Преподобный Антоний о «вечных муках»

Александр Буздалов 
0
19.10.2016 1089

В скандальной, как уже можно сказать, статье профессора В.Е.Семенова (в защиту оптимистической эсхатологии другого профессора - А.И.Осипова) обращает на себя внимание ссылка автора на преп. Антония Великого - в подтверждение своего мнения и окончательное посрамление оппонентов («высшей добродетелью рассуждения (по мысли Антония Великого) они не одарены»). Чтобы оценить всю сюрреалистичность этого заявления, следует обратиться к трудам всуе упомянутого святого. Пройдемте, так сказать, по гиперссылке. «Не как думают некоторые из кощунов, которые услаждают уши, а душе пищу не предлагают, что мол мука грешников имеет конец, что единый Господь говорил о "огне вечном" а не о огне во веки веков. <...> Разве не принадлежит последнему безумию полагать кончину века: и что именно до этого времени будет мучиться диавол вместе с изгнанным с ним злым бесом. Если он освободится от ран и мучений, то тогда в любом случае неудачниками были святые, которые до века жили в покое: за что им умирать или страдать, если кончился их век? По необходимости, если кончится мука грешников, кончится и вечная жизнь святых» (Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония) (Цит. по кн.: Преподобный Антоний Великий. Поучения. М., изд. Сретенского монастыря, 2008).

Итак, если само учение о том, что муки грешников «в будущем веке» будут иметь конец, преподобный почитал «последним безумием», то какого рода умственным расстройством обозначить ссылку на него в апологии этого учения - это пусть автор уже сам решает как специалист в этой области (профессор психологических наук), к тому же обладающий столь редкой в наши дни добродетелью рассудительности.

«Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище вечных благ, тот свободен и от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень лучше злата, и сребра, и драгоценных камней. Никакой мудрец не может получить такой славы, как боящийся Господа. Страх Господень изгоняет из души всякое коварство и всякий грех. Напротив, кто не боится Господа, тот впадет во многие беззакония. Страх Господень освобождает человека от грехов, вечных наказаний и власти змия» (Слово 2). «По причине гордости ад получил бытие свое, и вечные наказания уготованы. По причине гордости родились черви, никогда не умирающие, и явился огнь, никогда не угасающий» (Слово 5). «Итак, мы не должны много заботиться о служении людям, чтобы не сделаться участниками их грехов и не быть исполнителями их порочных желаний; не должны исполнять похоть очес наших (см.: 1 Ин. 2, 16) и оставлять без внимания сердце наше, дабы в будущей жизни вечно не быть во тьме кромешной, идеже будет плач и скрежет зубóм (Мф. 8, 12)» (Слово 9 / преп. Антоний Великий. Двадцать слов к монахам). Последняя цитата особенно актуальна, учитывая присутствующий в статье В.Семенова контекст «православного социализма» с его догматом «заботы о служении людям», поставленного во главу угла, то есть на место христианского служения Богу в благоговейном «страхе» перед Ним... И здесь в очередной раз становится понятным, что мы имеем дело не только и не столько с богословским недомыслием и невежеством, сколько с другой системой ценностей, а именно, с квазихристианским гуманизмом с его хозяйской сублимацией греха, рядящейся в прометеевскую «любовь к людям», а на самом деле потворствующей их грехам ради продолжения блаженного участия в них.

Иначе говоря, подлинная мотивировка этого неприятия явленной в Откровении истины о вечном наказании нераскаявшихся грешников и несмирившихся гордецов вовсе не заявленное повышенное человеколюбие и прочие высоконравственные декларации, но именно нерасторжимая онтологическая связь с грехом «ветхого человека», «угождающего диаволу и его сообщникам» и при этом почитающего себя за порядочного человека. В этой духовной слепоте («рабстве греху») «ветхий человек» в принципе не способен увидеть всю мерзость греха, как она есть (или, что то же самое, «в очах Божиих»), по той простой причине, что грех и составляет основное содержание его жизни. Отсюда - такой стабильный аргумент этого богословствующего гуманизма: как Бог может вечно карать за такие пустяки, если даже «мы-грешные» легко это прощаем «ближнему» (то есть самим себе - в переводе с академической латыни), или, как пишет проф. Семенов: «даже у людей высшая мера наказания - пожизненное заключение или смертная казнь (в большинстве стран уже отмененная)». Отсюда же - другой святоотеческий эпиграф к его статье про «человечество в Благодати» (мол, Боговоплощением и Искуплением все оправдано и исцелено; все человечество, дескать, теперь обречено на поступательное «преображение» вместе со всем «миром», симптомом чего и является отмена смертной казни в странах прогрессивной морали).

