«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде возненавидел... Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше...» (Ин. 15: 18, 20, 23). «Я есть пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:14).
На жизнь православного человека выпадает множество разного рода испытаний. Даже если они покажутся нам незаслуженными, мы не должны терять мира и спокойствия своей души. Каким бы несправедливым ни представлялось происходящее с нами, нам не следует впадать в смущение и замешательство. Тем более нельзя предаваться чувству мести, ибо этим мы нанесем ущерб прежде всего себе. Мы в этом случае разрушаем наше доверие к Богу и наносим оскорбление Духу Святому. И Господь Сам говорит: «Не мститесь за себя, братия, ибо Мне отмщение, и Я воздам» (Рим. 12:19). И мы понимаем, что на нашей стороне Сам Спаситель, небесный Посланник, Который сражается за нас против врага рода человеческого.
Пока мир будет следовать по пути зла, никто из верующих православных не должен успокаивать себя тем, что трудности и искушения минуют нас. Зачастую те, кто страдает от гонений и преследований за свою веру, поддаются искушению думать, что они уже забыты Богом. Их враги как будто бы уже торжествуют свою победу. Пусть нас не мучает подобная мысль, ибо Тот, Кто пострадал за нас и понес наши печали, не забыл о нас.
Дети Божии не оставлены одинокими и беззащитными перед лицом врага. Искренняя молитва приводит в движение руку Всемогущего. Молитвою и верою «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня» (Евр. 11:34). Мы можем вспомнить повествование о сотнях мучеников, принявших смерть за свою веру, но не изменивших ей.
Следует помнить, что мы никогда не окажемся в положении, из которого Бог не мог бы нас вывести. В какую бы трудную ситуацию ни попадал верующий, он всегда имеет верного и надежного Советника. И каковы бы ни были наши печали, утраты, одиночество - рядом с нами всегда сочувствующий Пастырь.
Но пастырь без овец - не пастырь.
Верующие справедливо, в этом же Евангелии от Иоанна, сравниваются с овцами. Они всецело зависят от Своего Пастыря. Пребывающий в заповеди Господней стяжает в себе добрые качества овец: терпение, кротость, спокойствие, общительность по отношению друг ко другу. Поэтому Церковь Божия - это Овчий двор, который часто (особенно сегодня) подвергается нападениям воров и разбойников, когда раскольники, сектанты, еретики, культисты, чиновники-радикалы всех мастей и уровней стремятся войти «во двор овчий», чтобы украсть, разрушить, рассеять или погубить стадо. Все эти воры, желающие украсть овец из законной канонической Церкви - суть, как говорит о них Писание, - воры и разбойники: волки в овечьей одежде (Мф. 7:15).
Однако Великий Пастырь проявляет удивительную заботу о Своем стаде. Более того, Он утверждает, что Его Церковь не одолеют даже «врата ада», а не то, что человеческие усилия и интриги. Когда-то демон пытался насилием одолеть Церковь, особенно в первых веках христианства - огнем, пытками, колизеями, угрозами и тюрьмами, но, как оказалось - это совершенно невозможное дело: кровь мучеников, наоборот, становилась семенем христианства в истории. Тогда лукавый пошел по другому пути - он попытался войти в Ее лоно, приняв обличие смиренной овцы. Правда, овцы с волчьей челюстью. Согласитесь, что это странная овца, у которой волчья челюсть? Но Дух Святой открывает «тайное сердца», поэтому нет ничего тайного, что не становится явным для всех.
Великим Пастырем является Сам Бог, о чем нам говорит Псалом 22:1. Сопастырям, т.е. православным священникам, поручено сегодня питать стадо Божие, заботиться о нем и последовательно исполнять вверенное им дело.
Но эти сопастыри должны входить к овцам дверью официального посвящения, а не «окнами и проломами» своих личных измышлений, фантазий и предрассудков. Это сегодня очень актуально для Украины, которая стала духовной помойкой всяческих абатаров, куликов, исиченок, денисенок, журавлевых, которые позиционируют себя «патриархами», «предстоятелями», «святителями» и проч., непонятно кем делегированными к пастве. Они, не боясь ни Бога, ни людей, дерзают стоять у престола, будучи либо изгнанными из Православной Церкви, либо вовсе чуждые ей - «пришедшие инде» самозванцы.
Только Христос отворяет дверь в сердцах Своих овец - ибо «Он есть Пастырь добрый». Он как бы снова и снова говорит нам: «Се, стою и стучу. Кто откроет Мне, войду к нему и буду вечерять с ним» (Откр. 3:20). Господь не ломится к нам в двери сердец наших. Не угрожает, не хлещет кнутом и не пугает карой стадо Свое. Он слишком, если так можно выразиться, деликатен и уважает нашу свободу, чтобы поступать с нами так. Нам всегда остается последним выбор на свободу или на рабство греху. Нельзя в этом случае держать нейтралитет, ибо сказал Господь «кто со Мною не собирает, тот расточает» (Мф. 12:30).
Если мы открываем Ему двери своего сердца, то Он входит в наше жилище, в храм нашей души; называет по имени овец Своих, водит их на злачные пажити и на воды обильные, питает и покоит их на этих пажитях тучных, разговаривает с ними ласково, охраняет их и просвещает их Духом Святым и Словом Своим.
Но известно, что чем выше дерево стволом и ветвями своими рвется к небесной синеве, тем глубже корни его уходят в глубь и мрак земли. Чем решительнее и ярче, более полно и осмысленно человек стремится в жизни своей осуществить подвиг духовный, смириться и довериться Творцу, исполнить Его волю - тем больше ярость бесов проявляется по отношению к нему, больше искусных обольстителей входит в пространство его жизни, которые совращают и обманывают. А другие лукавые враги пристрастными речами стараются увести из стада Божьего Его детей в мир или в раскол, спекулируя на нынешних политических приоритетах и «авторитетах». Но Господь сказал, что Царство Его не от мира сего, ибо «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).
Эти «волки лютые» (Деян. 20:29), которым нет числа, желают расхитить у Христа и Его Церкви овец, чтобы принести их в жертву бесам. Или своим политическим амбициям.
Христос произносил Свои притчи иносказательно, но каждый чувствовал в них удивительно глубокий и назидательный смысл. Вот Он - «открытая дверь» для нас; Он же - «закрытая дверь» для чужих, не допускающая вовнутрь воров и разбойников, а также тех, кому не дано право на вход. Ведь, если кому Христос откроет Свои истины, то никто уже не закроет их. Если же Он закроет - уже никто не осилит открыть...
Он сегодня - открытая дверь для всех, кто жаждет воды живой, «текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Посему-то Он и говорит всем истомленным бесцельностью своей жизни и своими грехами: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:28,29).
И когда мы приходим к Нему, припадаем к стопам Его, то сами слова «Золотого псалма» изливаются благодарно из уст, ибо «от избытка сердца говорят уста» наши: «Господь, Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться...» (Пс. 22).
Профессор В.М.Чернышев
2. Re: Церковь Божия – это Овчий двор
1. точнее в формулировках!