Иначе они бы давно поняли, что суть разногласий проста – она в отношении к кряшенскому вопросу. А точнее в том, признаёшь ты главной и единственной целью кряшенского движения, всей социально-политической жизни кряшенского населения необходимость незамедлительного решения кряшенского вопроса или нет. То есть ты за то, чтобы добиваться на государственном, если хотите, международном уровне признания кряшен полноправным – без всяких оговорок – самостоятельным народом или считаешь, что кряшенам для счастья достаточно петь, плясать, праздновать Питрау, радоваться, глядя на очередную кряшен чибяре, и млеть от счастья, когда президент соизволяет заглянуть в импровизированную национальную палатку кряшен на Дне республики.
Кряшенский вопрос делит национальное движение надвое. По одну сторону баррикады с февраля 1990 года заняла своё место и удерживает его до сих пор Общественная организация кряшен г. Казани, а также, к сожалению, недолго существовавшие Республиканский национально-культурный центр Татарстана и Межреспубликанский союз кряшен Башкортостана, Татарстана и Удмуртии со всеми входившими в них местными организациями. Именно по их инициативе в октябре 2001 года была принята Декларация о самоопределении кряшен как самостоятельного этноса. Именно они требуют возвращения самоназвания «кряшены» и законодательного признания их отдельным народом, независимого участия в переписях населения, переподготовки учителей и обучения кряшенских детей в кряшенских национальных школах, восстановления старых и строительства новых церквей в кряшенских селениях и проведения богослужения на родном языке, защиты от негласно ведущейся и поощряемой властями татаризации и исламизации кряшенского населения, создания для представителей кряшен равных избирательных условий и рационального подбора руководящих кадров кряшенских поселений, предприятий, учреждений, организаций, включая директоров школ, домов культуры, библиотек.
По другую сторону с 2007 года занимает позицию Общественная организация кряшен Республики Татарстан. Она была создана по повелению татарстанских властей и является искусственным образованием, вытеснившим при поддержке городских и районных администраций прежние организации, рождённые творчеством народа и работавшие на демократической основе. От новой организации ждали консолидации кряшенского движения, концентрации всех усилий для решения кряшенского вопроса. Но не для этого власти создавали её. Так же, как и позже учреждённый в составе Института истории Академии наук Татарстана центр по изучению крещёных татар и нагайбаков, эта организация по тщательно скрываемой от кряшенского населения задумке властей должна возобновить, продолжить и завершить проводившуюся в 1920-х годах политику слияния кряшен с татарами. При этом используются те же методы. Когда, первые послереволюционные съезды кряшен и коммунистов-кряшен отказались принять правительственную установку на слияние, то есть на татаризацию кряшен, власти в нарушение демократии сменили руководство кряшенских организаций и протащили угодное им решение.
О том, что это действительно так, говорят факты. Ни разу ни республиканская организация кряшен, ни центр по изучению крещёных татар даже не заикнулись о перечисленных проблемах, не говоря уже об официальной постановке кряшенского вопроса. Наоборот, они всячески демонстрируют свою «татарскость»: публично заявляют, что кряшены – это татары, призывают кряшен записываться татарами, участвуют как делегаты в съездах Всемирного конгресса татар и дают согласие на своё избрание в его руководящие органы. А чтобы отвести от себя подозрения и обвинения в нежелании решать кряшенский вопрос, запутать в этих интригах рядовых участников кряшенского движения, получающих информацию в основном из такой же по духу беспроблемной кряшенской газеты «Туганайлар», придумывают небылицы. В этих целях усиливаются нападки на организацию кряшен Казани и её председателя Марию Семёнову за сепаратизм, отказ войти в состав республиканской организации.
Беру на себя смелость заявить, что не только казанская организация в полном составе во главе с Марией Семёновой, но и «внесистемный» Аркадий Фокин и ушедшие в оппозицию новоявленным вершителям судеб кряшен видные деятели кряшенского движения, с большим желанием и готовностью встали бы под знамёна любого формального или неформального объединения, которое перестало бы заблуждать людей видимостью решения кряшенских проблем, а приступило к практической реализации цели кряшенского движения – обретению кряшенами статуса равноправного народа России.
Таковы вкратце наши разногласия. Дело каждого, принять или отвергнуть их. Но определиться тем, кто искренне желает цивилизованного разрешения кряшенского вопроса, необходимо. И незамедлительно.
С искренней надеждой на взаимопонимание и взаимосотрудничество в этническом восхождении и воцерковлении кряшен.
Аркадий Фокин, ветеран кряшенского национального движения