Василий Гаврилович Грабин (9.01.1900 - 18.04.1980) был генерал-полковником технических войск, лауреатом 4-х Сталинских премий, Героем Социалистического Труда, кавалером 4-х орденов Ленина, орденов Суворова I и II степени и других орденов.
Все награды и звания этот выходец из бедной крестьянской семьи получил за создание пушек, самая знаменитая из которых - дивизионная пушка ЗиС-3 (калибр 76 мм), лучшая полевая пушка 2-й Мировой войны, самая массовая в мире и самая любимая в нашей армии. В ней были совмещены трудно совместимые качества - простота изготовления и безотказность в бою, быстрота перевода из походного в боевое положение и высокая скорострельность, точность и дальность стрельбы и большая поражающая сила. Технологическая простота этого орудия позволила впервые в мире поставить его на поточно-конвейерное производство. Столь же великолепными были танковые (76-мм и 85-мм для Т-34 и КВ-1) и противотанковые пушки (57 мм, ЗиС-2), которые сообща уничтожили подавляющую часть немецких танков. Из 140 тысяч русских пушек среднего и малого калибра, воевавших в годы Великой Отечественной войны, 120 тысяч были грабинскими.
Конструктор любого изделия знает, что делать. А как делать, должен знать технолог. Грабин знал и что делать, и как делать. В его КБ рука об руку работали конструкторы и технологи: пока технологи не давали «добро», чертежи в цех не отправляли. Потому и время от начала проектирования до выпуска опытного образца в его КБ было рекордно коротким, иногда всего несколько недель. Столь же быстро налаживалось серийное производство орудий, поскольку одновременно разрабатывалась необходимая технологическая оснастка. Так появился грабинский скоростной метод проектирования, опередивший мировой уровень на десятилетия.
Но этого мало. Ещё с 1930-х годов В.Г.Грабин привлекал к проектированию пушек врача-физиолога - для оценки удобства работы артиллерийского расчёта. Через 20 с лишним лет это стало называться «эргономикой».
И это ещё не всё. Василий Гаврилович был талантлив не только в конструкторском, но и в военном деле (пригодился прошлый опыт строевого командира). Бывало, что нужды армии он видел лучше, чем военно-артиллерийское начальство. Известен его конфликт с начальником Главного артиллерийского управления маршалом Г.И.Куликом, Через месяц после начала войны были успешно завершены испытания пушки ЗиС-3, созданной, кстати, не по госзаказу, а в инициативном порядке. Грабин привёз её в Москву и показал маршалу. Получив отрицательный ответ («Возвращайтесь на завод и давайте больше пушек, которые уже есть в производстве»), он пошёл на рискованнейший шаг - самовольно запустил новое орудие в производство.
Такой человек, да ещё ни разу не срывавший сроки выполнения работ, не мог не пользоваться уважением и доверием И.В.Сталина. Зачастую они вдвоём, с глазу на глаз, обсуждали насущные артиллерийские вопросы, потом принятые решения оформлялись в виде постановлений и приказов наркомата вооружений. Наркому Д.Ф.Устинову такое, мягко говоря, не нравилось, но Грабин конфликтов с любым начальством не боялся, лишь бы не страдали интересы дела. Потом это не раз ему аукнулось.
После войны в ЦНИИ артиллерийских вооружений (находился в г. Калининграде Московской обл., ныне г. Королёв), которым руководил В.Г.Грабин, кроме основной тематики, решались и «атомно-ракетные» задачи: был спроектирован и изготовлен реактор для Физико-энергетического института в Обнинске, спроектирован реактор на быстрых нейтронах, разрабатывались управляемые снаряды и системы управления реактивного танкового и противотанкового вооружения. «Рыцарь» ствольной артиллерии Грабин создал на территории ЦНИИ большой музей из советских и германских орудий, часть которых была изготовлена в единственном экземпляре.
В 1959 году, в период «ракетной истерии» (по выражению одного военного историка), когда в загоне оказалась не только артиллерия, но и стратегическая авиация, и надводное кораблестроение, его ЦНИИ присоединили к ОКБ-1 С.П.Королёва. Двум таким медведям в одной берлоге было не ужиться, и В.Г.Грабина перевели в консультативную группу при министре обороны, а с 1960 года он возглавлял кафедру в МВТУ, где читал курс артиллерийского вооружения. Жаль только, что по личному указанию Королёва был уничтожен уникальный артиллерийский музей и архив ЦНИИ, включая личную переписку Грабина со Сталиным. Что ж, даже на солнце есть пятна...
Похоронен Василий Гаврилович на Новодевичьем кладбище Москвы, его именем названы улицы в Королёве и Краснодаре (он был родом из кубанской станицы). О своей работе он оставил память не только пушками, установленными в музеях и на открытых пьедесталах, но и интереснейшей книгой «Оружие победы», в полном объёме изданной в 1989 г., уже после смерти гениального инженера. Не поленитесь, читатель, разыскать её. Там вы найдёте много того, что ни в одной другой книге не прочтёте.