14 февраля российские СМИ и новостные ленты сообщили: «На Международной ювелирной неделе в Израиле Алмазодобывающая компания «Алроса» представила реплику Короны Российской Империи стоимостью $20 миллионов. Оригинальная Корона служила символом монархической власти со времен правления Екатерины Великой и использовалась во время коронации российских монархов».
Это событие - отправка на выставку в Израиль реплики Большой Императорской Короны Российской Империи - является ярким примером, демонстрирующим степень доверия в отношениях России и Израиля. На основании только одного этого действия их можно охарактеризовать, как дружеские, находящиеся на высоком доверительном уровне.
В связи с таким заметным событием, поместившим Российскую Корону в центр внимания СМИ и Общества, было бы интересно узнать об истинных мотивах и причинах создания реплики Короны - о том, кому конкретно (в АК «Алроса», в Ювелирной группе «Смоленские бриллианты», в Производственном объединении «Кристалл» или, возможно, в какой-либо иной структуре) принадлежит идея её создания, в чём заключалась необходимость такого действия, в чём она повторяет оригинал, хранящийся в Алмазном фонде, и в чём - нет. В чём именно состоят отличия между оригиналом и репликой? А самое главное - кто был автором идеи выставить реплику Короны на продажу? На некоторые из этих вопросов можно найти ответы на сайте ПО «Кристалл», но далеко не на все... Также на этом сайте размещены предложение и форма заявки о продаже «реплики».
Идея возврата к нашим основам, устоям, символам - замечательная идея. В год 100-летия событий 1917 года знание о том, чего Россия лишилась на 100 лет, а другие страны бережно сохраняют у себя и всячески продвигают на физическую и смысловую территории других стран с целью их включения в своё содружество, - эта идея особенно актуальна. В этой связи продвижение наших устоев и символов, в том числе на мировой арене, - это верный шаг.
В пресс-релизе ОАО Производственного объединения «Кристалл» говорится, что предваряя такой шаг, отправку реплики Короны на выставку в Израиль, - и у нас дома, в нашей стране, её (реплику) показали в 25 городах России. Реплику царского Венца из алмазов, добытых компанией «Алроса», изготовили на предприятии «Кристалл» из белого золота и 11352 бриллиантов высочайших характеристик. Венец Венца - уникальный огромный природный рубеллит массой 384 карата (рубеллит-rubellus, RU-bellus?). Выдающееся произведение современного ювелирного искусства смогли увидеть посетители Храма Христа Спасителя, Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Константиновского дворца, Казанского Кремля. Но смущает одно обстоятельство - люди видели копию, а надо бы - оригинал. И лучшего Символа, настоящего, оригинального символа, не придумать для серьёзной информационной кампании в наших СМИ, которая была анонсирована для того, чтобы рассказать Правду о 1917-м, для широкой общественной дискуссии, итогом которой может стать взвешенное и спокойное, возможно с привкусом горечи, а не приукрашенное отношение к нашей собственной Истории, - с пониманием того, чего не стоит делать с собственной страной, и с пониманием того, что следует сделать, чтобы восстановить Справедливость.
Решение компании «Алроса» о том, чтобы представить Большую Императорскую Корону на 6-й Международной алмазной неделе (IDWI) в Израиле вызвало и такой вопрос: если компания, которую заслуженно относят к «Национальному достоянию России», поддерживает возврат к устоям и традициям, возрождает наши Символы и продвигает их в Мире, то глядя на ещё один наш главный Символ - Государственный Герб России, на котором мы видим Три Короны, может быть, «Алросе» совместно с «Кристаллом» стоило бы сделать не только реплику, но и «триплику», третий экземпляр? Впрочем, короны нашего Герба различаются (Большая и Малые Императорские), и тогда реплик и «триплик» получится по три каждого вида...
Было бы также интересно узнать о том, существует ли реплика, к примеру, Британской Королевской Короны с дубликатом Koh-i-noor'a? И если существует, то вывозилась ли она на значимые международные ювелирные выставки, скажем, в США, в Индию, в Китай или Израиль?