Поэтому и мысль преподобного Антония (великими подвигами стяжавшего подобие Божие, действительно став по благодати Божией «новой тварью во Христе») противоположна романтической экзегезе проф. Семенова (так же как апокатастические толкования проф. Осипова на поверку оказались, мягко говоря, далеки от ортодоксального смысла тех святоотеческих текстов, на которые он ссылался, ища подтверждение в Св. Предании своему теологумену, этому, к слову сказать, общему месту отечественного «неопатристического» богословия и неооригенической «новой теологии» Запада). Поэтому случись невзначай очная ставка гуманиста-профессора и небожителя-ортодокса и поведай второй первому все то, что выше процитировано о «вечных муках», сдается, в ответ он услышал бы... те же титанические словеса «праведного негодования», что и прот. Георгий Городенцев: «Жестоковыйный инквизитор!», «Мракобес, зарвавшийся от безнаказанности!», «Акцентуированная и тщеславная личность!». Одним словом, типичный «поддонок в рясе».

Нам же, елицы православные христиане, да послужит это уроком, мобилизуя в духовном трезвлении: «Блюдите убо, како опасно ходите», «аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный?»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 12., Фёдор:

А Вы, товарищч, вообще осознаёте о чём Вы тут пролепетали???

"..И отвергшиеся от Бога смогут и в вечности его не видеть - это их выбор и Бог его принимает..."

То есть Сама Любовь, Само Всепрощение, Само Совершенство "принимает" диавльскую мерзость и непотребство, да ещё и "вечное"!!! О, Господи, дивны дела Твои! Ведь это, болезный Вы наш, то же самое, как если бы в прекрасном, поражающем своим великолепием, светом, благоуханием Храме, прямо посреди него принимать и не обращать внимание на зловонную выгребную яму!.. Поэтому и Ваше

"самое высокое - любовь..."

звучит в высшей степени фальшиво и по-фарисейски! Какая уж тут, рядом с выгребной ямой, любовь!..
Александр Ан / 20.10.2016 06:49

15. Ответ на 3., Александр Ан:

Мне кажется, уважаемый автор, что и "черви, никогда не умирающие, и огнь, никогда не угасающий" будут существовать ровно до того момента, когда последний из существующих грешник (по Оригену - сам диавол) раскается и осознает! В противном случае, Вы во-первых, высказываете свои сомнения во Всеведении Создателя; во-вторых, ставите под сомнение Его Абсолютное Совершенство, поскольку существо, создающее нечто неказистое, нечто с червоточиной, равно как и ошибающееся в чём-либо, не может претендовать на звание Абсолюта...

"Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,- 11так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его". Исайя 55
Kiram / 19.10.2016 19:23

14. Ответ на 2., Лев Хоружник:

Всем, кто внимательно изучал труды А.И. Осипова известен метод, каким он делает святых своими единомышленниками. Берется фрагмент текста, который можно перетолковать в нужном смысле, после чего святой и становится осиплянином. Метод вырывания из контекста, конечно, не нов, но здесь он не извинителен в двойне, поскольку А.И. Осипов не может не знать, что у этого святого имеются слова, прямо противоположные тому, чему учит он сам. Тут Осипов совершает еще один грех. Желая защитить себя от обвинений в искажении текста, он представляет св. отцов некими эзотерическими учителями, которые профанам говорят одно, а посвященным, умеющим читать между строк, другое, тем самым наполняя сердца своих читателей гордостью и презрением ко всем, кто думает иначе.

