Берег славы. Писателю Юрию Васильевичу Бондареву исполняется 90 лет

Бывший СССР 
0
165
Время на чтение 5 минут

Ноябрьским вечером я  выходил из кинотеатра после просмотра «Сталинграда» Ф.С.Бондарчука. Выходил, признаться, с довольно противоречивыми чувствами. С одной стороны, определенный технико-исполнительский уровень маститому режиссеру поддержать удалось, и традиционных забавных слабостей  вроде собственной белоснежной улыбки как единственного светлого пятна на фоне грязи, мрака и хаоса он постарался не допустить. Да, куча несоответствий реальной исторической картине, да и откровенной клюквы – один артиллерист с явно шаманскими способностями, поражающий цели рикошетящим снарядом, чего стоит. Ну и что? Кино ведь заявлено как передающее Истину войны, а не ее голую и скучную правду. С Истиной, однако, дела в «Сталинграде» еще напряженнее, чем с правдой. То ли пятеро, то ли шестеро бойцов, оказавшиеся в доме-крепости с молоденькой девушкой, влюбляются в нее, поочередно оформляют физическую близость с объектом воздыханий (что придает ситуации совсем уж скабрезный характер) и внезапно решают, что за курчавый локон воевать сподручнее и понятнее, чем за какую-то эфемерную Родину. Собственно, этим – священной войной в защиту переходящего из рук в руки локона – они дальше и занимаются, и как один умирают в борьбе за это, успев коллективными усилиями поспособствовать зачатию «дитя шестерых». Параллельно, кстати, развивается роман немецкого офицера и еще одной русской девушки, но это плохая, негодная, коллаборационистская и капиталистическая любовь, поэтому там никого не зачали, а девушку снял метким выстрелом один из правильных, социалистических и патриотических любовников. В итоге попытка осмыслить эту дичайшую ерунду с наклеенной на нее этикеткой «Любовь побеждает Войну» привело меня лишь к одной мысли: «У Бондарева в «Береге» - вроде о том же, но, Господи, насколько лучше!».

И действительно, похожи сюжеты, похожи даже фамилии создателей, однако какая же смысловая пропасть между фильмом Бондарчука и книгой (затем тоже экранизированной) Бондарева! Формально, если следовать примитивной логике, Бондарев – мне даже в саркастическом ключе сложно это написать, но приходится – выглядит меньшим патриотом, чем Бондарчук, ведь у него советский офицер полюбил немецкую девушку и это, вот ужас-то, автором не осуждается. Формально история Бондарчука красивее (на самом деле грязнее и пошлее), романтичнее, ярче и вроде как даже волшебнее, сказочнее бондаревской. На деле как раз у Бондарчука царство примитивного, до зевоты скучного рационализма. Война породила любовь, вместе они существовать не могут, кто-то должен победить. Побеждает любовь, война, правда, берет реванш, но пирров. Кроме правильной любви война порождает еще и неправильную, но такой, конечно, сразу хорошие парни из отряда правильной любви вкатывают свинцовое порицание в лобешник. Лично у меня скулы сводит от пошлости. У Бондарева же любовь рождается на войне, но существует как бы параллельно. От того, что любовь русского и немки светла и чиста, война не становится менее справедливой и священной. При этом две сущности – Война и Любовь – конечно  же, тесно взаимодействуют между собой, во многом поэтому вспыхнувшие чувства так и оканчиваются ничем, жирным многоточием, но можно ли в этом винить Войну, тем паче до ее окончания остается меньше недели? И разве из-за войны таким же многоточием оканчивается новая, уже, очевидно, последняя встреча героев спустя тридцать лет? И почему самый непримиримый к немцам, ненавидящий их животной ненавистью сержант Меженин, желающий подставить командира и получить юную Эмму в качестве военного трофея – по совместительству с наиболее отрицательный персонаж романа? Но даже он выписан без монотонной однозначности, недаром главный герой вспоминает о нем со своеобразной теплотой. Как все сложно, запутанно, громоздко, не втискивается в заранее выпиленные рифмованные заготовки «любовь-кровь», «беда-победа», «война-не нужна». Я вижу в этом противоборстве вечно жаждущего заграничного признания Бондарчука и глубоко русского Бондарева отзвук тысячелетнего спора двух мировоззрений, нашего и европейского. Вспомним хотя бы богословский диспут о «филиокве», ставший одним из первых проявлений описываемого мировоззренческого раскола. В православном понимании Святой Дух исходит лишь от Бога-Отца, но не от Бога-Сына. У католиков – и от Отца и от Сына. Для них православный взгляд кажется каким-то сумбуром , нарушением логики и служебной иерархии. Бог-Отец же взял Отца-Сына в сопредседатели управляемой им компании, а Святой Дух третий в списке топ-менеджеров, на правах начальника отдела, значит, должен подчиняться обоим. Ну как это – только Отцу? Это же нарушение устава! Рифмователям «беды» и «победы» по принципу «в живых останется только один» подобную цветущую сложность никогда не постичь.

