3 апреля на «Русской народной линии» было опубликовано выступление Андрея Хвалина на вечере, посвященном путешествию на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича в 1890-1891 годах и его визиту в Японию. Мероприятие прошло в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки 27 апреля 2017 года. Предлагаем вниманию читателей выдержки из этого доклада, связанные со спекуляциями вокруг роли балерины Матильды Кшесинской в жизни последнего русского Императора Николая II.
...Когда три года назад на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем стоял у аккуратной и ухоженной могилы Светлейшей княгини Марии Феликсовны Романовской-Красинской (заслуженной артистки Императорских театров Кшесинской) (1 сентября 1872 - 6 декабря 1971) даже представить себе не мог, что гробокопатели устроили ее символическое разорение и уже вовсю роются в нижнем белье усопшей. Сценарий «пошлого» (митрополит Илларион) фильма «Матильда» уже запустили в «работу адову» (Вл. Маяковский). Выдающейся российской балерине не повезло, что она стала предметом платонического восхищения молодого Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего святого Царя-мученика. Но по-настоящему, всем сердцем, душой и телом он любил только одну женщину в жизни: принцессу Алису Гессенскую, ставшую русской Императрицей Александрой Феодоровной и православной святой мученицей.
К 2017 году хула на Помазанника Божия, Государя Императора Николая II Александровича усилилась. Это связано с важной исторической вехой - столетием начала гонений на Русскую Православную Церковь и многонациональный русский народ. Именно так: человек любой крови и веры, родившийся в России и принявший сердцем ее исконный дух, ее беды и победы, становится частью русского многонационального народа, частью так искомой учеными и политиками российской нации.
Во благовремении хулители и лжецы святой Царской Семьи обязательно будут посрамлены. Как говорила Государыня-мученица Александра Феодоровна по другому, но схожему случаю, когда монах-растрига Илиодор (Труфанов) шантажировал ее ложью об отношениях Царской Семьи с сибирским крестьянином Григорием Распутиным-Новым, она сказала: «Белое нельзя сделать черным». Императрица не поддалась на угрозы и клевету, на компромисс с христопродавцем-шантажистом и победила. Ныне святая Царская Семья взывает к нам, верноподданным Христа и России, защитить их чистые имена. От нас зависит, чтобы восторжествовала справедливость, и старая революционная клевета на молодого Великого Князя Николая Александровича была развенчана, и его светлый облик очищен от злобных инсинуаций врагов православия и российского государства.
В 1890 году, когда молодая балерина М. Кшесинская оканчивает театральное училище и поступает на сцену Мариинского театра, Великий Князь Николай Александрович готовится по воле Отца - Императора Александра Третьего отправиться в грандиозное путешествие по Европе, Африке, Азии и Дальней России. Изучение путешествия на Восток Цесаревича, хода подготовки к нему и всего комплекса вопросов, связанных с внешней и внутренней политикой России конца XIX века позволят совместными усилиями добросовестных исследователей воссоздать подлинный облик молодого Наследника Всероссийского Престола, Великого Князя Николая Александровича. Уверен, что в обозримой перспективе будет проведена комплексная историческая экспертиза первого периода жизни святого Царя-мученика Николая Второго Александровича, для того чтобы положить конец «пошлым» инсинуациям и прекратить противопоставлять его первый период жизни до отречения с последующими страданиями и добровольной христоподражательной смертью на Уральской Голгофе. Необходимо продолжить изыскания специалистов, начатые по инициативе депутата Госдумы Н.В. Поклонской.
Важнейшим источником для установления исторической правды о молодом Великом Князе Николае Александровиче являются его дневники 1889-1894 годов, которые до сих пор в полном объеме и с надлежащим комментарием не публиковались. Выражаем благодарность директору ГА РФ Ларисе Александровне Роговой и сотрудникам Читального зала № 1 на Большой Пироговской за возможность познакомиться с дневниками Цесаревича, а также за содействие в нашей архивной работе.
