Узнав об очередном всплеске дискуссии вокруг личности Григория Распутина, решил высказать об этом свое мнение. Очень надеюсь - не для того, чтобы подбросить дров в огонь страстей, пылающих вокруг его имени.
Прежде всего, хотелось бы определиться с аудиторией, на которую рассчитана моя статья. Кажется, если статья публикуется на православном сайте, очевидно, - кто будет ее читать. Но, к сожалению, сейчас много людей, которые считают себя православными, но не почитают ни Церкви, ни прославленных ею святых. Таковые могут сразу прекратить чтение и не утруждать себя высказыванием ответного мнения. В большинстве случаев для них фигура Григория Распутина - очередной повод опорочить святую царскую семью, а в конечном счете, - Русскую Православную Церковь, которая царя и его семью прославила в лике святых. Но, к сожалению, отношение к Григорию Распутину является поводом к разделению между православными воцерковленными людьми. Вот уж воистину - камень соблазна и камень преткновения. Прошло более ста лет после его убийства, а споры вокруг его имени не утихают. Причем если одна из сторон в этих спорах определена довольно точно, как сторонники канонизации Распутина (хотя не все, кто не верит возводимой на него клевете, являются сторонниками его канонизации), то с другой стороной сложнее. Назвать их противниками канонизации было бы не совсем точно. Я бы определил эту группу (кстати, очень агрессивную) как сторонников демонизации Распутина. К ним в первую очередь и адресована моя статья.
Сразу хочу извиниться перед теми, кому покажется, что мной допущены какие-то резкие и обидные для них выражения. Я с уважением отношусь к иной точке зрения. Мне известно, что против Распутина выступали и святая Елизавета Федоровна, и епископ Феофан Полтавский, который хоть пока и не прославлен, но чья святость мало у кого вызывает сомнение. Можно вспомнить и священномученика епископа Ермогена, и многих других... Поэтому не удивительно, что и сейчас, как 100 лет назад, личность Григория Распутина у многих вызывает неприятие. И тем не менее есть разница между тем, что было перед революцией 1917 года, и тем, что происходит сейчас. Тогда у нас только-только появилась «независимая пресса», шла целенаправленная и очень мощная компания по дискредитации Православия, самодержавия и всего русского. К чему это привело - известно. Противостоять этой компании было очень трудно именно ввиду новизны всех ее методов. Теперь же, через 100 лет, когда известны основные методы информационной войны, когда доступны большинство документов, что мешает нам прежде, чем хвататься за шашку и крушить всех направо и налево, просто сесть и подумать. Не пишу - разобраться в событиях тех лет. Для кого-то это покажется слишком сложным. Но просто поразмыслить - кому мы помогаем, когда клевещем на того, кого почитал наш святой царь со всей своей семьей? Чью работу мы делаем, когда клевещем на простого сибирского мужика, которого Господь послал святым царственным страстотерпцам в утешение среди многих свалившихся на них скорбей?
Слышу целый хор возмущенных голосов, утверждающих по существу одно - Григорий Распутин был грешный человек. При этом каждый подразумевает под этим, что уж он-то если и не безгрешен, то не такой грешник, и если бы был на месте Распутина, то... Православные! Не забудьте, что предстанем мы все на Суд Божий вместе с теми, на кого клеветали. И то, что мы заблуждались - будет для нас очень слабым оправданием. Обидно, когда православные люди, в том числе священнослужители и монашествующие не просто очерняют, а буквально демонизируют человека, основываясь на романе Валентина Пикуля, художественных фильмах советских режиссеров, мемуарах убийцы, коммунистической пропаганде, диснеевских мультфильмах и песне группы Boney M. При этом свидетельство святого царя и его семьи для них - пустой звук. Если вы не доверяете своим святым - то почитайте любого профессионального неангажированного историка - биография Григория Распутина известна. Узнаете, что он регулярно посещал православные богослужения, что первое время его почитали и православные епископы (кстати, тот же епископ Феофан), что в момент смерти пальцы его были сложены как для крестного знамения. Тогда хотя бы самую примитивную клевету о том, что он был хлыстом, повторять не будете.
Вспоминаются слова патриарха (тогда еще митрополита) Кирилла, когда поднялась первая большая волна дискуссий вокруг личностей Григория Распутина и Иоанна Грозного. Он говорил, что необходимо отличать процесс канонизации от процесса реабилитации. После смерти Сталина реабилитировали много людей, в том числе и коммунистических деятелей, и «героев революции», но реабилитировать простого русского мужика нельзя. Почему? Ведь очевидно, что на него была вылита масса клеветы. Иного просто быть не могло с учетом близости его к Царской семье. Заказчики и распространители той, столетней давности, клеветы, в общем-то известны. Но кому выгодно повторять эту клевету сегодня?
В математике есть такое понятие, как доказательство от противного - это когда какое-нибудь положение доказывается тем, что иное, противоположное утверждение является невозможным. Мне тоже хотелось бы услышать доводы (хотя бы один) - по какой причине наше свободное либеральное общество и наша «независимая пресса» начала 20-го века, поливая грязью Церковь, самодержавие и все святое, дорогое и близкое русскому сердцу, могли обойти вниманием того, кого царь и царица считали своим другом, одного из самых близких и дорогих им людей. Простого сибирского мужика, который был далек от придворного этикета, всяких интриг, и без всякого сомнения, - имел много врагов. Независимо от того, каким он был на самом деле, наши враги его просто обязаны были демонизировать, чтобы оклеветать таким образом царя и его окружение, подорвать самодержавие. Неужели и с этим кто-то будет спорить? Известно выражение одного из деятелей того времени, что если бы Распутина не было на самом деле, его надо было бы придумать. Вот его и придумали. Кто хоть раз сталкивался с так называемой желтой прессой - понимает, что я имею в виду. Теперь же, через 100 лет православный народ продолжает воевать с тем, придуманным Распутиным, забыв при этом, что был когда-то и настоящий, не виртуальный Распутин - православный русский человек, зверски убитый, и не меньше нас с вами нуждающийся в милосердии Божием.
Конечно, и сторонниками Григория Распутина допущено много несвоевременного и лишнего, и среди них есть «ревнители не по разуму». Но напомню, что при жизни Иоанна Кронштадтского была группа экзальтированных девиц, почитавших его как воплотившегося Бога. Много скорби они причиняли всероссийскому батюшке. Но никому и в голову не придет из-за этой секты иоанниток называть сектантами всех, кто почитает отца Иоанна как святого, тем более из-за этого возводить клевету на самого батюшку. Скажут - он прославлен в лике святых. Что ж, получается, на святых клеветать нельзя, а если кто не прославлен - то пожалуйста. Хороша логика.
Итак, давайте будем более терпимы, и по хорошей русской пословице - прежде чем бить в колокола, заглянем в святцы.
5. Re: Отношение к Распутину является поводом к разделению между православными
4. Ответ на 1., Lucia:
3. Ответ на 1., Lucia:
2. Конечно, и сторонниками Григория Распутина допущено много
1. Re: Отношение к Распутину является поводом к разделению между православными