А реплика Испанской Короны, на которую с большим интересом посмотрели бы посетители ювелирных выставок в США - в Калифорнии, в штате Мэн, в Пуэрто-Рико, или в Латинской Америке? И возможна ли такая ситуация, когда в будущем на одной Международной алмазной выставке в Израиле или в какой-либо иной стране, эти реплики окажутся рядом и позволят посетителям полюбоваться выдающимся мастерством представителей ювелирных школ, создавших короны для разных Корон.
Подчеркну ещё раз, что идея нашей, крупнейшей в мире алмазодобывающей компании «Алроса» представить реплику российской Большой Императорской Короны на алмазной неделе в Израиле очень интересна и своевременна, она заслуживает внимания и поддержки. Полагаю, что эту идею стоило бы развивать и дальше - например, представить Российскую Корону на организованных при содействии «Алросы» Международных алмазных выставках на Украине, в Польше, в странах Прибалтики, в Финляндии и других странах континентальной Европы. В целях укрепления дружбы, добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества между Россией и этими государст-вами, такие выставки вполне можно было бы совместить с выставкой реплик (а лучше - оригиналов) исторических документов, связывающих наши страны, с выставкой копий (а лучше - подлинников) портретов Российских Государей Императоров, государственных и выдающихся исторических деятелей России и наших соседей, которых мы всегда хотели и хотим в будущем видеть в качестве наших добрых друзей. Потому что всё это - часть нашей общей, совместной Истории, её не стереть и не закрасить. Как ни стирай и ни закрашивай, она всё равно откроется, также как проступают сквозь наносное и открываются старинные фрески в древних храмах.
И ещё - на сайте ПО «Кристалл», посвящённом реплике Короны, говорится: «Реплика Большой Императорской короны создана талантливыми руками смоленских художников-ювелиров с использованием знаменитых бриллиантов «Русской огранки», изготовленных мастерами ОАО «Производственное объединение «Кристалл», в честь 400-летия Императорского дома Романовых и 250-летней годовщины коронации Екатерины II Большой Императорской короной.
Можно с гордостью констатировать факт, что современные производители бриллиантов и ювелиры повторили и превзошли успех своих знаменитых предков. Это в очередной раз демонстрирует неограниченные возможности и величие России, воплощённые в уникальном шедевре высокого ювелирного искусства».
Позволю себе высказать такое эмоциональное мнение: В умении создать шедевр наши современные мастера действительно превзошли своих знаменитых предков. А вот в умении правильно им распорядиться - большой вопрос. Скорее нет, чем да. Создать шедевр, главный Символ того, что нашим предкам с 1762-го по август 1914-го года служило Опорой и чему наши предки служили Верой и Правдой, и выставить этот шедевр на продажу... Ведь не только физический объект выставлен на торги, но и его смысловое наполнение, и вся тысячелетняя История, за ним стоящая. Представим - каждый из нас, отдельных людей - своё самое дорогое, и спросим себя: сколько это стоит и можно ли вообще это продавать? Нисколько, потому что оно безценно и не продаётся.
Если же отбросить эмоции и постараться посмотреть и на уникальную реплику, и на уникальный оригинал более спокойно и рационально, то появляются и новые вопросы. ...наши предки... Верой и Правдой... с 1762-го, с восшествия на российский престол Екатерины II Алексеевны - Софии Фредерики Августы, для которой оригинал Большой Императорской Короны был изготовлен в рекордные два месяца... А до 1762-го? Например при двоецарствии Ивана и Петра в 1682-м, когда не просто оригинал и реплика, а два оригинала Короны? А ещё на 100 с лишним лет раньше кому и чему верили и служили наши предки?
В завершение ещё один вопрос, скорее - риторический. Если нашим мастерам по силам создать реплику Императорской Короны, не уступающую, а даже превосходящую оригинал, главный Символ прежнего Государства, то можно ли и нужно ли создать реплику самого Государства, отказ от которого нашими предками в 1917-м многими из нас, ныне живущих, был в 1991-м формально признан ошибкой, но фактического подтверждения этому так и не последовало?