Рамки исследования расширены по сравнению с временными сроками восточного путешествия, поскольку в них включены и период подготовки, и время осмысления его итогов, и демонстрация полученных в его ходе результатов. Впрочем, ныне эти рамки могут быть увеличены вплоть до наших дней, так как наступил новый этап изучения, усвоения и применения на практике уроков путешествия на Восток Наследника Цесаревича.
Как известно из документов и исторических источников, целями восточного путешествия Наследника Русского Престола были следующие:
Главной целью, как это ни парадоксального сегодня звучит, программа путешествия ставила поклонение святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли, но по политическим причинам паломничество не состоялось.
Помимо основной, духовной, ставились и иные цели восточного путешествия, а именно: образовательные - приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: - на военно-морском судне с условиями флотской службы; а также знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. Другими целями были: показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Осмотр казачьих войск по пути следования по России, по званию Верховного Атамана. Изучение на месте важного вопроса «об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России. А также совершение во Владивостоке по воле Государя Императора Александра Третьего закладки за счет казны Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь как одна из основных задач первостепенной важности.
Согласно этим целям и задачам шла многолетняя подготовка: лучшие специалисты страны по программе Академии Генерального штаба и Императорского университета обучали Цесаревича, он регулярно участвовал в военных сборах и учениях, командуя вверенным ему подразделением, принимал участие в заседаниях Государственного Совета, регулярно занимался спортом, физическими упражнениями, ролевыми играми, что в то время входило в обязательную программу обучения и воспитания отпрысков правителей Владетельных Домов Европы. Цесаревич Николай Александрович прекрасно знал отечественный и мировой театр, был тонким знатоком и ценителем искусства. Именно в этом русле лежит правильное понимание его взаимоотношений с выдающейся российской балериной Матильдой Кшесинской Второй, как она именуется в истории отечественного и мирового балета.
Императорская Фамилия Романовых на протяжении 300 лет правления страной была покровителем высших достижений русского и мирового человеческого гения во всех областях материальной и духовной культуры. Восходящая звезда российского балетного небосклона была отмечена членами Династии и Наследником Цесаревичем в первую очередь за свой талант. Матильда Кшесинская первой из российских балерин стала примой Императорского театра, обладая уникальной исполнительской техникой и яркой манерой воплощения сценического образа.
Даже массовые современные издания исторической тематики признают тот очевидный факт, что в блудном грехе Цесаревич не повинен до путешествия на Восток. Как, впрочем, и после возвращения, и тем более после женитьбы на так любимой им немецкой принцессе Алисе Гессенской, ставшей православной святой Царицей-мученицей Александрой Феодоровной.
Например, в публикации журнала Story к 400-летию Династии Романовых, т.е. еще четыре года назад, читаем:
«Между тем все связанное с альковной жизнью шустрой Малечки (т.е. М. Кшесинской - А.Х.) мы сегодня знаем из ее дневников или писем, множество из которых было безвозвратно утеряно в годы революции. Так, не существует никаких исторических подтверждений, что у Матильды Феликсовны и Государя Императора Николая II вообще «что-то было» (выделено мной - А.Х.). (Ольга Филатова. «Раба своей любви». ж. Story № 08 (62). 2013. С. 126).
Ложь о взаимоотношениях Царя Николая Второго и балерины Матильды Кшесинской, вновь вброшенная в российское общественное сознание, рождена еще в недрах февральско-октябрьского агитпропа. Она была подкреплена выборочной публикацией с тенденциозным комментарием дневников Государя в берлинском издательстве «Слово» в 1923 году. В современной публикации газетой «Московский комсомолец» лже-дневников балерины, хранящихся в театральном музее им. Бахрушина, даже в комментариях журналист редакции не рискнул обвинить Великого Князя в блудном грехе. Корреспондент пишет:
«О чем бы там ни судачили в петербургском свете, все это не может считаться фактами. Так что пока не найдены оставшиеся дневники Кшесинской, ничего конкретного о «полном сближении» цесаревича и балерины сказать нельзя», - делает вывод публикатор лже-дневника М. Кшесинской журналист МК Александр Добровольский. (Сайт МК. http: //www.mk.ru/ social/2017/03/23/ kulminaciya-romana-nikolaya-i-matildy-kshesinskoy-poslednyaya-chast-dnevnika-baleriny. Html).