Весьма точно подмечено! Поэтому сомнительно то, что он не понимает что делает. В чём тогда его мотивация? Я прихожу к выводу, что это вопрос риторический.
Kiram / 19.10.2016 18:30

13. Ответ на 1., Полтораки:

Прекрасное упражнение в герменевтике!

. Прекрасное! Вы совершенно правы. Уважаемый автор всё время упражняется в подобном философствовании, обличая в своих статьях мировоззрение Н.В. Сомина, путает, ... порой, и часто Гермеса с Христом. Да..., "зуд торгашества" заразил многих.
вода / 19.10.2016 18:11

12. Ответ на 7., Александр Ан:

Т.е. качества абсолютности и совершенства Вы за Отцем нашим не признаёте?

Богом все создано совершенным. Именно поэтому и люди, и ангелы созданы имеющими свободную волю, а не роботами. И отвергшиеся от Бога смогут и в вечности его не видеть - это их выбор и Бог его принимает. Тут надо понимать, что самое высокое - любовь, а она может быть только свободной, без принуждения. Больше доверяйте учению Церкви, принятому от Святых, а не своим измышлениям...
Фёдор / 19.10.2016 15:53

11. Ответ на 3., Александр Ан:

Мне кажется, уважаемый автор, что и "черви, никогда не умирающие, и огнь, никогда не угасающий" будут существовать ровно до того момента, когда последний из существующих грешник (по Оригену - сам диавол) раскается и осознает!

Только времени в жизни будущаго века уже не будет - начнется первая минута и уже никогда не остановится!!! Бог живет вне времени и после Всообщаго Воскресения из мертвых и Страшного Суда времени уже не будет. Поэтому и муки попавших в озеро огненное и серное не смогут окончиться НИКОГДА! Сейчас надо нам каяться!
Фёдор / 19.10.2016 15:49

10. Ответ на 8., М.Яблоков:

Лажу полную ты здесь написал. Ориген твой анафеме предан Вселенским Собором. И всеведению Божию это не противоречит, а совершенство Творца в наделении твари свободной волей, как раз несовершество было бы, если бы тварь была как компьютер. Понял?

Как не понять, болезный! Понял. Другое дело, понял ли ты...
Александр Ан / 19.10.2016 14:54

9. Ответ на 7., Александр Ан:

Признаем, только не в твоем языческом понимании.
М.Яблоков / 19.10.2016 13:54

8. Ответ на 3., Александр Ан:

Лажу полную ты здесь написал. Ориген твой анафеме предан Вселенским Собором. И всеведению Божию это не противоречит, а совершенство Творца в наделении твари свободной волей, как раз несовершество было бы, если бы тварь была как компьютер. Понял?
М.Яблоков / 19.10.2016 13:46

7. Ответ на 5., Апографъ:

И вообще с "Абсолютом" - это Вам в отдел оккультной эзотерической литературы, а не в Православие!

Т.е. качества абсолютности и совершенства Вы за Отцем нашим не признаёте?
Александр Ан / 19.10.2016 13:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Буздалов
Чем нам ответить Фанару?
Нужно обращаться к решениям Вселенских Соборов, а не дискутировать о греческой грамоте XVII века
05.10.2018
Вечера на хуторе близ Афона
О третьем, виртуальном, экзархе Константинополя на Украине
19.09.2018
Культурная революция как предпосылка политической
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
21.07.2017
Парадоксы «православного социализма»
Февральская революция и ее оценка в отечественной философии истории
04.04.2017
Все статьи Александр Буздалов
Последние комментарии
Открытая или скрытая сегрегация людей недопустима
Новый комментарий от Адриан Послушник
07.12.2021 22:57
О религиозно-политических преступлениях Ватикана
Новый комментарий от Адриан Послушник
07.12.2021 22:30
Почему я против введения QR-кодов?
Новый комментарий от Vladislav
07.12.2021 22:17
Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
Новый комментарий от Наталия 2016
07.12.2021 20:49
Соборность как путь развития России
Новый комментарий от Наталия 2016
07.12.2021 20:30
Зачем нам нужна Украина?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.12.2021 19:40
Православные Олимпийские игры
Новый комментарий от учитель
07.12.2021 19:26