Испокон веков заметной чертой массового сознания в России являлась вера в доброго царя. Благополучно пережив свержение монархии и весь двадцатый век, вера эта и теперь очевидно жива. Но в наши дни, похоже, одного, доморощенного, доброго царя уже мало.
Ещё одной заметной чертой российского массового сознания, эдакий пережиток советской эпохи с её апелляциями к «прогрессивной мировой общественности», является вера в то, что на Западе осознают справедливость российской точки зрения на спорные вопросы нашего времени, несмотря на все усилия западной пропаганды. То и дело в СМИ и блогосфере можно встретить бодрые сообщения: «Итальянские провинциальные советы признают Крым частью России!», «Американские журналисты разоблачают украинские власти!», «Голландцы прозревают в деле малайзийского Боинга!».
А что на самом деле?
Итальянские провинциальные советы не определяют политики всей страны, а страна Италия, в свою очередь, не определяет политики всего Европейского союза. Зато Германия гораздо более весомый член ЕС, нежели Италия, например, размышляет о новых санкциях против России. Правда, в этот раз такое намерение вызвано сирийским, а не украинским, кризисом, но показателен сам факт. И понятно, что, с одной стороны, Запад не будет признавать новый статус Крыма как части России, если он, с другой стороны, обвиняет эту самую Россию в военных преступлениях.
Действительно, американские журналисты критикуют киевский режим, причём иногда в весьма жёсткой форме, и почему бы и нет? Ведь тот же Порошенко - всего лишь западный ставленник, которого при необходимости и желании легко заменить на другую креатуру, как это было сделано с Яценюком. Но что касается самой Украины, то её существование в качестве «свободного и независимого» (т.е. независимого от Москвы с её «великодержавным реваншизмом») государства обсуждению не подлежит.
А голландцы, может быть, и прозревают в отношении истинных обстоятельств гибели малайзийского Боинга; во всяком случае, некоторые голландцы (хотя порой может показаться, что таковых даже совсем немало). Однако расследование этого дела упорно продолжает идти по российскому следу, очередным свидетельством чего стал последний доклад международной следственной группы.
Так что, казалось бы, должно быть очевидно, что если общественное мнение на Западе может иной раз склониться в сторону России, то на реальную политику такие настроения не влияют. Однако Россия всё не теряет надежду что Запад наконец «поймёт»; и эта надежда, помноженная на веру в доброго царя родила новое явление, а именно веру в царя заграничного, точнее, в данном случае, заокеанского. Иными словами, речь о феномене трампомании.
Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп сделал в последнее время ряд дружественных по отношению к России заявлений, которые настолько выделяются на фоне западной пропаганды, особенно последних двух лет, что не только противостоящие Трампу политики (тут по крайней мере всё ясно), но и серьёзные вроде бы комментаторы заговорили о нём как о «кремлёвском агенте». Примечательно, кстати, что при этом от внимания обвинителей, похоже, ускользнула ирония дела. Ведь на Западе принято очень возмущаться тем, что в России деятелей местной либеральной оппозиции называют «пятой колонной».
Однако и некоторая часть российской общественности настолько увлеклась трамповскими заявлениями, что уже готова видеть в их авторе «своего парня», и яростно и искренне болеет за него в его борьбе с «ведьмой Клинтон» (персонаж, на самом деле, крайне несимпатичный и представляющий угрозу России). И вот уже тиражируются свежие высказывания «нашего парня»: «Трамп сказал, что признает Крым частью России», или «Трамп сказал, что отстранение российской команды от участия в Паралимпийских Играх - позор», и какая разница, что некоторые из этих высказываний принадлежат на самом деле российским журналистам и блогерам! Как говорится, se non è vero, è bon trovato. Не сказал, так мог сказать.
