О какой же численности избирателей пекутся наши кормильцы? Какую численность они подразумевают. Заманивая к избирательным урнам глубоких пенсионеров издевательской прибавкой к пенсии аж в тыщу рублей?! Если взять за начало отсчёта рождения детей войны 1939г., то и тогда прибавка голосов будет более чем мизерная - этому поколению уже 78 лет, а средняя продолжительность жизни у нас намного меньше, значит их просто нет или, как говорится, их численность находится в пределах статистической погрешности. И всё-таки посчитаем численность родившихся с 1939 по 1945г.г.
Итак, в 1939г. рождаемость на 1тыс. жителей составляла 18 детей, такая же в 1940 и 1941, но уже в 1942 - 10 детей, в 1943-45г.г. уже только 7 детей. Считая население России за 150млн., получим около 13 млн. детей, родившихся за период с 1939 по 1945г.г. Сельское население составляло две трети, поэтому деревенских детишек было около 8млн, т.е. абсолютное большинство, как сейчас бы сказали. Смертность среди них была ужасающей, но , даже не принимая её во внимание, посмотрим в каких условиях они росли до школы
В деревнях садики были редкостью и устраивались они при сельсоветах. Понятно, что речь идёт не о воспитании, а о вскармливании, которое тоже сводилось к жиденькому супу и гороховой каше, да и слава Богу! Не хватало хлеба, а не только мяса или молока. Всё для фронта! Какие уж тут развивающие игры. А вот в деревнях, где было 40-50 дворов, о каких-то детсадах речи не было и не могло быть. Организовывались, так сказать, «краткосрочные» группы для детей на период посевной, сенокоса и уборки. И вот тут после окончания работы этой группы начиналось самое тяжелое время для детишек - дома могло не быть и того скудного питания, которое как-никак обеспечивалось в группе-садике.
Что могло быть в семье, где двое - трое ребятишек у вдовы? Картошка да капуста с брюквой. Хорошо ,если эта «продукция» есть до весны! Весной-то и начинался настоящий голод и в ход шли остатки мороженой картошки на поле. Многих от голодной смерти спасла коровёнка да не у всех она была. А если была, то давала она 4-5 литров. Корм-то сено да солома , да и заготовить их надо! Когда заготовлять?! Ведь вдова работает на колхоз-совхоз по двенадцать -шестнадцать часов! От этой бурёнки надо сдать государству 150л в качестве налога, да 100 яиц, даже если и куриц нет, да шерсти 2кг, даже если и овечек нет... И не приведи Господь, если у дома над крышей торчало две дымовые трубы - налоги эти удваивались! Конечно, в этих семьях была проблема не только с пищей, но и с одеждой, обувью, солью, керосином, спичками и пр.пр.пр. Вот в таких вот невыносимых условиях жили дети войны.
В 1946г. только небольшая часть детей рождения 1939г. пошла в школу - начался голод. Продолжавшийся и в 1947 г. Разутые, раздетые, голодные - какая уж тут школа! Выжить бы... В школу до морозов ходили те ребятишки, что жили недалеко от неё. Вот и оттягивалась учёба до 8 , а то и до 9 лет, а из дальних деревушек многие пошли в школу в 10 лет. «Перестарки», они учились зачастую ещё и в смешанных классах ( когда в одном помещении два , а то и три класса ведёт одна учительница . Это было обычной практикой для деревень в 40-50 дворов). В школу ребятишки ходили в одежде для взрослых и ещё хорошо ,если такие обноски были. С обувью вообще была страшная проблема - такая страшная . что из-за неё, этой проблемы, ребенок оставался дома. Весной чуть стаял снег - за лопату! Копать огород ,который разрешен был площадью до 50 соток. Копать и копать! Ведь лошадей тоже взяли на фронт, оставляли либо бракованных или старых. Но и они работали по 12 часов. Обычно под картошку, капусту и брюкву копалось соток тридцать(!), а остальные двадцать соток шли под сено, если была коровёнка. Хлеб на деревенском столе был большой редкостью - всё дотла вывозилось в город для восстановления промышленности.
В школе в первые послевоенные годы не было тетрадей, поэтому учились писать на старых газетах! И только в конце сороковых годов появились тетради на 12 листов. С таблицей умножения на задней корке, а в листах бумаги часто попадались соломинки (солома служила исходным материалом. А сейчас её нещадно жгут, а лес на изготовление бумаги нещадно рубят!).
А между тем голод продолжал свирепствовать. И лишь в 1953г. Хрущёв с Маленковым разрешили оставлять деревне некоторую небольшую часть урожая на хлеб. К этому времени многие ребятишки 39-40г.г. побросали школу, не всегда закончив даже 4-й выпускной класс. Они пошли работать - управлялись со скотом, возили в район зерно, зимой колхозное сено-солому, пилили дрова.
В качестве печального примера автор взял своё окружение детей войны. Набралось около тридцати. Пятеро не дожили до 14 лет, трое до 25, а полдюжины дожили только до 50. Так из этих тридцати всего тринадцать дошли до выпускного класса средней школы. Это дети 1942 -1943г.г. Более старшие закончили образование выпускным седьмым классом и пошли работать в 15-16 лет.
Вот что досталось детям войны, детям деревни.
Господин Миронов! Когда Вы говорили о прибавке к пенсии детям войны в одну тысячу, то, наверное, имели в виду одну тысячу долларов, не так ли? Это было бы какой-то компенсацией за тот ад, который прошло это несчастное молчаливое поколение - дети войны. А если Вы не оговорились и считаете одну тысячу рублей серьёзной добавкой, то Вы просто очень-очень далекий от народа человек да и просто недалёкий человек.
Иван Иванович Менухов, из поколения детей войны, кандидат технических наук
1. Re: Компенсация за ад, который прошли дети войны - несчастное молчаливое поколение