Я как-то задумался – а почему о второй мировой войне, вроде бы ключевой в истории человечества, не было написано произведений, по значимости сравнимых с теми, что написаны о первой мировой – взять хотя бы гашековского «Швейка» или «На Западном фронте без перемен» Ремарка. А задумавшись, тут же ответил себе – почему же не было? Чем хуже бондаревские «Берег» и «Батальоны просят огня», «В окопах Сталинграда» Некрасова? Только одним – отсутствием должного, как нынче говорят, PR. Гашек в сатирической, Ремарк в трагической манере описывали войну как абсолютно худшее из зол, играя на струнах пацифизма и абстрактного гуманизма, благодаря чему и получили мировую известность. После 1945 года люди увидели не только военные ужасы, но и беспрецедентную пагубность слюнявого вскидывания лапок вверх и противостояния бомбам гвоздиками. Поэтому даже из под великих перьев того же Ремарка и Белля пацифистские опусы выходили все более натужными, суровая же и многогранная правда брустверов и окопов леволиберальной прогрессивной общественностью как бы «не замечалась». Но мы-то в СССР, а потом в России читали и знали по-настоящему масштабные книги о войне, зачем пытаться опоить нас приторной и ядовитой водицей? Символично, что  американцы, прекрасно знающие истинную цену спекулятивному и фальшивому гуманизму, не пустили «Сталинград» даже на оскаровский порог.

Бывает, впрочем, и другой гуманизм – христианский. В этом словосочетании, от красоты которого захватывает дух, заложен громадный потенциал противоречия, справиться с которым по силам лишь истинному гению. Очень мало кому из писателей, философов, художников, бравшихся за тему «Человек как Образ и Подобие и Бога», удавалось полновесно раскрыть ее, не скатываясь в крайности антропоцентризма или, напротив, презрения ко всему человеческому и мимолетно-земному. Бондарев – из числа этих немногих гениев.  В одном из интервью Юрия Васильевича спросили о вере в Бога. Ответ был таким: «Я не хочу обсуждать эту тему. А отвечу словами преподобного Серафима Саровского, мне очень близкими: "Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством священно-тайны...". Причастность к этой священной тайне изменяет всю жизнь человека. Теперь я это знаю по себе...». В принципе, достаточно самой первой фразы. Бондареву не нужно обсуждать Бога, говорить и тем более кричать о нем – Творец Неба и Земли незримо присутствует в каждом его романе, повести, рассказе. Божьи заповеди задают ту нравственную систему координат, в рамках которой живут и умирают бондаревские герои. Он является той трансцендентной ценностью, за которую – не всегда осознанно -  идут на ратные подвиги, трудовые свершения или обычную повседневную порядочность. Он вершит свой строгий и спокойный Суд, никогда не перестающий в судилище.

Он в любой строчке. Если после прочтения рассказа «Простите нас» вам не захотелось, подавляя комок в горле, написать пару строк своей первой учительнице – значит, у вас нет души. Той самой, которая, как известна, у человека христианка.

Юрию Васильевичу Бондареву сегодня исполняется 90. Это грандиозная веха, о которой многим из нас не придется и помечтать. Впрочем, утлое суднышко под названием Жизнь, рано или поздно, но всех нас  выбросит на последнем земном берегу. Бондареву, однако, это уже не страшно – его якорь давно, прочно и навеки брошен возле Берега Славы русской литературы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. - "Творец Неба и Земли незримо присутствует в каждом его романе, повести, рассказе...."

Юрий Васильевич, долгих лет жизни и доброго здравия! Наверное, лучший подарок к Юбилею Юрия Васильевича _ это радостные события в Крыму. Думаю, что многим из послевоенного поколения, последние 23 года было стыдно смотреть в глаза ветеранам. P.S. Автор начинает статью с творчества Ф.С. Бондарчука, с разрекламированного фильма "Сталинград", выражаясь современной терминологией - это ТРЭНД + кассовый сбор! Невольно сравниваешь произведения Ф.С. Бондарчука с Произведениями Сергея Бондарчука и вспоминается банальность - природа на детях отдыхает.
вода / 17.03.2014, 10:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Анатольевич Смагин
Заметки с фронта: благословенная грязь войны
«Нечестно показывать войну как один лишь великий и благородный порыв народа, но столь же нечестно – как одну лишь грязь и безнадегу»
29.01.2024
Окопная правда политрука
Ростовский политолог, журналист и публицист, а ныне политрук Станислав Смагин об украинской тирании ее последствиях для Донбасса 
18.05.2023
Что будет с Россией?
По материалам книги «Горько-своевременные мысли»
19.05.2021
Все статьи Станислав Анатольевич Смагин
Бывший СССР
«Путин, подобно Сталину, ведёт сложнейшую игру в Европе»
Путинская военная стратегия несёт в себе идею «одиннадцатого сталинского удара»
24.12.2025
День памяти русских воинов, павших при взятии Измаила
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля Царской России И.Л.Горемыкина
24.12.2025
День памяти святителя Иоасафа Белгородского
Сегодня мы также вспоминаем генерала Н.П.Слепцова, поэта К.Д.Бальмонта и авиаконструктора А.Н.Туполева
23.12.2025
К вопросу о миллиардерах
Вопрос не так прост, как кажется
22.12.2025
День памяти священномученика протоиерея Павла Левашева
Сегодня мы также вспоминаем сенатора А.А.Ширинского-Шихматова и графа А.П.Игнатьева
22.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Константин В.
24.12.2025 12:26
К вопросу о миллиардерах
Новый комментарий от Александр Казин
24.12.2025 11:11
Долина, судьи и мошенники
Новый комментарий от РомКа
24.12.2025 09:05