Если же сравнить поденную запись в бахрушинских лже-дневниках М. Кшесинской, в берлинском издании Дневников Государя и в автографе великокняжеских дневников, то обнаружится не только разница в интерпретации одних и тех же событий, но и вообще большие фактические расхождения.
Так, сравним записи о первой встрече юной балерины М. Кшесинской, выпускницы хореографического училища с молодым Великим Князем Николаем Александровичем:
Бахрушинский «дневник» Кшесинской
«Пятница, 23 марта 1890 г.
Состоялся наш школьный спектакль. У меня был голубой костюм, я надела свои цветы, ландыш, костюм вышел очень изящный.
Наконец приехали Государь и Государыня, Наследник. Все бросились к дверям, и я тоже, но осталась позади всех: мне не хотелось толкаться, я знала, что еще увижу Их Величеств.
После спектакля вся Царская фамилия осталась с нами ужинать. Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня.
Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: «И с большим успехом кончаете!» Когда Наследник заговорил с Женей, я незаметно могла его разглядывать. Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица».
(сайт МК. http://www.mk.ru/social/2017/03/19/dnevnik-matildy-kshesinskoy-o-romane-s-cesarevichem-nikolaem-publikuetsya-vpervye.html).
В публикации «Дневника Императора Николая II» Издательства «Слово». (Берлин. 1923 год) вообще этот день не указан.
В рукописи Дневника Цесаревича Николая Александровича, хранящегося в Государственном Архиве РФ (ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 224. Л. 86) автор вообще никоим образом в тот момент не выделяет М. Кшесинскую среди других воспитанниц. Таким образом, говорить о «любви с первого взгляда», о вспыхнувшем сразу влечении было бы явным преувеличением:
«23 марта/4 апреля. (1890 г.). Пятница. Преп.-муч. Никона.
В 11 ½ поехал в коляске на Елагин-остров в конюшню молодых лошадей. Мартынов показывал все, очень усердствуя. Завтракал у него в маленьком его помещении. Вернулся на новой тройке в 3 ¼.
Гуляли в саду при отличной погоде. Сергей был дежурный. Закусывали в 8 час(ов) Поехали на спектакль в театральном училище. Были небольшие пьесы и балет - очень хорошо. Ужинали с воспитанницами».
Более того: начало мнимой любовной интриги комментаторы «Дневников Государя...» берлинского издательства «Слово» относят к 1890 году, а «Московский комсомолец» в публикации бахрушинских лже-дневников М. Кшесинской дает другую дату: после 1891 года, т.е. после возращения Цесаревича из восточного путешествия и поездки в Данию к родственникам.
В тот день, 4-го января 1892 года, когда в бахрушинском лже-дневнике появляется запись якобы М. Кшесинской о начале платонического романа, Цесаревич в своем дневнике не упоминает ее имени. Да и вообще виделись ли они в этот день?
Бахрушинский «дневник» М. Кшесинской:
«Суббота, 4 января 1892 г.
Я пошла по коридору 2-го яруса театра. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня.
Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть». (МК. http://www.mk.ru/social/2017/03/19/dnevnik-matildy-kshesinskoy-o-romane-s-cesarevichem-nikolaem-publikuetsya-vpervye.html).
Дневник Императора Николая II. Издательство «Слово». Берлин. 1923 год. С.44:
«Суббота, 4 января 1892 г.
