В последнее время на РНЛ в связи с учением о том, что не православные не спасаются, и в связи с учением о вечности геенских мук идет спор, заключающийся в следующем. Некоторые считают, что человек, если он и не православный (или даже конфессионально православный, но в чем-то сознательно отступающий от догматов Православной Церкви), все же может спастись и в данном своем духовном состоянии, - если таковой является человеком добродетельным.
Особенно настаивает на таком утверждении сотрудник РНЛ Павел Тихомиров. Вот что, к примеру, он утверждает на форуме статьи Вячеслава Макарцева «Апокатастасис и "долготерпение любви": к полемике о "двух линиях"»: «Наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял «не ту редакцію катехизиса» (п.3). А вот что Тихомиров говорит, споря на эту тему с Сергием Агаповым: «Ув. Сергей, Вы что, тоже полагаете, будто все те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции, автоматически становятся "сознательными отступниками"? Т.е. вся та совокупность неправославных людей, ведучих благочестивый образ жизни (тех, кого наш брат, осиповец, позиционирует в качестве "ветхозаветных праведников"), у вас становятся в один ряд с хулителями Духа Святого?» (п.17).
В ответ на сие вопрошение П.Тихомирова я подобрал высказывания некоторых святых отцов, которые совершенно прямо отвечают на сей вопрос:
Святитель Кирилл Иерусалимский: «Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрих делах. Догматы без добрих дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы - бать воздержанным и нечестиво богохульствовать? Потому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение».
Блаженный Феодорит: «Вера недостаточна для спасения, но необходимы и дела... Истинное основание добрих дел - это познание о Боге и вера в Него: ибо, что глаз в теле, то для души вера в Бога и познание о Нем. Но так же и вера нуждается в деятельной добродетели, как глаз в руках и других частях тела».
Святитель Иоанн Златоуст: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную; ибо если мы с верой не соединим достойной жизни, то подвергнемся болем жестовому наказанию».
Св. Феофан Затворник: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его (см.: Иак. 1, 14)? Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поелику с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям - пребывает в силе и при вере. Почему верующий, если пришел к вере прямым путем, то есть путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей, или добрых творителем дел. Вера дает ему те сильнейшие побуждения, вера дает ему на то и силы благодатне чрез Святые Таинства. Так вера споспешествует делам (см.: Иак. 2, 22). А дела веру делают совершенною; ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, дотоле вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.
А Св. Игнатий (Брянчанинов) отвечает некоему лицу так, как будто бы он отвечает лично П.Тихомирову и другим лицам, подобно ему придерживающимся такого жемнения, т.е., как он и говорит, «позиционирующим себя в качестве «ветхозаветных праведников»:
«О
невозможности спасення иноверцев и еретиков
Достойное горькаго рыдания зрелище: христиане, не знающие, в
чем состоит христианство! А это зрелище почти безперестанно встречают нене взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя християнами остановиться на христанине, и
именем, и самим делом.
Вопрос, предложенный Вами, тепер предлагается сряду. «Отчего не спастись, -
пишете Вы, - язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними
есть предобрые
люди. Погубить этих добрейших
людей было бы
противно милосердию Божию!...
Да! это противно даже здравому разуму человеческому! - А еретики - те же
христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это - безумно, и крайне
гордо!»
Постараюсь отвечать Вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. - Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не
знаете, - что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец - не зная Христа
- единственное средство нашого спасения! - Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий -
разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных и
злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад», говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своїм Иосифе целомудренном и прекрасном!
Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрих дел человеческих. Такова цена добродетелей естетства нашого падшаго! Чтоб розстановить общение человека с Богом, иначе, для
спасения, не обходимо было искупление. Искупление рода человеческаго ... довершено было Самим безпредельным Богом.
Казни - жребий рода человеческаго, заменены Его казнию;
недостаток заслуг человеческих заменен
Его безконечным достоинством.
Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад,
заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашого Иисуса Христа. ... Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; - но
вера - дело. Верою, одною верою мы
можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся,
т.е. вступят в общение с Богом! Напрасно Вы смотрите
на противную тому мисль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Такого постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и
Новозаветной. Церковь всегда
признавала, что одно средство спасения:
Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшаго естетства нисходят во ад».
Думаю, для любого благочестивого православного христианина этого достаточно, чтобы понять: для спасения души нужны и правая вера, и добрые дела (добродетель); а одно без другого бесполезно. Причем, последнее, т.е. добродетель, без правой веры не бывает! А если кому-то кажется, что у него такая добродетельбез правой веры есть, то это лишь жалкий и постыдный самообман, подобный добродетели фарисеев: комара-то они отцедили, а Христа распяли!
P.S. А.В.Сошенко на форуме моей статьи «Давайте порассуждаем!» высказал такую просьбу: «Батюшка, просьба. Если возможно, придумайте, пожалуйста, какое-нибудь другое обобщенное название этим людям. Не знаю. "ОсиповАлы", что ли, например. "Ал" - Алексей. Или еще какое. Дело в том, что есть болем значимая личность с такой фамилией, выдающийся деятель национально-консервативной мысли современности - Владимир Николаевич Осипов» (3).
Согласен! С В.Н.Осиповым я немного знаком и отношусь к нему с уважением. Поэтому чтобы отличать его и его последователей от проф.А.И.Осипова и его адептов, думаю, можно именовать их так, как предлагаете Вы. А можно называть их иначе, а именно: «профессиональные осиповцы». Здесь игра слов: с одной стороны, прямое указание на профессора А.И.Осипова, что отличает его от В.Н.Осипова, который, насколько мне известно, профессором не является, хотя и достоин куда более высокого звания. С другой стороны - намек на неумеренную активность сих адептов по защите любых мнений и высказываний своего мэтра. Они с таким невероятным рвением подвизаются на сем сомнительном поприще, как будто бы им за это платят крупные суммы денег в конвертируемой валюте - т.е. делают сие, так сказать, «профессионально». Хотя на самом деле им никто за это не платит, и, думаю, никто никогда абсолютно ничем полезным и не заплатит!
Правда, возможно, некоторые острословы на основании сего предложат именовать сих адептов «профессиональными Осипова ценителями». Но, думаю, что это уже излишне. Итак всем православным все понятно!
В общем, пусть форум решает, какое наименование в данном случае принять.
31. Ответ на 23., Фёдор:
30. Ответ на 18., М.Яблоков:
29. Ответ на 14., М.Яблоков:
28. О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии
27. Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии
26. Ответ на 22., Фёдор:
25. Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии
24. Ответ на 13., А.В. Сошенко:
23. Ответ на 17., Апографъ:
22. Ответ на 13., А.В. Сошенко: