Чем можно объяснить жёсткие требования к Минэкономразвития России разработать до конца 2019 года и представить в Правительство РФ новый план приватизации компаний с государственным участием в капитале?
Конец октября 2019 года был отмечен целым рядом выступлений руководства «экономического блока» в российском Правительстве, оставить без внимания, которые просто невозможно. В этих выступлениях и заявлениях с новой силой зазвучала идея «приватизации 2.0», зазвучали слова о «неэффективности Российского Государства» и вообще государства, как такового, по сравнению с частной инициативой, зазвучал старый призыв к новому разгосударствлению наиглавнейших и наиважнейших компаний и предприятий нашей Страны. Ну, разве что, «Газпром» пока не был упомянут в списках, над которыми работает Правительство. Или пока не сказали про эту «идею», что родом ещё из 1990-х...
Как пишет портал «Рамблер-Финансы», ссылаясь на данные Росстата, по состоянию на 1 января 2019 года в России было 442 акционерных общества с долей государства, превышающей 50%. Деловое издание «РБК» продолжает: «"Минфин считает, что доля государства в компаниях свыше 50%, за исключением оборонных, должна быть снижена до этого уровня, включая РЖД и "Транснефть". В некоторых случаях цель — снизить долю до нуля или блокирующего пакета 25% плюс одна акция", — сообщается в отчете "Ренессанс Капитала" по итогам международного инвестиционного форума Московской биржи и этой группы в Лондоне (проходил 16–17 октября). На мероприятии ведомство представлял заместитель министра Алексей Моисеев.
В проекте бюджета на ближайшие три года заложены поступления дивидендов: 760,6 млрд рублей в 2020 году, 930,9 млрд в 2021 году и 1,08 трлн рублей в 2022 году».
О необходимости разработки более амбициозной программы приватизации в России заявил 19 октября первый зампред Правительства РФ, министр финансов А.Г. Силуанов после встречи с иностранными инвесторами в Вашингтоне. По его словам, Минэкономразвития должно подготовить список компаний, например, в нефтегазовой отрасли и банковском секторе, принадлежащие Государству пакеты акций которых частично или полностью будут проданы частным инвесторам. «Приватизация нужна не для роста доходов бюджета, а для снижения доли государства в экономике», — отметил Силуанов.
Почему так, почему вдруг сейчас и с таким напором? Позволю себе предложить вниманию читателя три версии происходящего.
Возможно, что даже не предложение, а жёсткое требование к Минэкономразвития по ускоренной подготовке новой программы приватизации в России — это особый план одной из частей действующей российской Власти, который направлен на то, чтобы «друзья и партнёры» вложились в российские активы. По мнению многих экспертов, российских и зарубежных, со стороны стран «запада», очевидно теряющих доминирование и уступающих мировое лидерство, возрастает угроза искушения решить вопросы сохранения этого лидерства применением военной силы. Возможно, расчёт направлен на то, что они не станут рушить то, что в значительной части будет принадлежать и им после их вхождения в российский бизнес. Но именно они управляют теми «ресурсами», которые считаются Единой Мерой Стоимости — резервными валютами. Именно под их контролем находятся «печатные станки», которые печатают доллары и евро; именно они контролируют корреспондентские счета российских банков. При этом госдолг США на 1 ноября 2019 года составляет $23 триллиона, а совокупный госдолг стран ЕвроСоюза — €28 триллионов. С таким «ресурсом» — возможностью безнаказанно наращивать свои долги — они смогут всё здесь скупить на корню, если российская Власть даст слабину и не сможет удержать ситуацию. Но, видимо, расчёт на то, что сможет.
Пять лет назад в своём тексте «Расширение пространства за горизонтом восприятия» я сказал такие слова: «По сообщению федерального телеканала "Россия 1", в самый разгар главного медиа-события минувшей зимы, Олимпийских игр в Сочи, 17 февраля 2014 года прошло заседание Правительства РФ. В повестке дня были такие вопросы:
1) кадровая политика (читай — исполнительская дисциплина);
2) приватизация долей Государства в таких компаниях, как Ростелеком, Совкомфлот, Новороссийский морской порт, Транснефть, Аэрофлот. Отдельно в этом ряду стоит ОАО РЖД, в отношении которого запланированы продажи сначала 5% госпакета акций, затем 20% пакета, затем...
Получается, что сегодня внутри «современной» России, оставшейся от Исторической России, происходит сужение нашего ключевого, принадлежащего нам, гражданам России, экономического пространства, переходящего во владение к «незаменимым западным друзьям и партнерам». Уже 44% акций главного для большинства граждан банка страны, Сбербанка России, принадлежит нерезидентам РФ. Банка, в котором — вклады и пенсии, зарплаты и "коммуналка". Чей этот банк на деле? Значительная часть главной нефтяной компании России, НК "Роснефть", в результате не очень сложной перекрёстной операции по обмену активами принадлежит (британской?) транснациональной компании British Petroleum. В ставших доступными, в связи с законом о раскрытии информации об аффилированных лицах, годовых отчётах российских «голубых фишек», системообразующих компаний, практически у ВСЕХ в числе этих аффилированных лиц есть оффшорные компании на Кипре, BVI, компании в Нидерландах, Британии и т. д.
