Время нахождение Главы государства у власти - категория объективная. Исходит из многочисленных реалий: экономических, политических, духовных. Они же определяют закономерность: если правовая форма искусственно ограничивает срок полномочий первого лица, то содержание вступает в противоречие с формой. Оно, содержание, приводит форму в соответствие с реалиями коррекцией, либо устранением временных барьеров.
Затронутый вопрос нам не безразличен - скоро выборы. Поэтому для обобщения обратим взор на Европу. Ибо Россия, несмотря на своё географическое евразийство, больше Европа, посему обсудим опыт европейский.
Начнём с соседней Финляндии. Прямые выборы (без коллегии выборщиков) и ограничение президентского правления двумя последовательными сроками по шесть лет введены в Суоми с 2000-го года. Акцентируем внимание на предложение: «два последовательных срока». То есть перерыв в последовательности даёт возможность гражданину Финляндии вновь баллотироваться на пост президента.
А до 2000-го никаких временных ограничений в исполнении обязанностей главы государства в Финляндии не существовало. Урхо Кекконен президентствовал целых двадцать пять лет: с 1956 по 1981 года. Возраст (81 год) и состояние здоровья заставили его уйти в отставку. Благодарные финны разрешили Кекконену жить в его президентской резиденции в Тамминиеми до кончины в 1986-м. Сегодня в Тамминиеми - музей Кекконена.
Именно с Урхо Кекконеном финны связывают расцвет и «золотой век» Финляндии. В основе его политики лежали нейтралитет и добрососедские отношения с Советским Союзом. Длительность нахождения у власти Кекконена, кроме его личных качеств, обуславливалась сложностями послевоенной эпохой. То было время становления финского общества, подъема экономики. Укреплялось всё, на чём держится государство и что страхует его, при смене лидера, от радикальных надломов и «великих» потрясений.
Пример более свежий, регулярно озвучиваемый информационными агентствами - Федеративная Республика Германия. «Канцлер ФРГ Ангела Меркель, возглавляющая партию "Христианско-демократический союз" на выборах будет выдвинута на пост канцлера в качестве общего кандидата от правящей коалиции. Об этом сообщил председатель "Христианско-социального союза" премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер».
Меркель - федеральный канцлер с 2005 года. Никаких ограничений по сроку нахождения в указанной должности конституция ФРГ не предусматривает. Причём, выборы фактического главы германского государства не прямые, а парламентские. Фактического - ибо в Германии есть федеральный президент. Однако его роль - «свадебного генерала». Президент Германии подписывает то, что подсунет ему федеральный канцлер и раздувает щёки на торжественных приемах. Выборы безвластного президента в Германии тоже не прямые, а Федеральным Собранием. В Западной Европе прямые выборы первых лиц почти не практикуются. Демократия - демократией, но простых европейцев держат на дистанции от верховной власти.
Во Франции изменения в конституции с ограниченным сроком президентского правления и прямыми выборами появились в 2008-м году. Но то же знакомое звучание: «никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд». Следовательно, перерыв в пребывании в должности даёт возможность вновь баллотироваться на два срока - и до бесконечности. А права французского президента такие, какие его коллегам и не снились. Своей властью, без утверждения парламентом, он назначает премьер-министра, почти всех гражданских и военных чиновников. Префектов в регионы и департаменты президент Франции также назначает своим указом без «заморочек» с выборами.
Подведём итоги. Из 28 государств Евросоюза в 22-х парламентских республиках фактические главы государств (премьер-министры) временными сроками пребывания у власти не ограничены. Избираются они не прямым голосованием граждан, а парламентом. В шести парламентско-президентских республиках лишь в одной нищей Румынии есть абсолютный запрет на занятие должности президента после двух сроков пребывания на высоком посту.
Заметим: ограничения на постоянное нахождение у власти в парламентско-президентских республиках вводились только после периода экономической и политической стабильности. Для той же Финляндии он составил пятьдесят пять лет, если отсчитывать от окончания Второй мировой войны. А от времени провозглашения независимости в декабре 1917-го - все сто! Для Франции - более шестидесяти лет со дня окончания Второй мировой.
Из сказанного следует: ротация первых лиц сводит к минимуму негативные последствия для государства при условии, если оно находится в состоянии стабильности не менее шестидесяти лет. Арифметика здесь простая! Этот срок позволит сформировать государственные и общественные институты, какие не допустят, со сменой лидера, менять курс страны, привести к коллапсу власти и к предреволюционной ситуации.
Важная деталь: в условиях неокрепшей государственности перспектива смены лидера страны, даже конституционным путем, может создать предреволюционную ситуацию. Её учитывал испанский каудильо. После тридцати пяти лет диктатуры Франко вернул Испании только монарха. Лишь вслед за смертью генералиссимуса в 1975 в Испанию, вместе с монархией, пришли демократические институты власти.
В настоящее время, по конституции Испании, «король - глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в постоянной деятельности государственных органов». Лучше о предназначении монарха не скажешь! И ни слова в испанской конституции об ограничении в сроках нахождения у власти Председателя правительства страны.
Испанский опыт показывает: даже длительная стабильность не даёт полных гарантий от антигосударственных разрушительных «аномалий». Вот почему самые процветающие европейские государства: Швеция, Дания, Бельгия, Норвегия и другие продолжают оставаться монархическими с недешевым содержанием королевских семей, дворцов и прочих атрибутов монаршей власти. Поэтому мигранты, попав в республиканскую Францию, всеми правдами и неправдами стремятся достичь берегов королевской Великобритании.
Монархия, как институт постоянной несменяемой власти, цементирует фундамент государства, является противовесом в сменяемости и нестабильности представительных органов и тех структур, какие выборные органы власти формируют. Такое состояние называют балансом. Знаковая особенность западноевропейских конституционных монархий - главы исполнительных органов власти в них не избираются прямым голосованием и в сроках нахождения у власти не ограничены. Ну а главы государств, коими являются монархи, власть передают по наследству.
Вот вам и образцовая европейская демократия! Это, между прочим, ответ доморощенным демагогам, кивающим постоянно на Запад, как на объект подражания для России. Правда, забывают при этом показать все реалии западноевропейского государственного строительства.
Коль заговорили о России. У нас начало срока подлинного восстановления государства следует исчислять с 2000 года. То есть период стабильности не превышает семнадцати лет! Вывод напрашивается закономерный. Он - в необходимости внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Статью 81 следует изложить в новой редакции, исключив пункт третий, в котором говорится, что «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».
Ограничения сроков нахождения у власти Главы государства сегодня недопустимы. За семнадцать лет невозможно сформировать прочную экономику, средний класс, невозможно взрастить свою национальную элиту. А это означает риск новых потрясений для страны, связанных со сменой её руководителя. Вот в чём мудрость и глубокий смысл сказанного Председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным: «Есть Путин - есть Россия!».
И всё же россияне нуждаются куда в большем, чем просто снятие временных ограничений в сроках президентского правления. Россией востребована монархия и монарх, словами испанской конституции, «глава государства, символ его единства и преемственности». Дело за решимостью законодателей на конституционный, исторический и созидательный шаг. Повторимся ещё и ещё раз: корона российской империи по праву и по совести достойна только Лидера Нации, сумевшего сохранить страну, вернуть России святые для неё земли Крыма. Достойна того, за кого отдают голоса девяносто процентов россиян. Ибо c Ним Бог, Правда и Народ!
Руслан Устраханов, публицист, Мурманск
2. Re: Время и бремя власти
1. Re: Время и бремя власти