Первые два слова в названии взяты из обращения(?) профессорско-преподавательского состава Тюменского индустриального университета в газете «Тюменская губерния». В этом «обращении» ключевым выражением, по всей видимости, является «...кризис его (университета) управленческой системы».
Только очень наивный человек может думать, что это кризис именно так называемого «опорного» вуза. Да, конечно, подсказка из Москвы ставить молодых везде и всюду, в том числе во главе научно - образовательных структур, сыграла злую шутку с «индусом», но только потому, что ректор попался на каких-то там неблаговидных делах. Но в других-то вузах ситуация не лучше, а может даже хуже. Установка по надуманным возрастным показателям (например, средний возраст преподавательского состава) неизбежно приведёт к кадровым перекосам. Ведь чтобы сохранить опытных шестидесятилетних преподавателей а для преподавателя это не возраст!), нужно набрать двадцатилетних и тогда средний возраст отвечает требованиям, например, 45лет. К тому же не выдерживает никакой критики принцип избрания кадров, когда всей кухней рулит заведующий кафедрой. Да и сам небольшой коллектив кафедры, насыщенный слабыми кадрами, не заинтересован в приходе профессионалов высокого класса в возрасте 30-35 лет. прошедших на производстве несколько ступеней - инженер, ведущий инженер, руководитель группы, начальник отдела. Слабым специалистам очень страшно столкнуться с настоящим профи. Но в условиях чудовищной коррупции, захлёстывающей страну не первый десяток лет, такой специалист не нужен и заведующему кафедрой - его, специалиста, не принудишь поставить хорошую оценку нужному студенту. Кстати о студентах, большинство из которых нормальные толковые ребята. Так вот их мнение о кандидатах в преподаватели никто и никогда не спрашивал. Вот и принимаются на работу юные особы 22-23 лет. Да и какой же профессионал пойдёт на смехотворную зарплату ассистента 10 тыс. или старшего преподавателя 15 тыс.? Наконец-то мы и добрались до главной причины кризиса высшей школы.
Немного истории. После новочеркасских событий 1962г. стремительно росла заработная плата рабочих как в промышленности, так и в сельском хозяйстве (медленнее в колхозах). Так, в середине семидесятых годов зарплата рабочих составляла 200-250 рублей, тогда как ассистент, более всех работающий со студентами, получал оклад 100 рублей! Ни о каких премиях речи не было. Наконец, в 1975г. зарплату ассистента повысили аж на 25 р. Это было настоящим издевательством над здравым смыслом, иначе не скажешь. Ненамного лучше были дела у ИТР на производстве, поэтому с набором на первый курс всё осложнилось так, что «конкурс» составлял 0.9-1.3 человека на место, т.е. имел место недобор. Мы, преподаватели, мотались по сельским школам, чтобы хоть как-то, пусть троечниками ,обеспечить набор. А хорошо учившиеся в школе ребята массово шли осваивать рабочие профессии. И тогда вставал вопрос: как из этих троечников могут вырасти классные специалисты и тем более классные учёные? Этих классных учёных становилось всё меньше и меньше, а в первые годы так называемой перестройки уже начался отток молодых преподавательских кадров нижнего уровня. Для удержания опытных преподавателей были резко снижены требования к получению званий доцента и профессора, а также к защите степени кандидата и доктора наук. Вследствие этого снижения требований стало буквально модно защищать степени в пенсионном возрасте. Вдруг у чиновников на шестом, а то и на седьмом! десятке лет появилась тяга к науке. Якобы. А на самом деле появилось желание создать запасной аэродром. Дошло и до академиков, росту числа которых удивлялся сам Президент...
На основании изложенного осмелюсь сделать выводы-предложения:
1. Прекратить практику приёма на преподавательскую работу в высшее учебное заведение специалистов, не имеющих производственного опыта 3-5 лет.
Особо одарённые выпускники могут приниматься на работу в научные подразделения вуза или кафедры.
2. Привлекать специалистов-производственников на основе открытого конкурса с указанием условий труда и заработной платы, которая должна быть для ассистента не ниже средней по региону, а для доцентов и старших преподавателей в размере полутора средних зарплат
При этом для участия в конкурсе претендент должен отвечать всего двум условиям - иметь публикации в научных журналах и уметь довести материал до студентов.
3. Условием участия в конкурсе должно быть предусмотрено чтение показательной лекции для студентов 4-5 курсов. Их мнение , полученное анонимно, должно быть решающим. Это ведь студент «заказывает музыку», а не преподаватели. Не беспокойтесь: студент ответственно отнесётся к выбору претендента.
4. В конкурсе должно участвовать не менее двух претендентов, при этом никакого возрастного ценза не должно быть.
Иван Иванович Менухов, кандидат технических наук