Берег славы. Писателю Юрию Васильевичу Бондареву исполняется 90 лет

Бывший СССР 
0
160
Время на чтение 5 минут

Ноябрьским вечером я выходил из кинотеатра после просмотра «Сталинграда» Ф.С.Бондарчука. Выходил, признаться, с довольно противоречивыми чувствами. С одной стороны, определенный технико-исполнительский уровень маститому режиссеру поддержать удалось, и традиционных забавных слабостей вроде собственной белоснежной улыбки как единственного светлого пятна на фоне грязи, мрака и хаоса он постарался не допустить. Да, куча несоответствий реальной исторической картине, да и откровенной клюквы – один артиллерист с явно шаманскими способностями, поражающий цели рикошетящим снарядом, чего стоит. Ну и что? Кино ведь заявлено как передающее Истину войны, а не ее голую и скучную правду. С Истиной, однако, дела в «Сталинграде» еще напряженнее, чем с правдой. То ли пятеро, то ли шестеро бойцов, оказавшиеся в доме-крепости с молоденькой девушкой, влюбляются в нее, поочередно оформляют физическую близость с объектом воздыханий (что придает ситуации совсем уж скабрезный характер) и внезапно решают, что за курчавый локон воевать сподручнее и понятнее, чем за какую-то эфемерную Родину. Собственно, этим – священной войной в защиту переходящего из рук в руки локона – они дальше и занимаются, и как один умирают в борьбе за это, успев коллективными усилиями поспособствовать зачатию «дитя шестерых». Параллельно, кстати, развивается роман немецкого офицера и еще одной русской девушки, но это плохая, негодная, коллаборационистская и капиталистическая любовь, поэтому там никого не зачали, а девушку снял метким выстрелом один из правильных, социалистических и патриотических любовников. В итоге попытка осмыслить эту дичайшую ерунду с наклеенной на нее этикеткой «Любовь побеждает Войну» привело меня лишь к одной мысли: «У Бондарева в «Береге» - вроде о том же, но, Господи, насколько лучше!».

И действительно, похожи сюжеты, похожи даже фамилии создателей, однако какая же смысловая пропасть между фильмом Бондарчука и книгой (затем тоже экранизированной) Бондарева! Формально, если следовать примитивной логике, Бондарев – мне даже в саркастическом ключе сложно это написать, но приходится – выглядит меньшим патриотом, чем Бондарчук, ведь у него советский офицер полюбил немецкую девушку и это, вот ужас-то, автором не осуждается. Формально история Бондарчука красивее (на самом деле грязнее и пошлее), романтичнее, ярче и вроде как даже волшебнее, сказочнее бондаревской. На деле как раз у Бондарчука царство примитивного, до зевоты скучного рационализма. Война породила любовь, вместе они существовать не могут, кто-то должен победить. Побеждает любовь, война, правда, берет реванш, но пирров. Кроме правильной любви война порождает еще и неправильную, но такой, конечно, сразу хорошие парни из отряда правильной любви вкатывают свинцовое порицание в лобешник. Лично у меня скулы сводит от пошлости. У Бондарева же любовь рождается на войне, но существует как бы параллельно. От того, что любовь русского и немки светла и чиста, война не становится менее справедливой и священной. При этом две сущности – Война и Любовь – конечно же, тесно взаимодействуют между собой, во многом поэтому вспыхнувшие чувства так и оканчиваются ничем, жирным многоточием, но можно ли в этом винить Войну, тем паче до ее окончания остается меньше недели? И разве из-за войны таким же многоточием оканчивается новая, уже, очевидно, последняя встреча героев спустя тридцать лет? И почему самый непримиримый к немцам, ненавидящий их животной ненавистью сержант Меженин, желающий подставить командира и получить юную Эмму в качестве военного трофея – по совместительству с наиболее отрицательный персонаж романа? Но даже он выписан без монотонной однозначности, недаром главный герой вспоминает о нем со своеобразной теплотой. Как все сложно, запутанно, громоздко, не втискивается в заранее выпиленные рифмованные заготовки «любовь-кровь», «беда-победа», «война-не нужна». Я вижу в этом противоборстве вечно жаждущего заграничного признания Бондарчука и глубоко русского Бондарева отзвук тысячелетнего спора двух мировоззрений, нашего и европейского. Вспомним хотя бы богословский диспут о «филиокве», ставший одним из первых проявлений описываемого мировоззренческого раскола. В православном понимании Святой Дух исходит лишь от Бога-Отца, но не от Бога-Сына. У католиков – и от Отца и от Сына. Для них православный взгляд кажется каким-то сумбуром , нарушением логики и служебной иерархии. Бог-Отец же взял Отца-Сына в сопредседатели управляемой им компании, а Святой Дух третий в списке топ-менеджеров, на правах начальника отдела, значит, должен подчиняться обоим. Ну как это – только Отцу? Это же нарушение устава! Рифмователям «беды» и «победы» по принципу «в живых останется только один» подобную цветущую сложность никогда не постичь.

