Полюбите живого Христа.
Что ходил по росе
И сидел у ночного костра,
Освящённый как все.
............................
Так откройтесь дыханью куста,
Содроганью зарниц
И услышите голос Христа
А не шорох страниц.
Ю.П.Кузнецов
Скульптура Христа Зураба Церетели напомнила нам о существовании миссионерского призвания культуры. В «железный век» России подавляющее большинство русского народа оказалось оторвано от православного образования. Весьма и весьма ограниченный курс «Основы православной культуры» с трудом приживается в школе и мало шансов, что он будет в ближайшее время широко внедряться в России. Отсюда новая роль культуры. Она должна говорить о Христе в ей одной присущей манере или способе (методе) общения с Христом.
Господь наш Иисус Христос открывается всем, кто обращен к Нему своим творчеством, своей жизнью. Одним из первых это почувствовал Ю.П.Кузнецов. «Поэт, переживая, вживаясь в образ Христа, приближаясь к Нему своим воображением, сам обо всём догадывается. Тут даже не у кого спрашивать совета. У духовника? Но кто ему даст ответ? А поэту дано внутреннее духовное зрение.
В душе моей много грехов, но Христос отжал эти грехи, это очень страшно было. И моё воображение содрогнулось» (Юрий Кузнецов Тропы вечных тем. Москва. 2015. С.364).
«Я лет десять размышлял над образом Спасителя, как бы всматривался в Него, представляя Его как живого. Я думаю, что в написании поэмы «Путь Христа» участвовало не только моё сознание, но и моя личная память, и память родовая. Ведь наши предки представляли Христа не как богословскую абстракцию, а как живого Богочеловека. Именно Богочеловека, а не человека, как это часто получалось в литературе XIX-XX вв. Поэтому меня не удовлетворяли ни Ренан, ни Булгаков, ни даже Достоевский с его «Великим инквизитором». В их Христе нет Бога, Он у них просто добрый человек. Всё это мелочно и сусально. А уж у Блока - «в белом венчике из роз» и вовсе какая-то кисейная барышня, притом католичка, - это страшный провал. В то же время в изображении внешнего облика Христа я позволил себе некоторое домысливание. Скажем, у Него в поэме синие глаза, ибо мне кажется, что у Богочеловека глаза могут быть только цвета неба» (С.329).
При этом поэт может, и, наверное, должен передать нам свое-божье слово о Христе в те периоды пребывания богочеловека на Земле, о которых мало или почти ничего не сказано в Евангелиях. Ю.П.Кузнецов на вопрос: как вообще возник его замысел поэмы «Сошествие в Ад» сказал следующее: «В Священной Истории меня привлекло одно удивительное место - промежуток в три дня от смерти Христа до Его Воскресения. Согласно Священному Писанию, Христос в этот промежуток сошёл в ад и вывел оттуда праведников и святых в рай. Вот находка для поэта! И единственная возможность сойти на тот свет вместе с Христом...Я хотел показать живого Христа (в двух поэмах), а не абстракцию, в которую Его превратили религиозные догматики. В живого Христа верили наши предки, даже в начале 20 века верили. Потом Он превратился в абстракцию. Сейчас верят не в Христа, а в абстракцию, как верили большевики в коммунистическую утопию. А задача всего моего творчества - вернуть русской поэзии первичность, которую она утратила в 20 веке» (С.349-350). « Поэзия первично связана с Богом, и прежде всего с Христом, ибо Он есть Слово. Мне хочется надеяться, что поэтичесссское творчество всё-таки богоугодно. Недаром в лучших своих образцах лирическая поэзия очень похожа на молитву» (С.328)
О связи поэзии с Богом писал Гегель. «Он полагал, что поэзия возникла тогда, когда человек решил высказаться. Это совершенно совпадает с тем, что Бог дал первочеловеку Адаму «право» нарекать имена всему существующему. Наречение первоимён и есть изначальная поэзия человечества. Что может быть поэтичнее таких простых вроде бы слов, как трава, река, заря, облако и т.д. Так что поэзия, конечно же, связана с Богом. Другое дело, что сама по себе религия, и особенно религия воцерковлённая, может существовать без поэзии, в то время как поэзия без религиозного начала невозможна. Ведь самое главное для поэзии - воображение, а церковные догматы воображение исключают, ибо, отступив от догмы даже на миллиметр, можно легко впасть в ересь. Поэт в своём творчестве выражает всю полноту бытия, не только свет, но и тьму, и потому ему трудно быть вполне ортодоксальным, не в жизни, а в поэзии» (С.328).
