Все военные историки с удивлением отмечают, что сильнейшая армия мира, с легкостью покорившая всю Европу, не смогла за несколько месяцев боев в Сталинграде прорваться к Волге и укрепиться, не смогла сбросить в реку русских.
Часто говорят, что не хватило немцам сил пройти каких-то сто метров. Теперь нам известно, что на пути врага встали не только в своем беспримерном подвиге сотни тысяч бойцов и командиров, и легли костьми сотни тысяч мирных граждан, не успевших эвакуироваться и оказавшихся на передовой между двух линий окопов, но на пути врага встала и Сама Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, поднимая упавший дух людей и придавая явлением своим величайшему в истории горю людскому Божеский смысл.
О Знамении в небе Сталинграда есть и фактическое свидетельство. Документ, датированный 1943 годом, был обнаружен в архиве Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР историком Вадимом Николаевичем Якуниным. Фрагмент, касающийся Сталинградского знамения, опубликован в пересказе в его книге. Он в 90-х годах работал над диссертацией на тему «Русская православная церковь в Великой Отечественной Войне» и наткнулся на отчет уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по УССР Ходченко. Тот сообщал в Москву своему начальнику, председателю этого Совета полковнику НКГБ Георгию Григорьевичу Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова, пришедшая на Украину со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей чуда.
К сожалению, в отчете уполномоченного умалчивается о том, что именно увидели воины в Сталинградском небе в ноябре 1942 г. Ясно одно: видевшие Небесное Знамение бойцы Красной Армии понесли с собой память о нем по дорогам войны.
И вот удалось разыскать несколько свидетельств очевидцев, которые еще были живы в начале нашего столетия и, приезжая в Волгоград на встречи ветеранов, оставляли свои воспоминания. Три свидетельства непосредственных очевидцев помещены во второй части книги Л. Красника и Ф. Андреева «Чудеса Божии во время Великой Отечественной войны», которая так и называется – Сталинградское знамение.
Один из них, Георгий Ильич Голубев, служил до войны в Кремле в охране маршала Климента Ефремовича Ворошилова. Когда началась эвакуация части руководящих работников правительства в Куйбышев, Георгий Ильич попросился на фронт. И вместе со многими нашими бойцами испил горькую чашу поражения и отступления. Чудом он вырвался из окружения под Харьковом. Ординарец подвел ему коня, он вспрыгнул на него и поскакал, а в этот же момент ординарец был сражен немецкой пулей. А Голубев в итоге со своими четырьмя спутниками всё-таки вышел из окружения.
11 мая 2003 года по центральному телевидению в передаче, посвященной 58-й годовщине Победы над Германией, один из этих четырех воинов, ныне живущий в Германии, рассказывал подробности выхода их из окружения. Но многое осталось за кадром. И, как часто бывает, осталось за кадром и самое главное.
Это главное Георгий Ильич в кругу семьи вспоминал вплоть до своей кончины. А именно – явление Божией Матери в небе Сталинграда в ноябре 1942 года. Офицер особого отдела, Голубев, курсировал с секретными документами с правого берега Волги на левый. Каждая такая переправа могла оказаться последней, т.к. предметом особых «забот» немецкой артиллерии и авиации была именно Волга у Сталинграда.
В эти ноябрьские дни почти постоянно шел ледяной дождь, все было покрыто изморозью, на Волге шла шуга (по-местному, «сало»). При подготовке к очередной переправе все мысли Георгия Ильича были о преодолении реки, о том, как ловчее избежать немецких мин, снарядов и бомб.
Он, девятый ребенок в семье – «последыш» и мамин любимчик, был от рождения подвижен, как ртуть, и удачлив в жизни. В послевоенные годы он особенно любил вспоминать о своей удачливости во время войны.
Когда Георгий Ильич, весь грязный и мокрый, ползком, наконец, добрался до своих и начал переодеваться в чистое, чтобы явиться с секретными документами к командованию, один из встречавших и помогавших ему бойцов сказал: «Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели – Божия Матерь была в небе! В рост и с младенцем Христом! Теперь точно порядок будет».
Как офицер военной контрразведки (СМЕРШа) Георгий Ильич прошел с нашими частями от Сталинграда до Германии. Чего только не пережил и в каких только переделках не бывал, но остался жив и невредим. В большой крестьянской семье, где он вырос, вера в Бога была так же естественна, как дыхание. О своей личной молитве в военную пору он до смерти хранил молчание. Кто мог его отмолить у Бога во время войны, нам не ведомо. Однако можно предположить, что самые горячие молитвы возносили к Небу мама Георгия (она прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 104 лет) и горячо любившая его жена Настя, которая всю войну трудилась на Урале на военном заводе. Умирая, Георгий Ильич неоднократно говорил своим близким, что мечтает встретиться «там» со своей любимой женой Настенькой.