Что же произойдёт, когда этот расширяющийся процесс (передача экономики «друзьям-иностранным инвесторам») догонит в пространственно-смысловом отношении другой процесс — расширение российского пространства? Кто в этом огромном Доме окажется Хозяином?»
Под расширением российского пространства здесь имеется ввиду физическое увеличение территории России — в момент написания этих строк в середине 2014 года Крым воссоединился с Россией и о своём видении будущего заявил Донбасс. И со стороны «запада» и его военной организации НАТО звучали тогда значительно более резкие высказывания, чем мы слышим сегодня.
Впрочем, возможно, есть и другое объяснение для настойчивого требования к Министерству экономики по ускорению приватизации государственного имущества. Возможно, также, что в условиях новой «гибридной» войны у нас на глазах российская Власть применяет тактику, уже испытанную во многих войнах, с которыми приходили на нашу землю всё те же «друзья и партнёры». Из школьных учебников всем нам известно, что эта тактика состоит в том, чтобы заманить врага вглубь своей территории, измотать его, оставить без ресурсов и наголову разбить того, кто позарился на наши богатства. Но поначалу надо было отступить до Москвы и потерять изрядную долю этого богатства, а главное — потерять огромную часть собственного Народа...
А сегодня куда отступать — до Новороссийска (НМТП), до Ямала («Ямал СПГ»), до Хабаровска и Владивостока (завод «Звёзда», порт «Ванино» и др.), до Якутска (АК АЛРОСА), до Сахалина (проекты «Сахалин-1, -2 и т.д.)? Так, что ли, задумано? А РЖД вообще принято называть «хребтом Страны»... Такое же название может быть дано и «Транснефти» («нефтетранспортный хребет»), «Ростелекому» («цифровой хребет»), компаниям «РусГидро» и «Россети» («электроэнергетический хребет»). Сдав Страну «от Москвы до самых до окраин», хватит ли сил перейти в наступление и прогнать «партнёров» восвояси, когда «вдруг» обнаружится, что они не помогать нам пришли, а грабить?
Ну и по русской традиции почитания Троицы — третье предположение. Возможно, что никуда не девшийся и длящийся уже втрое дольше Великой депрессии 1929-1933 годов «Мировой финансовый-экономический-системный Кризис ценностей» в своём логическом развитии привёл к тому, что те представители российской Власти, которые отдавали предпочтение «загранице» в вопросах сохранения и преумножения своих ценностей, поняли наконец, что там не сохранить и не преумножить. Поняли, что хранить там становится опасно — предадут огласке и просто отнимут, если откажешься проводить нужную «друзьям» политику и выполнять их «просьбы». В списки запишут, визы не дадут, так что и поехать туда не сможешь. А как «проводить и выполнять», если всё на виду и не спрячешь, как раньше? И чтобы надёжно сохранить и вложить, остаётся только один вариант — делать это у себя на Родине. И постараться сохранить контроль над Родиной как можно дольше. Не отсюда ли наблюдаемый нами очередной «приступ приватизации»? Не из-за того ли он, что нет больше других вариантов?
Что представляют из себя ценности, вывезенные за рубеж теми, кто «делает бизнес» в России, кто является российскими налоговыми резидентами? Они же не золото в слитках отсюда туда вывозят, хотя и такое тоже имеется. Они вывозят «деньги», не возвращают их в нашу экономику. Эти вывезенные и хранящиеся за рубежом ценности в основной своей массе представляют из себя не золото, не бумажные банкноты, а записи в чужих электронных базах данных, цифры на счетах. То есть, фактически — это «разрешение взять с полки пирожок», или миллион, или миллиард пирожков. Но за этими «пирожками», имеющими иностранные названия, нет никакого реального обеспечения. Почему нет? Ведь там тоже есть экономика, в которой производятся реальные, физические товары и оказываются реальные, необходимые людям услуги. Однако, над этой реальной экономикой уже давно доминирует, многократно превышая в объёме, «виртуальная экономика» финансового и фондового рынков. И если к тому, что там есть со знаком «+» добавить их долги (государственные, корпоративные, ипотечные, муниципальные, пенсионной системы и др.), которые со знаком «-» и исчисляются уже в квадриллионах, то получается, что кроме громадных долгов там ничего нет. А то, что есть, эти долги никогда не покроет.
