«Память противостоит уничтожающей силе времени»
Д.С.Лихачев
Одна из самых трагических страниц во время пребывания в России немецких колонистов (18-20 в.в.) является рассеяние в 1941-1945 годах их потомков на огромных просторах (21 млн. квадратных километров) Советской империи. Рассение 2-миллионной диаспоры немцев было проведено большевистской властью с особой жестокостью и беспощадностью. Около 800 тысяч из них за годы войны и уже после нее прошли через концентрационные лагеря-трудармии. Более половины заключенных нашли в них свою смерть. Оставшиеся за пределами лагерей - дети и старики - выживали как могли среди песков Средней Азии, в заснеженной Сибири и Приполярье. Потомки немецких колонистов понесли не только невосполнимыее физические потери (до 1/3 от численного состава), но и были подвeржены духовному геноциду. В адских условиях, в которых находились немцы в СССР, оказались разорванными земляческие, родственные, культурные, духовные связи. Были насильно взорванo историческое и духовное сознание немецкой диаспоры.
Все, что передавалось нашими предками из поколения в поколения история, легенды, мифы субъективно преломленные рефлексий о событиях прошлого, в том числе и негативного опыта, беспощадно уничтожалось. Депортация в малопригодные для жизни климатические условия, разьединение семей, национальное унижение, угнетение, несправедливость в отношении целого народа, следует рассматривать не иначе как убийство не только исторической, но и коллективной (социальной) памяти, уничтожение цивилизационных архетипов, свойственных нашему этносу.
В 80-е - 90-е годы мы таки возвратились в родное Отечество! Однако помимо естественных для каждого из нас восторга и эйфории, мы чувствовали свою некую ущербностъ и убогость от того, что вернулись мы не как достойные наследники немецких колонистов успешно выполнивших возложенную на них высочайшую историческую и, если хотите, божественную миссию, конечной целью которой являлосъ объективное и реальное сближение двух великих культур - германской и русской, а как изгои... Мы понимали, что оказавшись на скорбном пути лишений и преследований в Российско-Советской империи наш народ во многом растерял свой неукротимый дух, и осознание себя как неукротимо творческую коллективную личность. Это была величайшая трагедия нашего народа и нам непременно нужно было срочно что-то предпринимать, чтобы вернуть нашему народу его великую героическую историю, разбудить и восстановитъ во многом утерянную память, реанимировать свободный дух, присущий нам изначально, в котором ценность и интересы человека находятся на первом месте.
Через тернии мы - окровавленные, но не сломленные - наконец вернулись на родину. А что германскaя власть? Она отнеслась к нам как к электорату, как к стаду овец, которым они предоставили сочное зеленое пастбище, за которое мы коленопреклоненно должны быть ей во веки веков должными, благодарными, любитъ ее, голосовать за нее на выборах и всегда стоять перед ней в согбенной позе просящего и с придыханием произносить: "Что изволишь?!".
Немецкие политики отнеслись к нам как категории людей, которыми можно и нужно легко управлять, ввести нас в нужное политикам русло. Вначале это им удавалось и только потому, что до возвращения на родину мы были лишены исторического сознания и исторической памяти и власть посчитала, что в наше коллективное сознание «безграмотного и забитого сброда» можно легко внедрить новые ценности и идеалы, совершенно несвойственные нашей глубинной и самодостачочной немецкой колонистской культуре. Они посчитали нас за чистый лист, на котором легко и просто писать то, что выгодно власти. И действительно после возвращения мы представляли собой аморфную биомассу, податливую любым влияниям.
Но, к счастью, это длилось недолго. За дело взялись наши интеллектуалы, наши демиурги - ремесленники от науки, литературы, культуры.
Человек, как социальное существо, одновременно живет в прошлом, настоящем и будущем. Роль литературы, искусства и средств массовой информации невероятно велика в формировании исторического сознания, и наши демиурги, понимая это, засучив рукава со всей серьезностью, ответственностью и бескорыстностью взялись за тяжелое, но благородное дело. На наши плечи легло не только возрождение духовного самосознания народа, не только восстановление его имунной системы, не только изменение на положительное окружающего нас общественного антипатичного мнения, как к блудным сынам отечества, но в целом забота о будущем Германии, о будущем наших детей и внуков.
Для решения этой грандиозной задачи - обретение собственной идентичности, формирование полноценного самоуважение к себе как к уникальному народу, придание нашей деятельности осознанного патриотического характера, определение своей социальной роли на вновь обретенной родине, мы должны были найти себя, собрать все наши знания и опыт воедино и бросить вызов окружающей нас закостенелой, заплесневелой, погрязшей и душой и телом оккупационной действительности.
Для начала мы должны были для обретения собственной идентичности сформировать полноценное самоуважение к себе как к народу, придать нашей деятельности в новых условиях осознанный характер, определить свою социальную роль во вновь обретенной родине.
Именно такая задача встала перед нашими интеллектуалами, которых, невзирая на преследования и притеснения в прежней политической системе обитания, оказалось не так уж мало.
Исходя из того, что ни один народ, в том числе и наш, не может представить свое будущее вне знания своей истории, не опираясь на вековое духовное наследие и не совершенствуя его, мы взялисъ за святое дело - восстановление души и самосознания наследников героических немецких колонистов России.
Насколько нам это удалось, может судить каждый из нас самостоятельно, исходя из собственного 25-30-летнего опыта проживания в нашей стране отцов.
7. Re: Демиурги исторического сознания
6. Ответ на 5., Борис В.:
5. Ответ на 4., Бондарев Игорь:
4. Ответ на 3., Борис В.:
3. Ответ на 1., Бондарев Игорь:
2. Re: Демиурги исторического сознания
1. Re: Демиурги исторического сознания