Вспомним для начала, что и нынешний президент США Обама в своё время в ходе предвыборной кампании раздавал множество самых разных обещаний, что породило массовый восторг и повышенные ожидания, причём не только в его собственной стране, но и далеко за её пределами. Нобелевский комитет на радостях даже присудил новоиспечённому президенту премию мира, хотя лауреат к тому моменту просто ещё даже не успел сделать ничего такого, что оправдало бы такую награду, а мог только выдать новые обещания. Так, летом 2009 г. в Праге Обама призвал освободить мир от ядерного оружия. На самом деле на исходе своего правления он собирается выделить 1 триллион (или 1 тысяча миллиардов) долларов на модернизацию американского ядерного арсенала.
Между прочим, если Трамп сейчас говорит о необходимости совместной с Россией борьбе против Исламского Государства, то ведь и Обама в своё время утверждал, что США не могут и не собираются в одиночку решать все мировые проблемы. И ведь нельзя сказать, что эти слова оказались совершенной неправдой: ведь Ливия была разгромлена руками американских вассалов в Европе, известных под названием «союзники по НАТО». Но в целом Обама уходит со своего поста в обстановке всеобщего разочарования. Так и не закрыта тюрьма в Гуантанамо. А сколько мирных граждан стали жертвами авиаударов, которые американские беспилотники по приказу нобелевского лауреата мира наносили по всему свету!
Однако вернёмся к Трампу. Прежде всего, нужно подчеркнуть, казалось бы, очевидное, а именно: Трамп - американский политик. Быть американским политиком - это означает прежде всего считать что США всегда и во всём правы и имеют Богом данную миссию вести за собой весь мир (и принуждать тех, кто не хочет за ними идти). Невозможно себе представить в американской политике фигуру вроде «нашего министра их иностранных дел» Козырева. И Трамп, если он действительно будет избран президентом, в первую очередь будет отстаивать интересы именно США, а не чьи-нибудь другие.
Впрочем, президентом он ещё не избран. И, судя по всему, яростная и крайне неприглядная борьба, в ходе которой обе стороны и далее будут вываливать на избирателей всё новые кучи грязного белья, будет продолжаться вплоть до самого дня выборов. Хотя при всех крайностях этой борьбы вряд ли стоит ожидать, что дело дойдёт до последней крайности, т.е. до попыток физического устранения Трампа. Слишком это грубое средство, имеющее прежде всего серьёзные репутационные издержки, тем более в данном случае. И хотя в США принято считать, что политические убийства совершаются одиночками без каких-либо связей с кем бы то не было (что каждый раз и подтверждается в ходе тщательнейшего расследования - вспомним Кеннеди и Кинга), на этот раз даже американский обыватель может почувствовать неладное.
Кроме того, существуют гораздо более эффективные методы нейтрализации неугодного президента. Так, очевидно, в случае своей победы на выборах будет иметь дело с враждебно настроенным Конгрессом, даже независимо от того, какая партия будет иметь там большинство. Ведь уже сейчас, в самый разгар предвыборной гонки, целый ряд деятелей «своей», республиканской партии отказал Трампу в поддержке. Ясно, что данное обстоятельство не только скажется на отношениях президента Трампа с Конгрессом, но и осложнит ему подбор кадров для новой президентской администрации. В таких условиях Трампу придётся лавировать и идти на уступки противникам, в том числе, конечно, и по вопросам внешней политики, и в частности отношений с Россией.
Впрочем, для рядовых отечественных трампоманов такой исход событий будет только личным разочарованием. Но хочется надеяться что в руководстве страны не разделяют иллюзий насчёт «нашего парня в Белом доме», и что в российских правящих сферах не благодушествуют в ожидании его победы, когда наконец станут реальностью слова о «заокеанских партнёрах». Назовём вещи своими именами: Россия слишком долго оправдывалась перед этими партнёрами, слишком долго уповала на их добросовестность. И было бы ошибкой думать, что отношения с США зависят только от того, кто именно является обитателем Белого дома. В этих отношениях прежде всего самим следует проявлять твёрдость и достоинство, а не рассчитывать на то, что «свои люди - сочтёмся».
1. Re: Добрый царь Дональд Фредович