В России же, у которой совокупный (гос- и частный) внешний долг сопоставим с золото-валютными резервами, помимо колоссальных запасов природных ресурсов (углеводороды, золото, алмазы, руда, земля, пресная вода и многое другое), есть ещё и морские порты, морской флот, железные дороги, генерация электроэнергии и сети, и главное — умные головы, которые уже придумали и ещё придумают много чего нового и полезного. Вспомним про радио (Попов), вертолёт (Сикорский), телевидение (Зворыкин), мобильную связь (Куприянович), космонавтику (Циолковский, Цандер, Королёв, Глушко).
Для чего же необходимо срочно приватизировать госсобственность, если денег в бюджете вполне достаточно, и если, как ни крути, цены на нефть на подъёме и имеют явную тенденцию к дальнейшему росту? И один из главных российских чиновников, 1-й зампред Правительства России, министр финансов РФ Антон Германович Силуанов, ничего не скрывая, прямо и откровенно объясняет россиянам, зачем на самом деле всё это необходимо Власти — просто для того, чтобы снизить долю Государства в компаниях, являющихся опорными, базовыми, системообразующими для нашего Государства. Поскольку «неэффективность Государства по сравнению с частным собственником» — это аксиома финансовых либералов и главный, базисный принцип для тех, кто является сторонником «западной» парадигмы мироустройства.
Ничего, что «прибыль» от такой «приватизации» будет получена только 1 (один) раз и тут же уйдёт лишь частично на выплаты гражданам, работающим в бюджетной сфере, которые они не очень-то и заметят, а в большей части — на «новые проекты», выполнять которые будут всё те же проверенные люди и их компании... Главное здесь может состоять в другом, в том, что для представителей той части российской Власти, которые (несмотря на Закон) не бросают и «бизнес», передавая его «на время» в доверительное управление и пряча за «слепыми трастами», обезличенными акциями и т. п., «открываются окна возможностей» для вложений того, что пока ещё считается «деньгами» и пока не отнято «друзьями», появляется огромный рынок, на котором ещё много чего есть привлекательного и прибыльного.
О том, что скажет Народ, который всё равно поймёт, что в очередной раз обманут, который увидит, что государственная (раньше говорили — общенародная) собственность вдруг стала частной, причём конкретно частной — с указанием фамилии, имени и отчества (или опять согласимся с тем, что владельцу можно прятаться за «слепыми трастами-фондами»? А их где регистрировать, опять заграницей у «друзей-англосаксов?) — об этом пока не думаем. Сделаем, а там посмотрим, что-нибудь придумаем.
Всё это в таком виде может стать «миной замедленного действия» для будущих потрясений. Наш Народ — умный, творческий, сообразительный, всё понимает и способен придумать и создать телевидение, вертолёт, графен, Спутник, Булаву, Армату, Русский и Крымский мосты и многое, многое другое. Спросит Народ: «Как же так? Нам — чувство гордости (хотя это Очень Важно!), а себе ещё и главнейшие и важнейшие предприятия, компании, отрасли — в собственность? Несправедливо!»
Что бывает за тем, когда появляются у Народа такие вопросы и чувство несправедливости, знаем из собственной Истории. Неужели судьба такая у России — быть «птицей Феникс»? Не хотелось бы... И чтобы не случилось новых потрясений, для которых, как видим из предложенной «приватизации 2.0», имеется внушительный повод, нужен новый подход к отношениям Власти-Государства и Народа в вопросах собственности на богатства, которые достались нам от наших Предков и которые мы должны передать нашим Потомкам. НАШИМ, а не чужим!
Конечно же, на всех поровну не поделить. Это крайность, и в её вредности, в том, к чему она привела, предыдущее наше поколение и многие из ныне живущих убедились на собственном опыте. Конечно же, нужно зарабатывать и сохранять. Но так, на мой взгляд, должно быть сделано, чтобы с одной стороны, не дурачить наших людей мантрами о том «что частное всегда лучше государственного», чтобы наш Народ не только на скромной бюджетной зарплате сидел или семь потов проливал, трудясь на интересы «частника» (Слава Богу, что не все «частники» пример берут с «западных друзей», но есть и такие, которые стараются совместить цели предпринимательства и основы Веры), а и реально, без обмана участвовал Народ в доходах от управления тем и от реализации того, что считается государственным, общенародным. Можно, например, посмотреть на опыт арабских стран, с королевскими особами которых дружен наш Президент, или на опыт наших соседей — Норвегии, Швеции, который всегда приводится в пример, если речь заходит о социальном государстве. При том, что Королевства Швеция и Норвегия по своему государственному устройству — монархии...
А с другой стороны, так надо бы сделать, чтобы частную собственность ни поставить под вопрос, ни отнять, если вдруг «понравилась» кому-то, было бы невозможно. Чтобы здесь было надёжнее, чем у «друзей-партнёров». И в первую очередь это касается крупного российского предпринимательства, российского бизнеса мирового уровня. Как это сделать? Можно поискать примеры в собственной Истории, можно и новое придумать. Были бы желание и воля.
Олег Анатольевич Фёдоров, публицист, Московская область