Прошедший год во многом был знаменательным и насыщенным событиями. Прежде всего, это Год 75-летия начала Великой Отечественной войны, год многих великих подвигов, совершенных летом, осенью сорок первого. Год 75-летия битвы за Москву и нашего контрнаступления, разгромившего врага у стен столицы! Мы - помним! Мы - гордимся! В уходящем году в светлый день Победы в рядах Бессмертного полка только в Москве прошло более 800 000 человек! Память о войне, о погибших и выживших, свято чтится в каждой семье!
Но все эти знаменательные события остаются в уходящем году и сегодня надо подумать о будущем. Если задуматься, на кого, собственно, направлена вся наша воспитательная патриотическая работа, ответ будет очевидным. На нашу молодежь! Правильно, убеждать друг друга в том, с чем мы и так, безусловно, согласны, ни к чему. А вот попытаться понять, каким образом мы в современных условиях, когда молодежь имеет всевозможные гаджеты, когда подростки пользуются компьютерами гораздо лучше, чем мы, когда они за несколько минут могут «перекопать» интернет и тут же собрать огромный объем информации (а нам для этого надо идти в библиотеки и просиживать там не один день, вычитывая десятки книг) давно пора.
Собственно, как мне кажется, сегодня стоит такой вопрос в повестке дня: продолжать ли работать привычными методами, так сказать «по старинке» или же попытаться «идти в ногу со временем», изучать современные мультимедийные технологии и внедрять их в практику. Вопрос очень серьезный. И, безусловно, он повлечёт и кадровые изменения. Тем не менее, есть время для обсуждения этого вопроса.
Давайте зайдем в библиотеку и честно спросим, много ли подростков и молодежи захаживает сюда? Что их интересуют, какие книги вызывают читательский интерес? Проведем опрос анонимно, так сказать, для чистоты эксперимента.Давайте во время Урока Мужества спросим у ребят, кто из них читает ежедневные новости или смотрит их по телевизору и что им запомнилось? Давайте через неделю после наших Уроков Мужества проведем опрос, что, собственно, осталось в памяти у ребят? Достигли ли мы какого-нибудь результата? Или мероприятие проведено «для галочки».
Мы много и часто говорим об идеологической войне, о зловредном влиянии запада, о падении нравственности и духовности. Для того чтобы противостоять этому нужна системная комплексная и целенаправленная работа. Может быть, начать такую работу нужно с детского садика. В понятных и доступных для детишек формах. Я сейчас не могу сказать, пишет ли кто для детишек сказки с патриотической направленностью. Но могу судить по своим внукам, сказки сказками, а мультики для них куда интереснее. Не так давно я в одной из своих статей высказал идею о том, что Министерство культуры России, региональные власти должны делать госзаказы на создание мультфильмов патриотической направленности. Для детей и подростков такая форма предоставления информации является более интересной, понятной и доходчивой. Я не призываю «упрощать», я призываю идти от простого к сложному постепенно, вовлекая тем самым ребятишек в «игру», понятную и интересную им.
Наверное, в Москве и в регионах имеются какие-нибудь кружки юных мультипликаторов или существуют компьютерные программы, позволяющие создавать такие фильмы. Вот и надо попробовать сделать первый шаг в этом направлении. Посмотреть на результаты, провести анализ, учесть допущенные ошибки. Несколько раз я бывал на легендарном Прохоровском поле и хочу отметить следующее - мальчишки и девчонки с огромным удовольствием лазают по «восстановленным» земляным инженерным сооружениям, которые расположены за зданием музея. Беготня по окопам, блиндажам, огневым позициям, конечно, для них является игрой. В силу их возраста и восприятия. Но детвора запоминает это на всю жизнь, активно фотографируется, делится рассказами со своими друзьями, в том числе и через социальные сети. Хорошо это? Да, просто - замечательно! Теперь вот и в парке «Патриот» в Кубинке сделали подобное. Но разве у нас мало мест былых ожесточенных сражений? Или нет досок - бревен, чтобы реконструировать или воссоздать «линию обороны»? При этом, можно действительно провести реконструкцию сохранившихся с войны укреплений и неподалеку сделать аналогичные сооружения для игр и активного отдыха. Ребятне, да и взрослым, это будет интересным и полезным. При этом, как мне кажется, мы, таким образом, можем решить две задачи. Первая, при содействии и участии поисковых отрядов осуществить разведку, исследования и реконструкцию инженерных сооружений. Вторая задача, это привлечение туристов к изучению истории Отечества, наглядная демонстрация того, как оно было на самом деле.
И если в школе или ином учебном заведении воспитательная патриотическая работа нацелена на молодежь, то активные формы отдыха, в том числе, с посещением мест былых боев и реконструированных укреплений охватывает уже семейный воспитательный процесс, что не менее важно, а может быть, даже гораздо важнее. Подростки умеют создавать компьютерные презентации. И здесь я вижу работу Советов ветеранов в том, чтобы направить ребят в нужном направлении. Например, сформировать в учебном заведении инициативную группу, в которой одни ребята будут «собирать информацию и готовить небольшие тексты» о, тех же, например, героях-пионерах. Другие из интернета соберут фотографии, третьи все это сформируют в виде презентации. Получится интересно и полезно. Таким образом, мы постараемся ВОВЛЕЧЬ ребят в творческий процесс, направим их и поможем реализоваться, самовыразиться.