В последние свои дни на этой земле, в Москве, в своей квартире, он много раз повторял рассказ о выходе из окружения и о Сталинградском знамении. О том, как переживал во время долгого ожидания, когда его проверяли после выхода из Харьковского окружения офицеры-особисты и как, наконец, снова вернулся на фронт. И о том, как встретившие его на берегу Волги однополчане восторженно рассказывали в мельчайших подробностях, виденное ими чудо – Небесную Царицу, заступницу Руси, пришедшую на помощь нашим воинам, державшим оборону на узкой полоске земли вдоль берега Волги.
Один из защитников Сталинграда, видевший явление Божией Матери, живет ныне в городе Ростове-на-Дону. Прибыв в 2001 году в Волгоград в составе многочисленной делегации ростовских ветеранов войны на теплоходе «Дон», он, стоя на набережной у Речного вокзала, рассказывал об этом чуде: «Как увидел в небе Божию Матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронес сквозь всю свою жизнь на фронте». Запись этого воспоминания хранится у сотрудницы Музея-панорамы обороны Сталинграда, Жанны Николаевны Шириковой.
В том же 2001 году на одной из конференций в Краеведческом музее г. Волгограда среди выступавших ветеранов Сталинградской битвы, нынешних жителей Волгограда, оказался воин, тоже видевший явление Божией Матери в небе Сталинграда. В ноябре 1942 года он сражался на территории завода «Красный Октябрь». К сожалению, он не сообщил подробности явленного Чуда. Свидетельствовала о его рассказе Валентина Михайловна Евдокимова – директор Музея обороны Сталинграда, расположенного в районе завода «Красный Октябрь» на территории воинской части.
О явлении Богородицы во время Сталинградской битвы есть рассказ жительницы небольшого городка Краснослободска, что напротив г. Сталинграда на восточном берегу Волги, Марии Дмитриевны Сергиенко. Она и ее сестра Лидия Дмитриевна, будучи детьми, слушали вместе со своей матерью рассказ об этом явлении солдата по фамилии Величко. Он трижды бывал в их доме, когда готовил для отправки на правый берег очередного пополнения, формировавшегося в Красной Слободе. По словам Величко, все началось с появления «во время боя светлой полосы. Обе стороны прекратили обстрел. Тогда прекращение огня было чем-то невероятным. Полоса света становилась все ярче и ярче и стала совсем яркой. Немцы решили, что русские что-то придумали, а наши думали на немцев и решили послать разведку, узнать что это». В составе разведгруппы был и солдат Величко. Преодолев некоторое расстояние, разведчики увидели, что свет этот исходит от Женщины в белых одеждах. Они поползли к Ней, чтобы спросить, почему Она стоит и чего Она хочет. Но тут невидимая Стена преградила им дорогу. Они начали прощупывать Стену, ища в ней дорогу. Стена была сплошная. Тогда Величко мысленно стал обращаться к Женщине. Она не отвечала. Бойцы вернулись на свою позицию. Продолжалось явление Богородицы полчаса-час. Потом Ее не стало. Вновь открыли огонь, бой продолжался.
Из рассказов очевидцев ясно, что это явление было одновременно и в небе, и на земле – вернее, одни видели Ее в небе, другие на земле. Также ясно, что свидетелями этого чуда были и немцы. Часть, которая сподобилась чуда, находилась под командованием легендарного командарма Василия Ивановича Чуйкова.
Победное завершение 2 февраля 1943 года многомесячной Сталинградской эпопеи было отмечено не только митингом в городе 4 февраля, но и благодарственными молебнами во многих местностях России.
Народное предание гласит, что и в Сталинграде, в наскоро приведенном в приемлемый вид одном из неразрушенных храмов, был отслужен благодарственный молебен. И первую свечу затеплил командарм Василий Иванович Чуйков, «окопный генерал», как его доброжелательно называли бойцы 62-й армии. Ему, выросшему в деревне, окончившему 4 класса церковно-приходской школы и с детства с родителями и своими многочисленными братьями и сестрами ходившему в храм, не надо было объяснять, чьей милостью была одержана победа в этой беспримерной битве. Испокон века русские воины от солдата до фельдмаршала знали: если Господь им даровал в сражении победу, то успех сей – проявление милости Божией, заступничества Богоматери и святых угодников Божьих.
Как писалось в «Сборнике кратких христианских поучений к воинам», составленном протоиереем Георгием Мансветовым на основе проповедей, прочитанных накануне Отечественной войны 1812 года (в 1810-1811 гг.): «Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани – ошибке военачальников. Победа и поражение – в деснице Господней».
Когда и какими путями возвращался к вере В.И. Чуйков, ведает один Господь. В 12 лет Василий ушел из родного села в Санкт-Петербург зарабатывать себе на кусок хлеба. С 1917 г. он на военной службе. До войны, в 30-е годы, у него, кадрового офицера Красной Армии, с матерью был разговор о Боге. Елизавета Федоровна сказала тогда сыну: «У нас с тобой цель одна, сынок, только дороги разные. Я тебе не мешаю, а ты меня не суди. Я молюсь за тебя, и Бог нас рассудит».
