт (прим.ред. — Народного Совета ДНР). Но ситуация такова, что ни лишения мандата Шафтнер, ни Богданова — на сайте нет. Их просто из списков депутатов как бы «случайно» потеряли. Самого решения не существует. Я не знаю кто должен этим заниматься, но явно какие-то компетентные органы, которые должны выяснить каким образом это происходит.
То есть просто исчезли два депутата из списка депутатов НС ДНР. Никаких следов какого-либо документа, который лишает депутата Шафтнер и Богданова депутатских мандатов на сайте не существует.
Передо мной бумага (прим.ред. — официальная повестка дня собрания НС ДНР в прошлую пятницу), здесь написано «Всем СМИ выйти из зала!». В разделе «разное» такие вопросы не рассматриваются. Эти вопросы рассматриваются в повестке дня, которая выдается Народным Советом, которая в свою очередь рассматривается координационным советом. Повестка «разное» формируется уже председателем и спикером.
Как указано в документе, в повестке «разное» досрочно лишают мандата депутата Шафтнер и депутата Богданова. Богданова вы знаете, это Сеня — казак, довольно знаменитый. Герой войны, который в Дебальцево участвовал очень активно.
За что лишают Элладу полномочий — очень сложно объяснить. Были предъявлены какие-то 2 ксерокопии паспортов, на которых якобы её фотографии под другой фамилией. И какую-то справку, что она не прописана в Донецкой области и лишили на основании этого. Видимо в следующий раз за прическу будут лишать…или еще за что-то не очень понятное для меня.
Насколько я понимаю, к Ладе нет никаких претензий ни у МГБ, ни у МВД. Мало того, эти все вещи, получается ставят под сомнение все выборы, которые произошли. Потому что была целая процедура выдвижения кандидатов, Лада была лицом списка. То есть три человека были от «Свободного Донбасса», фамилии которых были открыты. Все проходили проверку МГБ и так далее. На сегодня как я понимаю, ни у МГБ, ни у МВД, ни у кого к Элладе Шафтнер и её документам нет никаких претензий.
Чтобы вы понимали, свой простреленный паспорт, с которым вернулась из плена — она показывала. То есть у нее есть простреленный паспорт, но там видно, что это она. Если не ошибаюсь, там Запорожская прописка, но это не имеет значения — она жительница Донецка.
Она с первых дней участвовала в событиях на Донбассе. Очень серьезно и мощно отработала в отделе пропаганды ДНР. У нее была первая серьезнейшая контузия, с ушными кровотечениями в аэропорту в те события, у нее плен, осколочные ранения, термические ранения, еще одна контузия. Как депутат она была одной из самых активных, это тот человек, который защищал Первый Военный Госпиталь ДНР и 18 больницу. Благодаря ей в Песках получают пенсии пенсионеры, потому что этот поселок остался в воздухе. То есть имела очень серьезную жизненную позицию. С моей точки зрения, это просто освобождение мест (прим.ред. — в НС ДНР) для заполнения новыми какими-то депутатами, запугивание неугодных.
Честно говоря, эта ситуация на сегодняшний день носит висячий характер, но довольно беспрецедентна. В разделе «разное» простым голосованием, без создания комиссии, фактически без уведомления… Чтобы вы понимали, повестка дня рассылается (прим.ред. — на электронную почту), а раздел «разное» — нет. Она посещала все заседания, собрания, сессии и теперь ее снимают с должности. Это вообще выхолащивает парламентаризм. Парламент превращается в некий орган, который парламентом уже не является. То есть это уже некое собрание людей, которые решают кулуарно «кто угоден, кто неугоден», «выбрасывают» кого хотят, заводят кого хотят. Это уже отсутствие в принципе парламентаризма. Это как-то другим словом называется, но это уже не парламент.
Повторю, претензий со стороны служб безопасности Республики нет, мало того — она являлась лицом списка «Свободного Донбасса». Документы и всё остальное проверялись МГБ и МВД и вот на сегодняшний день такая произошла коллизия. С моей точки зрения её могли лишить должности, например, за прическу. В данном случае никакими законными актами тут и не пахнет.
— Насколько эта ситуация серьезная? Какие могут быть последствия?
— Это лишение легитимизации. То есть мы по факту попали в такую ситуацию, когда мы сами себя лишаем легитимности. То есть прошли выборы, это депутат в списке, и когда парламент начинает бесконечно заниматься такими делами, на самом деле он перестает быть парламентом. Это какой-то орган, но к парламенту или законодательной власти он уже не имеет отношения. Бесконечные юридические нарушения со стороны парламента, приводят к тому, что вымывается понимание — что это за орган и зачем он нужен. Это прежде всего удар по имиджу республики, удар по той системе легитимизации, которая была запущена.