Буквально на днях Правительство начало разрабатывать программу по предотвращению криминализации подростковой среды. Ранее соответствующее распоряжение дал Президент России по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества. К 15 февраля такая межведомственная рабочая группа должна приступить к работе. Можем ли мы рассчитывать на действенные результаты? Можем! Если отнесёмся к воспитательному процессу не формально, а с открытой душой. Не от случая к случаю, а сделаем процесс постоянным. Можно создать огромное число кружков, клубов, секций. Но будет ли интересно ребятам, вот в чем вопрос. Мне кажется, что создавать кружки надо на взаимном интересе. При этом целью воспитательной деятельности должна стать поддержка, понимание, взаимное сотрудничество. Как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. И лучше всего, если в процесс будут вовлечены и родители.
Мне кажется, что у нас всех, у школы, у родителей попросту не хватает времени « поговорить» с ребёнком, понять его и если нужно, поддержать. Ни в семьи, ни в школе ребёнок не получает времени для осмысления происходящего в его жизни. Конечно, все это очень сложно для осмысления. Но мы, как более мудрые, должны стремиться к взаимопониманию.
Иногда, бывая по своим делам, я встречаю в федеральных военно-исторических музеях экскурсионные группы школьников. И вот что хочу отметить. Не всем ребятам там интересно. Тогда для чего их «тащить» туда? Для «галочки»? И еще. Прежде чем ехать в музей, хорошо бы провести одну-две лекции и, так сказать, подготовить ребят к восприятию информации. А то в их неокрепших головах 32 стрелковая дивизия Полосухина вполне может стать лейб-гвардии гусарским полком или Измайловским полком, также стоявшим насмерть во время сражения при Бородино. Сегодня мы должны задумываться о преемственности поколений, заложить основу, надежный фундамент для будущих поколений и дать им вектор движения. Из вооруженных сил уходят на «пенсию» в довольно молодом возрасте. А много ли в ветеранских организациях «молодежи»? И, собственно, чем она проявляет себя?
Я периодически провожу мониторинг СМИ (насколько это у меня получается) и могу заметить следующее - председатели первичных организаций пишут в СМИ, рассказывают о своей деятельности, о своих планах крайне редко. Ещё более реже они говорят о проблемах нашего общества, собственном видении их решения. Очень очень редко можно встретить реакцию со стороны ветеранских организаций на какое-нибудь значимое общественное событие. Отчего так происходит? У председателей нет собственного мнения? Возможно, я ошибаюсь и мне просто не попадаются на вид статьи ветеранов. И если я кого-то ненароком обидел или задел, приношу извинения. Возводить хулу не имел даже в мыслях.
А где же можно высказаться, заявить о своей позиции, довести мнение ветеранов по тем или иным вопросам? Многие СМИ говорят о каком-то «не формате». На телеканале «Звезда» тоже особо не лицезреешь наших председателей. Остаются интернет - сайты ветеранских организаций. Да вот беда, у многих организаций таких сайтов попросту нет. И это при том, что 95 процентов молодежи активно использует интернет! Вот и получается этакое «противостояние в идеологической войне». И ещё. А попробуйте по указанным контактам обратиться в эти Советы. Электронные почтовые адреса или «не работают» или же ответа вам придется ждать «после дождичка в четверг». И меня, как ветерана, такое отношение крайне возмущает, поскольку обращаюсь я не с рассказами о своих похождениях с женщинами или хвальбой о выпитом спиртном, а с просьбами помочь в поисковой работе по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. И я не понимаю, откуда у некоторых председателей организаций такой снобизм или гордыня, что даже написать три слова - «письмо получено, спасибо» им не под силу!
Наших детишек надо учить разбираться в информации, которая размещается в интернете. Среди огромной массы позитивной и полезной информации враги умело «вливают» свою полуправду, а то и откровенную ложь. И они далеко не дураки, действуют умно, изощренно, ярко и тонко. Порою, нам даже не грех поучиться у них технологии. Как ребятне разобраться? Как понять где ложь, а где - правда? Для этого их надо учить анализировать информацию, критически относиться, выяснять первоисточники и их достоверность. Иногда читаешь статью с очередным «планом Далласа» и понимаешь, что человек даже не удосужился посмотреть первоисточник, но с серьезным видом утверждает что-то. Да Бог с ним, но тем самым он дает врагам в руки карты, чтобы они могли обвинить нас во лжи или незнании проблемы. Так сказать, «изобличить». И сколько бы мы потом не говорили правильно и точно, червь сомнения уже будет внесен в мозги и сердца молодежи.
В рамках поисковой работы по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества нужно создавать межрегиональные рабочие группы и методично, системно, комплексно отрабатывать информацию как в отношении конкретных местностей или населенных пунктов, так и в отношении соединений, дивизий, полков и отдельных частей. Нужно провести ВСЕРОССИЙСКУЮ СВЕРКУ ВОИНСКИХ МЕМОРИАЛОВ с информацией из ОБД Мемориал. Нужно решить на законодательном уровне вопрос в отношении «пропавших без вести», а точнее - безвестно погибших в боях. И, наконец, надо решить вопрос с «Детьми войны». А то мы скоро так дорешаемся, что такой категории льготников попросту не останется в живых.
Я еще раз прошу простить, если своими размышлениями невзначай кого-то затронул или не дай Бог обидел. Не желал того. Вы уж простите меня.
С уважением, Михаил Переславцев, председатель совета потомков бойцов 922 стрелкового полка (первого формирования)