Думается, решительный возврат произошел на узкой полоске земли вдоль берега Волги, где 62-я армия выстояла в кровопролитной битве за Сталинград. По свидетельствам его однополчан, именно после тех дней командарм Чуйков стал открыто посещать уцелевшие храмы, попадавшиеся на долгом и трудном боевом пути его 8-й гвардейской армии, встретившей День Победы в Берлине.
В 1943 году, уже после победы под Сталинградом (точная дата мне не известна), когда трое ее сыновей – Василий, Федор и Георгий сражались на Украине, их мама, Елизавета Федоровна Чуйкова, снова в Москве. Теперь она – на приеме у председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина. И добивается разрешения на возобновление богослужений в Никольской церкви в родных Серебряных Прудах.
Известный факт: именно к Чуйкову, ненавистному немцам герою Сталинградской битвы, явился для переговоров с русским Верховным командованием 1 мая 1945 г. в Берлине начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Кребс и ему первому из военачальников (и вообще иностранцев) сообщил о самоубийстве Гитлера 30 апреля. В ответ он услышал: «Никаких условий, только безоговорочная капитуляция…»
Имеется комментарий Геббельса, который после назначения его комиссаром обороны Берлина в марте 1945 г., ознакомившись с досье на советских генералов, ведущих армии на Берлин, вынужден был отметить: «… исключительно энергичные люди, и по их лицам видно, что народного они корня…». На Страстной седмице (в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 г.) к такому «народному», да еще и православному генералу и опытному разведчику явился «для установления связи с вождем советского народа» генерал и опытный разведчик, бывший военный атташе в Москве Кребс.
Уже после кончины Чуйкова в его архиве, среди личных документов маршала – рядом с паспортом и военным билетом – была обнаружена его личная молитва, время написания которой не ведомо: «О, Могущий ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне».
После окончания войны, когда по праздникам собиралась вместе вся большая семья Чуйковых, конечно, начинались рассказы об удивительных случаях, происходивших с теми, кто был на фронте. Мама обычно молча слушала своих сынов и внуков (тоже воевавших), но когда ей представлялось, что кто-то хватил через край, она говорила: «Сынки! Тихо. Матушка вас отмолила…»
В духовной жизни ничего случайного не бывает. Мне кажется, для нас, русских людей, а особенно для жителей Ростова Великого, важно вспомнить, что преподобный Аврамий Ростовский – это древнейший святой Русской земли, к которому с молитвой обращались многие русские святые. И наверняка преп. Сергий Радонежский, также живя здесь в детстве, молился ему и вдохновлялся на свой подвиг его примером, имел преп. Аврамия одним из своих небесных покровителей.
Также известно церковное придание, которое повествует о помощи Божией другому великому русскому государственнику – царю Иоанну Васильевичу Грозному через преп. Аврамия Ростовского в деле взятия Казани. Во время его третьего, успешного, похода на Казань, по откровению, во сне он зашел в Ростов в Аврамиев монастырь и взял там жезл св. апостола Иоанна Богослова, дарованный прп. Аврамию самим апостолом во время его чудесного явления святому близ Ростова. И единственный сохранившейся храм во время боев в Сталинграде – храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери, где и был отслужен благодарственный молебен в 1943 году и где молились перед иконой Казанской Божией Матери.
И мне кажется, что сейчас наша задача, русских людей, стать благодарными Богу детьми. Есть такая поговорка: горше горького сын неблагодарный. Господь от нас ждет благодарности за прощенные грехи, но не только благодарности, Он нас хочет поднять на ноги и сделать нас соучастниками в Своем Божием деле – в деле домостроительства Божия, спасения людей. И через эту благодарность, через смиренное покаянное прославление явленных нам чудес, через восстановление своей исторической памяти (а мы должны помнить, что в этот день решилась на тот момент судьба не только России, но и всего мира, когда Божия Матерь своим явлением обозначила этот переломный момент – день преп. Аврамия Ростовского), мы вновь сможем привлечь к себе деятельную Милость и Помощь Божию, которая крайне необходима нам уже теперь, в наше не менее драматическое время.
Думаю, что начало прославления этого чуда могло бы быть выражено в разработке иконографии и, с благословения священноначалия, в написании иконы, посвященной этому событию, наподобие Порт-Артурской и Августовской икон Пресвятой Богородицы. Затем можно будет поднять вопрос о строительстве на берегу Волги храма в память о явлении Пресвятой Богородицы или монастыря, как был построен храм на Куликовом поле и монастырь на Бородинском поле.
Иерей Димитрий Пивоварчук, г. Ростов Великий
Источник