Несмотря на то, что многие христиане увидели в главной героине фильма «Ида» «ангела светлого», предлагаю более внимательно присмотреться к этому продукту современного кинематографа, не разглядим ли мы под овечьей шкурой непорочного ягненка того самого - «серого волчонка»?
Предлагаю краткое изложение сути фильма.
В монастыре - тихая, спокойная, размеренная жизнь, Иду (послушницу монастыря) кормят, хорошо к ней относятся, у нее застеленная постель, заботливые подруги-послушницы. Настоятельница замечает лукавый огонек в глазах Иды за трапезой, которая, в отличие от всех, смотрит по сторонам и под предлогом того, что от ее тети, о которой никогда не вспоминали, якобы требуется разрешение на постриг - отправляет Иду в город для того, чтобы она определилась в своем выборе. Подруги послушницы с печалью собирают чемодан нашей героини, и она уходит из монастыря.
Вот суета города, Ида едет в транспорте, ее глаза разбегаются, наконец, она находит свою тетю и, войдя в ее квартиру, погружается в мирскую суету. Тетя не расстается с сигаретой, играет музыка, в соседней комнате одевается мужчина, который приходил к тете. Тетя дает понять Иде, что ей все равно до выбора нашей послушницы. Казалось бы, встреча состоялась и можно возвращаться в монастырь, но нет, этого не произошло...
Тетя находит Иду на вокзале и легко возвращает ее к себе домой. Ида узнает о гибели родителей и хочет побывать на месте их захоронения, тетушка соглашается ее отвезти туда. И вот пока она везет Иду, она начинает ее искушать: «У тебя бывают греховные мысли о плотской любви?» Ида отвечает: «Нет». На что тетя возражает: «Жаль. Ты должна попробовать, иначе эти обеты не станут для тебя жертвой». Вот, поистине, древний голос дьявола - вот ложь, сокрытая в этом фильме, по мнению автора, жертвой может являться только то, что ты вкусил и от чего, потом, отказался... Впервые мы видим на каменном лице Иды оживление и улыбку. Да, Ида исполнит этот совет тети!
Второе искушение от той же тети последовало, когда она предложила Иде пойти повеселиться с ней в баре с доводом: «Попробуй, от этого ты не перестанешь быть монахиней, твой Иисус не прятался в пещере с книгами...» Что ж и это искушение не было преодолено... Снова в фильме прослеживается идея необходимости вкушения греха. Так вот, когда тетя Иды возвращается с пьяной вечеринки, она продолжает обрушивать дьявольское искушение: «Я блудница, а ты святая, этот твой Иисус обожал таких, как я, взять Марию Магдалину...»
Наконец, Ида приступает к реализации тех «добрых» советов, сама идет в бар, выражает свое восхищение музыкой саксофонисту, общается с ним. На другой день снова приходит в бар и разговаривает с тем же молодым музыкантом. Сообщает ему о том, что она через четыре дня принесет монашеские обеты, а когда он ее целует, не уклоняется от этого.
И вот, тетя, практически не вынимая (на протяжении всего фильма) сигареты из зубов, многократно выпивая алкоголь за рулем, наконец, привозит, еще не впавшую во все тяжкие, Иду в ее монастырь. Господь, многократно, дает главной героине не возвращаться в болото греха.
В монастыре, на трапезе, Ида снова, в отличие от всех, стреляет глазами по сторонам и даже беспричинно смеется, это замечает настоятельница. После ужина Ида метается из стороны в сторону перед статуей Христа и, глядя на нее, говорит: «Я не готова, прости!»
На следующий день, видя свою сопослушницу на постриге, дающей обеты - не сдерживает слез сожаления.
Тем временем, тетя Иды после очередного блудодеяния выбрасывается из окна. Ида, приехав на похороны тети, останавливается в ее квартире, одевает ее туфли, платье, курит, напивается алкоголем, после похорон тети приходит в бар в ее платье, с распущенными волосами, танцует с тем самым саксофонистом и вступает с ним в блудодеяние. После блуда музыкант предлагает Иде поехать с ним. Она спрашивает: «А что потом?» Он предлагает ей потом сыграть свадьбу и родить детей. Ида снова интересуется: «А что потом?» И тут саксофонист отвечает: «А потом будут трудности». Далее видно изменение в ее лице, действительно, эти трудности ее пугают. Вот перед ней открываются два пути: путь известный - теплый, уютный монастырь, где покормят, обласкают, где, по ее мнению, нет трудностей, так как она с ними еще не сталкивалась..; и другой путь, о котором она просто не думала, когда шла на блуд - это путь совершенно чуждый для нее, путь, лишенный того покоя и уюта, к которому она привыкла с детства. Потому и не может заснуть она после блуда, а лежит в объятиях саксофониста с открытыми глазами и с уже окаменевшим безэмоциональным выражением лица.
Тут она принимает решение вернуться в свое теплое местечко, не могу понять тех, кто увидел в этом - ее обращение ко Христу, на основании чего можно было сделать такие выводы???
Она просто убегает от трудностей, но она еще не знает, что ко Христу без скорбей и трудностей прийти невозможно...
Фильм учит тому, как нельзя поступать христианину. Самое печальное, что у Иды даже нет тени раскаяния за блуд, ни капли слезы! Слезы были от мысли о принятии монашеских обетов.
И, если поразмышлять о дальнейшей судьбе Иды, надеюсь, что мудрая настоятельница не допустит эту духовно незрелую женщину к монашеству до тех пор, пока она не перестанет бегать от трудностей.
Расцениваю этот провокационный фильм как сокрытый удар по чистоте и величию девственного подвига монашества.