4-го января. Суббота. Встал в 10 ½ и после кофе принял Уральскую депутацию, прибывшую с рыбой и икрою, Протасова-Бахметева и Галкина-Врасского. Николай сидел у меня до 12, его сменил Митя. Кроме него завтракали: Μ-me de Lescaille и гр. Воронцов. В 2 ½ поехал с Папа в Академию художеств, где выставлены картины Шишкина и Репина, из них выдающаяся картина последнего «Письмо Запорожцев Султану». Была обычная возня на катке, но чай наверху у Мама. В 6 ¾ поехал на генеральную репетицию оперы Массенэ «Эсклармонда». Сидел в партере. Пела американка Сандерсон - отлично; весьма красивая особа. Очень наслаждался этой музыкой - содержание просто чепуха, происходящая в Византии. Окончилось в 11 ½, отправился к д. Алексею ужинать. Зина занимала нас песнями. Вернулся в 2 часа».
Здесь необходимо сделать небольшое примечание: Цесаревич отправился в театр не на балет, а на генеральную репетицию оперы «Эсклармонда» композитора Масснэ (в современной транскрипции фамилии). Эта опера была признана одним из высочайших достижений французской музыки, и именно исполнением «Эсклармонды» открылась Парижская всемирная выставка 1889 года. В России премьера состоялась в Санкт-Петербурге в Эрмитажном театре (1892) и Мариинском театре в конце XIX века.
После невероятно успешных премьер по всему миру опера была забыта. А после смерти выдающейся певицы Сандерсон никто не решался исполнить партию Эсклармонды. Из истории Эрмитажного придворного театра известно, что с 1900-х годов здание Кваренги (Эрмитажный театр) использовалось нерегулярно, и театром его именовали скорее по традиции. В лучшем случае здесь выступали приглашенные знаменитости - М. Савина, М. Кшесинская, Ф. Шаляпин. Следовательно, знаменитая балерина М. Кшесинская могла выступать на сцене Эрмитажного театра как приглашенная прима, но значительно позже 4-го января 1892 года и не в опере Масснэ «Эсклармонда», на генеральную репетицию которой отправился в тот январский день Наследник Цесаревич.
Из истории мировых религий и литературы специалистам прекрасно известны факты мистификаций или подделок тех или иных сочинений и авторов. Например, постоянно вспыхивают дискуссии вокруг ранних христианских памятников, истории создания и авторства священных текстов. Хорошо известна ситуация вокруг возникновения и бытования шекспировских текстов. В советский период русской истории, начиная со школьной скамьи, нам вдалбливалась лживая мысль, что якобы М.Ю. Лермонтову принадлежат строки: «Прощай, немытая Россия...». И таких примеров фальсификаций и мистификаций - легион. К ним можно отнести и публикацию бахрушинских лже-дневников М. Кшесинской, по-своему тонкую и изобретательную.
Таким образом, можно сделать вывод, что пропагандистская кампания в СМИ и интернете вокруг кинофильма «Матильда», направленная на очернение святого Царя Николая с перспективой его деканонизации, что неминуемо вызовет смуту и расколы, есть обещанный удар по Русской Православной Церкви как опоре государственной стабильности. Церковная и общественная смута откроет путь к новой революции в России, что в свою очередь приведет к геополитическим изменениям на карте мира. В создавшейся международной и внутриполитической ситуации усвоение добрых плодов путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича на Восток в 1890-91 годах и применение их в современных условиях имеет важное значение.
Тем более, что в русле «интрижки с балериной» рисуется и поведение Наследника Цесаревича в путешествии на Восток. В частности, ему ставится в вину посещение танцев альмей (полуобнаженных восточных танцовщиц), просмотр музыкальных номеров японских гейш, визит в «русскую» деревню Инасу в Японии, где проживали местные жены наших моряков. А между тем, как явствует из документальных источников, все дело в интерпретации фактов и верном понимании происходящего. Приведем запись из Дневника Цесаревича о начале визита в Японию:
«15 Апреля. Понедельник.
