Часть из лекции в Троице-Сергиевой Лавре 9 июля 2013
Валентин Юрьевич Катасонов:
Профессор кафедры международных финансов МГИМО.
Доктор экономических наук.
Член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства.
В 2001-2011 гг. — заведующий кафедрой международных валютно-кредитных отношений МГИМО (У) МИД России.
В 1991-1993 гг. — консультант ООН (департамент международных экономических и социальных проблем).
В 1993-1996 гг. — член Консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития.
Председатель Русского экономического общества им. Шарапова С.Ф.
Специалист в области экономики природопользования, международного движения капитала, проектного финансирования, управления инвестициями.
Вопрос: Как функционировала экономика в царской России?
Валентин Катасонов: Тоже очень интересный вопрос. Я должен вам сказать, что сейчас у меня в издательстве Института Русской Цивилизации есть большая рукопись. К сожалению, уже почти год прошёл, как она лежит, к сожалению, денег на издание нет. Она называется "Сергей Фёдорович Шарапов и его эпоха". Там и о других государственных политических деятелях и экономических мыслителях, и об экономике дореволюционной России. Я вам должен сказать, что Россия и капитализм несовместимо. До начала первой мировой войны Россия пятьдесят лет существовала в условиях капиталистического эксперимента. Этот эксперимент довёл Россию до серьёзного экономического упадка. Есть люди, которые достаточно поверхностно оценивают, анализируют состояние России до начала первой мировой войны. Они говорят о том, что строили железные дороги, о том, что кипела жизнь в двух столицах, о том, что у нас появился золотой рубль.
Мне хотелось немножко остановиться на золотом рубле. Пожалуй, именно золотой рубль это и был тот опасный, смертельно опасный шаг, который привёл Россию к 17-му году. Я понимаю, что есть духовные причины, но есть и такой экономический срез проблемы. Любой грамотный финансист понимает, что если ты вводишь золотой стандарт, значит, ты подсаживаешь свою страну, свою экономику, свои финансы на иглу золотых кредитов.
Кто навязывал золотой стандарт миру в 19 веке?
Ротшильды.
Почему навязывали?
В результате наполеоновских войн Ротшильды сконцентрировали в своих руках львиную долю мировых запасов золота. Золото не должно лежать, золото должно работать. Для этого оно должно быть востребовано. Лучший способ востребования это предложить другим странам или навязать другим странам золотой стандарт. В Англии Ротшильды себя чувствовали хозяевами, они в 1819 году приняли закон о золотом стандарте, и Англия существовала уже в условиях золотого стандарта. Ни одна из других стран не хотела присоединиться к золотому стандарту, за исключением Австралии, Канады, понятно, это всё британское содружество. Там дана команда из Лондона, щёлкнут каблуками и введут всё, что надо.
А вот европейская континентальная экономика не хотела, ни в коем случае не хотела золотого стандарта. Здесь я должен упомянуть в этой аудитории имя Бисмарка. Обычно Бисмарка всегда называют железным канцлером, а я бы его назвал золотым канцлером. Почему? По очень простой причине. Вполне вероятно, что Бисмарк находился в определённой зависимости от Ротшильдов, вполне вероятно, что эта зависимость Бисмарка от Ротшильдов увеличилась в результате той сделки (я почти уверен, что такая сделка была), Бисмарк хотел объединить Германию, отдельные княжества. Безусловно, что нужна была некая экономическая и политическая поддержка, прежде всего со стороны Ротшильдов.
Ротшильды сказали:
- Хорошо. Мы окажем вам содействие, в обмен вы нам тоже окажите услугу – введите у себя золотой стандарт.
На что Бисмарк, разводя руками, говорит:
- Я не могу ввести золотой стандарт, потому что у меня нет золота".
Ротшильды говорят:
- У вас, господин Бисмарк, будет золото.
И тут начинается франко-прусская война. Франко-прусская война кончается победой Германии, и Франция должна заплатить контрибуцию в размере пяти миллиардов золотых франков. Откуда у Франции пять миллиардов золотых франков? Франция обескровлена. У Франции (я проверял по разным источникам) золота было не больше чем на 200-300 миллионов золотых франков. Ротшильды объявили подписку на заём Франции, золотой заём Франции. Все страны отдали под козырёк и подписались под золотой заём. Франции было предоставлено пять миллиардов золотых франков и эти пять миллиардов золотых франков перекочевали затем в Германию. Германия уже в 1873 году объявила о введении золотого стандарта.
Без учёта этих интриг историю западной Европы девятнадцатого века мы не поймём. Вся история девятнадцатого века это борьба за навязывание Европе золотого стандарта. Такие попытки навязывания золотого стандарта постоянно велись в отношении России, даже на историю Крымской войны можно посмотреть под этим углом зрения. Я боюсь увлечься.
Окончилось это тем, что в 1897 году благодаря усилиям реформатора министра финансов Сергея Юрьевича Витте Россия всё-таки получила золотой рубль. А дальше всё очень печально: дальше 905-й год, 907-й, февраль 17-го. Наши ура-патриоты говорят о том, что Россия накануне первой мировой войны уже занимала пятое-шестое места по многим видам продукции. А по внешней задолженности Россия находилась на первом месте. Потому что золотой стандарт в разных странах он совершенно разный. Слово "стандарт" немножко дезориентирует слушателей и читателей. Потому что в России золотой стандарт – это сто бумажных рублей под обеспечение ста единиц золота. А в какой-нибудь Бельгии тоже золотой стандарт, но там сто денежных бумажных единиц под обеспечение двадцати единиц золота. То есть мы оказались святее папы римского в очередной раз. Я думаю, что Сергей Юрьевич Витте, конечно, был масоном тридцать третьего градуса. Есть много достаточно таких серьёзных подтверждений этому. Даже если этого не знать и внимательно проанализировать все шаги, все решения, которые принимал реформатор Сергей Юрьевич Витте, это видно. Поэтому, конечно, ситуация с экономикой в России была просто ужасна. Формально, как бы, не всё было так плохо.
Любая экономика, любая, даже экономисты об этом забывают, имеет активы и пассивы. Как монета с двумя сторонами, как медаль с двумя сторонами. Вот ура-патриоты нам рассказывают про Россию до революции, рассказывая про её активы. Да, железные дороги, да, там металлургические заводы, да, там Путиловские заводы – это одна сторона медали, это называется в экономике активы.
Другая сторона называется пассивы – обязательства. Обязательства это государственный долг. Обязательства – это обязательства перед иностранными инвесторами, которые во многих отраслях уже захватили более половины всего уставного капитала. Параллели сегодняшней России с той Россией очень напрашиваются, только сегодня ситуация намного хуже.