Теперь давайте вернёмся к статье Историка искусств, Академика Российской Академии Художеств, зав. отделом Мировой Культуры МГУ Алексея Лидова. Наш академик пишет: «Между Петром Первым, с одной стороны, и Сталиным с Иваном Грозным, с другой, существует принципиальная разница, смысл которой может быть сформулирован просто: один был жестоким правителем, ломавшим страну через колено, а двое других преступниками и убийцами (Л.Д.С.-Н.), которые не могут быть оправданы никакими реальными или мнимыми достижениями».
Отметим тут это окончание предложения: «реальные или мнимые достижения», т.е. если Пётр при строительстве Санкт-Петербурга загубил очень немалое количество жизней Русских людей, и ценою этой жертвы, всё же Санкт-Петербург построен - это «реальное» достижение. А если Иван Грозный ценою совсем небольших военных жертв построил величайшее государство, присоединив Астрахань, Казань и Сибирь - то это, разумеется, достижение «мнимое», это «достижение преступника».
«Ставить памятник преступнику - это тоже преступление, - сыплет формулами зав. отделом Мировой культуры, - Ведь через этот памятник преступник оправдывается как герой и прославляется в веках... Таким образом, совершается чёткая подмена в сознании людей».
Неожиданно наш искусствовед начинает писать совершенно правильные вещи: «Станция метро, носящая имя большевика Войкова, принимавшего участие в убийстве царской семьи, многочисленные памятники Ленину, призывавшему «расстреливать попов, чем больше, тем лучше»... во всём этом мы живём целый век...».
Читая этот последний абзац насчёт Войкова и Ленина, я вспомнил, что актёр Александр Михайлов говорил буквально то же самое. И вдруг мне стало совершенно ясно, что сознание современных людей разделено не два лагеря, а как минимум на три. Несколько упрощая, проявляется вот какая схема насчёт «государственных деятелей» и «убийц».
I. Государственники. Красные великие государственные деятели: Ленин, Дзержинский, Сталин... «Преступники на троне»: все Русские Цари, и особенно Николай II, которого расстреляли «совершенно правильно».
II. Либералы-радетели свободы. Великие государственные деятели: Сильвестр, Адашев, Курбский, Пётр Первый, Александр II, Ельцин. Преступники и убийцы: Иван Грозный Сталин.
III. Монархисты. Великие государственные деятели: все русские князья и цари, особенно же Святослав, Андрей Боголюбский и более всех Иван Грозный. Преступники и убийцы: Курбский, Лжедмитрий, Мазепа, Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский и т.д., имя же им легион, а также Горбачёв, Ельцин.
И после того как наложишь эту схему на нашу действительность, ясно видишь, что между собой борются не только коммунисты и либералы, но и в первую очередь и те и другие борются с монархистами, почвенниками, т.е. говоря проще, с Русскими Православными людьми. Да оно и понятно. Ведь и коммунисты, и либералы явления нам совершенно чуждые, явления западные, а монархисты - исконно наше, родное, русское и российское... Явление, во главе которого стоит тот самый пушкинский «Русский дух», который в связи с событиями в Крыму и Донбассе, вновь пробудился в душе Русского человека. И, пробудившись, пошёл по Русской земле. И начал, уже начал, ставить бюсты и памятники Русским Князьям, Царям и Царицам. И скоро поставит в Орле и Александрове, в Ярославле, Любиме и Вологде - памятники самому великому и самому Православному из них - создавшему Россию Первому Русскому Царю - Иоанну IV Васильевичу Грозному...
Но вернёмся к писаниям господина Лидова. «...На днях на улице, - пишет далее академик РАХ, - я купил популярную книжку, которая сейчас продаётся практически везде (и явно успешно) - называется «Иван Грозный» из серии «Российские князья, цари и императоры». И был поражён, не обнаружив в книге разделов, посвящённых опричнине и массовому террору (курсив мой - Л.Д.С.-Н.), текстов про разорение и уничтожение Новгорода.
Таким образом, из Ивана Грозного ненавязчиво, путём исторических изъятий, делают «правильного» государственного деятеля, положительный миф, которым нормальный россиянин (Л.Д.С.-Н.) в принципе может гордиться.
Иными словами, - продолжает академик, - происходит попытка сначала академической, потом народной, а потом в замысле определённых сторонников (читай, прежде всего, Хоругвеносцев - Л.Д.С.-Н.) и православной канонизации (напомню, что в некоторых общинах и сейчас нелегально (??? - Л.Д.С.-Н.) существуют так называемые (??? - Л.Д.С.-Н.) «иконы» Ивана Грозного...»
Надо сказать, что в статье Алексея Лидова затронут огромный ряд вопросов духовной жизни как всего Русского народа, так и некоего пласта духовных устремлений Русского Православного люда. Но чтобы понять эти устремления и их причины, необходимо не просто сидеть на академических кафедрах и выступать на университетских конференциях, а изучать эти духовные поиски, окунувшись в саму гущу простого Русского Православного народа. Там, и только там, можно увидеть и понять, почему народ любит Царя Иоанна Васильевича Грозного и почитает его как Святого. Надо поездить по России, походить многокилометровыми - по 30-40 километров и более, многотысячными, Крестными ходами, такими как ночной Екатеринбургский Крестный ход на Ганину Яму, как Крестный ход из Дивеева в Саров и обратно с мощами батюшки Серафима, надо увидеть этих Русских Православных людей, молодые семьи с детьми, стариков, военных, монахов, странников, блаженных, священников и мирян, чтобы почувствовать себя частью этого мистического целого - под названием Святая Русь, чтобы хотя бы отдалённо понять, что такое вообще Россия Православная, и почему Русский народ сразу и без сомнения в своё время признал святость не только Царя-Мученика Николая II Александровича, но и святость Царей Иоанна Васильевича Грозного или Павла I.
Самое интересное, и самое ужасное для профессоров, академиков, историков искусств и заведующих отделов рафинированной Мировой культуры является то, что - о, ужас! - Русский народ действительно любит Царя Иоанна Васильевича. И не в последнюю очередь он любит его потому, что сам Царь любил простой Русский Православный народ. Любил петь в хоре «на крылосе» церквей и соборов, сам вникал в ход и сущность богослужения, и, будучи удивительно художественно, именно художественно, одарённым человеком, писал богослужебные стихиры, которыми позже восхищались русские композиторы, в частности Свиридов, который интерпретировал их для пьесы Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», идущей в Малом театре. Об этом в своём видео-интервью проникновенно рассказывает артист Александр Михайлов, играющий роль Царя Ивана... Я смотрел это интервью, читал статью Алексея Лидова и вдруг окончательно понял, что, да, действительно, интеллигенция в России радикально разделена, применяя терминологию XIX века, на космополитов западников и почвенников-славянофилов. И так было всегда. Так было и во времена Царя Иоанна. И все эти Адашевы, Сильвестры, Курбские и пр., все они и были «западниками» тех времён. А Царь, как и его духовный отец Митрополит Макарий, был самым настоящим почвенником и государственником, был создателем и устроителем той Самодержавной России, того Идеального Православного Царства, о котором всегда мечтал, и которого духом своим чаял Русский Православный народ. Чаял и чает сегодня, и это его чаяние, как я уже писал, можно воочию увидеть на Крестных ходах, идущих на Святой Руси во имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и всех святых в земле Российской просиявших...
Леонид Донатович Симонович-Никшич, глава Союза Православных Хоругвеносцев, председатель Союза Православных Братств, предводитель Сербско-Черногорского Савеза Православних Барjяктара