Наконец в восьмом часу при отличной солнечной погоде увидели высокие берега давно желанной Японии! Все понятно высыпали наверх. Пройдя островок Паненберг, откуда по преданию свергли в море католических монахов японцы, повернули влево в красивую узкость; в глубине бухты увидели Нагасаки. Застали здесь: «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов» и новый пароход добровольного флота «Орел»; кроме того стояли на якоре три японца. С «Орла» раздалось громовое русское ура! 1400 новобранцев идущих во Владивосток. На нем любителем отправился адм. Перелешин; также идет железнодорож(ная) комиссия для начала постройки жел(езной) дороги из Владивостока в Хабаровку. Принял нашего посланника в Токио Шевича, консула де Волана (папский певчий) и членов посольства с командирами судов. Полчаса после нашего прихода вышли на рейд: «Кореец», «Манджур» и «Бобр» под командой Бауера (капитан судна - А.Х.). После завтрака представлялся путейский инженер Урсати, заведующий постройкой участка Сибирской жел(езной дороги) до Графской ст(анции). В 4 ч. съездил осмотреть «Орла»; пароход поражающий своими размерами, но довольно грязный. Солдатики имели здоровый вид и производили очень хорошее впечатление. Видел их помещение в трюме - грязно и душно! Вечером в кают-компании было всего человек 8; все же мичмана были в русской деревне Инасу, где каждый уже женился. Признаюсь и мне бы очень хотелось последовать общему примеру, но стыдно, так как настала Страстная».
В данном случае «последовать общему примеру» - это значит посетить русскую деревню Инасу, а не завести себе «походную японскую жену», что однозначно становится понятно из последующих записей. Если исходить из позиций хулителей Цесаревича, приписывающих ему сначала интрижку с балериной, а потом многочисленные «амурные» приключения во время путешествия на Восток и после его завершения, то Великий Князь Николай предстает в глазах общества как законченный ветреник и блудник. Тогда о каком достойном представительстве Династии Цесаревичем перед собственным народом и иностранцами можно вести речь? В этом и состоял смысл великосветской интриги и сплетен. Еще задолго до февральско-октябрьского бунта 1917 года и свержения монархии были желающие управлять Россией вместо Династии Романовых. Они то и были главными бенефициарами (т.е. выгодоприобретателями) интриги с очернением Наследника Цесаревича Николая Александровича как легкомысленного блудника.
Но и на этот раз не получается. Августейшие путешественники (Великий Князь Николай и греческий принц Георгий) отменяют официальный съезд на берег и торжества по этому случаю, достойно проводят Страстную Неделю, в корабельной церкви встречают праздник праздников - Святую Пасху.
Начало мнимой любовной интриги Наследника Цесаревича и балерины М. Кшесинской комментаторы берлинского издательства «Слово» относят к 1890 году, а «Московский комсомолец» дает другую дату: после 1891 года, т.е. после возращения Цесаревича из восточного путешествия и поездки в Данию к родственникам.
В комментариях изд-ва «Слова»:
«ЛАГЕРЬ И МАНЕВРЫ
Зимний сезон (1890 года - А.Х.) сменяется летним. Начинаются усиленныя военныя учения и смотры, подготовка к большим маневрам, переезд в лагерь.
Сюда приезжает германский император Вильгельм с братом принцем Генрихом Прусским, но об этом лишь вскользь упоминается: «в 8 ½ была встреча Вильгельма и Генриха, обедал с ними в большой палатке». Больше ничего о пребывании императора не сообщается.
Здесь во время лагерного сбора наследник впервые обратил внимание на балерину Кшесинскую 2, с которой он до женитьбы своей был в близких отношениях» (выделено мной - А.Х.), - делает ни на чем не основанный вывод комментатор берлинского издания дневников Государя.
В комментариях и публикации мнимого дневника М. Кшесинской «Московского комсомольца» пик платонических отношений двух молодых людей приходится на январь 1893 года. Но «близкие отношения» не утверждаются, в отличие от комментария в берлинском издании. Журналист МК пишет:
«Роман Матильды и Николая длился фактически менее трех лет. Его главные события разворачивались в 1892-м, 1893 году, а уже в начале 1894-го накал страстей сошел на нет.
(...)
В своих «официальных» воспоминаниях Кшесинская, естественно, ничего не пишет о каких-либо плотских отношениях с Николаем. Про начало 1893 года она сообщает крайне лаконично, затем упоминает, что летом того года «начала замечать, что Наследник все менее и менее свободен в своих поступках».
Однако есть в комментариях издательства «Слово» одна промелькнувшая деталь, которая вообще заставляет трактовать раздутую в прессе историю знакомства и взаимоотношений балерины М. Кшесинской с молодым Цесаревичем и другими членами Императорской Фамилии совсем в другом, а не исключительно любовном, ключе:
«Но и потом Кшесинская сохранила все свое влияние, так как она жила maritalement (супружеский - фр.) сначала с великим князем Андреем Владимировичем, а потом с Сергеем Михайловичем. В своих воспоминаниях князь С.М. Волконский, бывший директор Императорских театров, сообщает любопытные подробности о неограниченном влиянии Кшесинской в театрах. А в письмах Императрицы Александры к Николаю II многократно упоминается о Кшесинской по поводу слухов об ея корыстном участии в поставках артиллерийскому ведомству (выделено мной - А.Х.), начальником которого был великий князь».
Версия о том, что молодую балерину М. Кшесинскую использовали в своих интересах определенные круги, враждебные Царской Семье и даже русскому самодержавию, вполне может быть рассмотрена в дальнейшем подробно. Вполне допускаю, что с целью дискредитации Царской Семьи и готовились после февраля 1917 года лже-дневники М. Кшесинской, переданные и сохранившиеся «чудесным образом» в театральном музее Бахрушина и обнародованные ныне «Московским комсомольцем». Эта была более тонкая, чем берлинская публикация с комментариями дневников Государя, провокация февралистов против русского самодержавия. Тогда она не понадобилась, поскольку большевики стремительно пришли к власти и забрали в свои руки не только «поставки артиллерийскому ведомству», но и вообще все богатства Российской Империи.
История жизни и любви балерины Матильды Кшесинской в стране советов надолго была похоронена под спудом в бахрушинском музее. Заграничная судьба артистки, возведение ее в княжеское достоинство и даже само титулование, под коим она упокоилась под могильной плитой, теснейшим образом связаны с т.н. «кирилловской» традицией российского зарубежного монархизма, перекинувшейся за последние четверть века и на отечественную почву. Гробокопатели, видимо, посчитали, что настало время извлечь на свет истлевшую историю знакомства Цесаревича и Матильды Кшесинской. Вполне вероятно, что определенными силами прощупывается общественное настроение перед оглашением результатов экспертиз по т.н. «екатеринбургским останкам» безвестных мучеников, приписываемым святой Царской Семье.
...А между тем в дневнике молодого Великого Князя Николая Александровича за 1890 год, в канун его отправления в долгое путешествие на Восток, читаем строки, посвященные не маленькой плясунье, а принцессе Алисе Гессенской - его единственной и всепоглощающей любви:
«Боже! как мне хочется поехать в Ильинское (подмосковное имение Вел. Кн. Сергея Александровича и Вел. Княгини Елизаветы Феодоровны - А.Х.), теперь там гостят Виктория с Аликс; иначе если я не увижу теперь, то еще придется ждать целый год, а это тяжело!!!» (20 августа).
И далее: «Много думал о том, позволят ли мне съездить в Ильинское или нет после маневров» (26 августа).
Все-таки, как был прав святой Царь-мученик Николай: только любовь победит!
Могила Матильды Кшесинской на кладбище Сент-Женевьев де Буа |
Общий вид на кладбище Сент-Женевьев де Буа |