Я как-то задумался – а почему о второй мировой войне, вроде бы ключевой в истории человечества, не было написано произведений, по значимости сравнимых с теми, что написаны о первой мировой – взять хотя бы гашековского «Швейка» или «На Западном фронте без перемен» Ремарка. А задумавшись, тут же ответил себе – почему же не было? Чем хуже бондаревские «Берег» и «Батальоны просят огня», «В окопах Сталинграда» Некрасова? Только одним – отсутствием должного, как нынче говорят, PR. Гашек в сатирической, Ремарк в трагической манере описывали войну как абсолютно худшее из зол, играя на струнах пацифизма и абстрактного гуманизма, благодаря чему и получили мировую известность. После 1945 года люди увидели не только военные ужасы, но и беспрецедентную пагубность слюнявого вскидывания лапок вверх и противостояния бомбам гвоздиками. Поэтому даже из под великих перьев того же Ремарка и Белля пацифистские опусы выходили все более натужными, суровая же и многогранная правда брустверов и окопов леволиберальной прогрессивной общественностью как бы «не замечалась». Но мы-то в СССР, а потом в России читали и знали по-настоящему масштабные книги о войне, зачем пытаться опоить нас приторной и ядовитой водицей? Символично, что американцы, прекрасно знающие истинную цену спекулятивному и фальшивому гуманизму, не пустили «Сталинград» даже на оскаровский порог.

Бывает, впрочем, и другой гуманизм – христианский. В этом словосочетании, от красоты которого захватывает дух, заложен громадный потенциал противоречия, справиться с которым по силам лишь истинному гению. Очень мало кому из писателей, философов, художников, бравшихся за тему «Человек как Образ и Подобие и Бога», удавалось полновесно раскрыть ее, не скатываясь в крайности антропоцентризма или, напротив, презрения ко всему человеческому и мимолетно-земному. Бондарев – из числа этих немногих гениев. В одном из интервью Юрия Васильевича спросили о вере в Бога. Ответ был таким: «Я не хочу обсуждать эту тему. А отвечу словами преподобного Серафима Саровского, мне очень близкими: "Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством священно-тайны...". Причастность к этой священной тайне изменяет всю жизнь человека. Теперь я это знаю по себе...». В принципе, достаточно самой первой фразы. Бондареву не нужно обсуждать Бога, говорить и тем более кричать о нем – Творец Неба и Земли незримо присутствует в каждом его романе, повести, рассказе. Божьи заповеди задают ту нравственную систему координат, в рамках которой живут и умирают бондаревские герои. Он является той трансцендентной ценностью, за которую – не всегда осознанно - идут на ратные подвиги, трудовые свершения или обычную повседневную порядочность. Он вершит свой строгий и спокойный Суд, никогда не перестающий в судилище.

Он в любой строчке. Если после прочтения рассказа «Простите нас» вам не захотелось, подавляя комок в горле, написать пару строк своей первой учительнице – значит, у вас нет души. Той самой, которая, как известна, у человека христианка.

Юрию Васильевичу Бондареву сегодня исполняется 90. Это грандиозная веха, о которой многим из нас не придется и помечтать. Впрочем, утлое суднышко под названием Жизнь, рано или поздно, но всех нас выбросит на последнем земном берегу. Бондареву, однако, это уже не страшно – его якорь давно, прочно и навеки брошен возле Берега Славы русской литературы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. - "Творец Неба и Земли незримо присутствует в каждом его романе, повести, рассказе...."

Юрий Васильевич, долгих лет жизни и доброго здравия! Наверное, лучший подарок к Юбилею Юрия Васильевича _ это радостные события в Крыму. Думаю, что многим из послевоенного поколения, последние 23 года было стыдно смотреть в глаза ветеранам. P.S. Автор начинает статью с творчества Ф.С. Бондарчука, с разрекламированного фильма "Сталинград", выражаясь современной терминологией - это ТРЭНД + кассовый сбор! Невольно сравниваешь произведения Ф.С. Бондарчука с Произведениями Сергея Бондарчука и вспоминается банальность - природа на детях отдыхает.
вода / 17.03.2014, 10:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Анатольевич Смагин
Заметки с фронта: благословенная грязь войны
«Нечестно показывать войну как один лишь великий и благородный порыв народа, но столь же нечестно – как одну лишь грязь и безнадегу»
29.01.2024
Окопная правда политрука
Ростовский политолог, журналист и публицист, а ныне политрук Станислав Смагин об украинской тирании ее последствиях для Донбасса 
18.05.2023
Что будет с Россией?
По материалам книги «Горько-своевременные мысли»
19.05.2021
Все статьи Станислав Анатольевич Смагин
Бывший СССР
День памяти Императора Петра III
Также сегодня мы вспоминаем историка В.А.Абазу, летчика-истребителя Е.В.Буданову, хирурга А.Л.Поленова, дважды Героя СССР Т.Т.Хрюкина, героя обороны Порт-Артура В.П.Шмидта (2-го), конструктора И.И.Африкантова, реставратора С.В.Ямщикова и народного художника России М.Г.Абакумова
19.07.2024
Бремя четырёхкратного греха
Если нагрешившие предки наши «не доросли» до покаяния – это должны сделать мы
18.07.2024
Имперский военный социализм в российской перспективе
Стране потребны путеводный православно-имперский курс и полноценная всеобъемлющая стратегия национального развития
18.07.2024
На Украине больше не будет места смертоносному трезубцу
Сквозь слёзы, копоть, гарь, лютую ненависть войны станет проступать восхитительный, живущий в сердцах украинцев образ, мистическая мечта, которая когда-то сделала Киев матерью городов русских
18.07.2024
День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
Сегодня мы также празднуем день памяти прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
18.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Империя Сталина
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.07.2024 11:45
В «Собачьем сердце» злодей вовсе не Шариков
Новый комментарий от Наблюдатель
19.07.2024 11:34
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от учитель
19.07.2024 11:21
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Сергей
19.07.2024 11:06
Михаил II – был ли он Императором Всероссийским?
Новый комментарий от Zakatov
19.07.2024 10:22