2. Оценивая новую роль культуры в 21 веке в России, мы не должны бояться противоречивых суждений о ней клириков и даже весьма почитаемых святых. Главная добродетель монаха личная молитва, для клириков - церковная молитва в богослужениях и таинствах. Одно из главных «препятствий» молитве - воображение и полет мыслей, в образах и понятиях. Для словесника и философа воображение и рассуждение (осмысление) главные двигатели этих призваний. Отсюда причина осуждения великим святым Игнатием Брянчаниновым оды Державина «Бог». Но мирянин не должен искушаться этим. Великий святой не перестанет быть великим, а Державин великим духовным поэтом. Об этом писал и Ю.П.Кузнецов после критики своих поэм о Христе.
«Увы, не все священники знакомы со святоотеческой литературой, и, к сожалению, они совершенно не понимают природу поэзии. Разумеется, религия может прожить без поэзии. У служителей культа можно заметить сухость религиозную. Но если взять псалмы или пророка Исайю. Это высокая поэзия. А они не чувствуют поэзию, видимо, читают псалмы как прозу. Не дано. Это одно. Во-вторых, некоторые критики моей поэмы выступают как иконоборцы. Эта ересь была отвергнута в средние века христианства (Константинополь, Византия) - нельзя изображать Христа. Против икон, против поклонение доске. В послании иконописцу нашего святого Иосифа Волоцкого говорится, что человек поклоняется не доске и не краскам, а образу, изображенному красками. А образ этот запечатлён рукой богомаза, рукой которого руководил Бог, то есть талант. Талант ведь от Бога. Ну, разумеется, Бог неизобразим. Бога нельзя увидеть, мы видим его земное изображение, Христа. Мы поклоняемся этому изображению, а через это изображение - Богу. Есть, кстати, народное выражение: икона - это окно в тот мир. Тут уместна аналогия с литературой, в частности, с поэзией. «Твой Христос, - как мне сказал Крупин, - это литературный образ». Правильно. Но Крупин осуждает: как так! Выходить из рамок Евангелия! Это страшно для него. Нельзя прикасаться. Если рукой поэта ведёт, так сказать, Бог, то есть талант, - насколько это изображение впечатляет, сквозь это изображение в слове - чувства к Богу. То есть восхищение не моей виртуозностью, не моим мастерством, а к - Богу, какая икона, Дионисия или Рублёва, как она действует. Вот о чём надо говорить. И о чём говорил Иосиф Волоцкий» (С.339).
3. У культуры в 21 веке особая роль в России. Что крепит единство страны? Сильная власть, но это внешняя скрепа. А внутренне что сохраняет единство России? Единое пространство культуры. Она тот внутренний стержень, что крепит основу страны, тот «магнит», который притягивает всех друг к другу.
Кто является носителем, творцом и пропагандистом культуры в нашей стране? Интеллигенция. Кто такой интеллигент? Это идеалист или человек, жертвенно беззаветно самоотверженно служащий какой-то высокой цели: народу, стране, Родине. Иногда, к сожалению, ложным идеалам. В каждом народе всегда рождаются идеалисты. Когда то больше, когда-то меньше, но всегда. Хотя они никогда не составляют большинства в народе. (Еще меньше рождается духовных людей).
Интеллигенция нужна и РПЦ, особенно сейчас. Без идеального начала в человеке духовное начало огрубляется и даже деградирует. Так вера перерождается в суеверие, либо становится начетничеством (фарисейством).
Вторая задача интеллигенции - развенчать ложные идеалы во всём: в искусстве, литературе, политике, государственном устройстве, экономике и т.д. Сделать это может только православная интеллигенция.
Отсюда третья задача интеллигенции - сделать её православной.
В 60-е годы интеллигенция стала продолжателем традиций, хранимых в стране преимущественно верующими бабушками. Она приняла от них эстафету подлинной православной духовности и внесла в нее более глубокое осмысление основ Православия. Стали основываться православные кружки, общества - Господь через них пробуждал людей. Были и страшные знамения - что такое Чернобыль? Это самое страшное напоминание о гневе Божиим перед 1000-летием Крещения Руси. Даже власть это поняла, и разрешили широко проводить мероприятия, посвященные этой дате.
Когда пал Советский Союз, интеллигенция сыграла важнейшую роль в возвращении храмов Церкви. Были сформированы «десятки», которые, преодолевая сопротивление чиновников, невзирая на разнообразные препятствия, добивались открытия церквей для богослужения.
Что еще отличает интеллигента - это благородство и честное служение своему делу. Такие люди есть и не только среди православных. Найти с ними общий язык - четвертая задача православной интеллигенции.
P.S. Реальность культурного пути к Богу подтверждается свершающимися на этом пути чудесами.
«Несколько лет назад, когда вышли мои диски с песнями иеромонаха Романа, мне позвонила главный врач онкологического центра на Каширском шоссе (Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина). Она мне сказала: «Жанна Владимировна, я хочу сообщить, что некоторые больные, слушая песни иеромонаха Романа в вашем исполнении, исцеляются от четвертой, последней стадии рака» (Православная газета, №20.2016 г.с.45. Из беседы с Жанной Бичевской).