Переговоры белорусского правительства с Международным валютным фондом на предмет предоставления «стабилизационного» кредита белорусскому государству необходимо рассматривать не так, как преимущественно пытаются преподнести СМИ: не как чисто коммерческие переговоры между двумя монолитными субъектами, но как событие в составе целостного разворота жизни белорусского народа - своего рода рельефного выступа белорусского политэкономического ландшафта.
Сущность самого кредита от МВФ с сопровождающими его условиями, на чем всячески заостряется внимание граждан (в том числе власть имущих), оного как раз и не заслуживает. Не нужно быть убежденным сторонником теории мирового заговора (в общих своих чертах, бесспорно, верной) для понимания того, что данный фонд является не средством гуманитарной помощи, а политэкономическим инструментом подрыва общественно-экономического, а затем политического и духовного строя государств и народов в интересах, во-первых, класса капиталистических собственников (особенно крупных и потенциальных олигархов), во-вторых, западных транснациональных элит и их стратегических идеологов и социальных инженеров, нацеленных, в частности, на создание той самой олигархии для разрыва народного единства и создания антимеритократических элит. Для этого достаточно быть знакомым с самыми поверхностными плодами деятельности этой международной финансовой организации в недолговечной истории сотрудничества с ней государств, а также не принадлежать к числу либеральных адептов вульгарной теории господства безличной «невидимой руки рынка». Желающим поглубже ознакомиться с экономическими механизмами удушения целых государств посредством кредитного шантажа можно порекомендовать знаменитую по миру (но, увы, не входящую в программу отечественных экономических ВУЗов) книгу Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы».
Требования МВФ удивительно традиционны до грубости - даже без попытки как-то учесть геополитические особенности конкретного случая (в частности, тактики анаконды к Белоруссии по медленному захвату ее во власть западным транснациональным капиталом): это - традиционный набор реформ, направленный на краткосрочное и долгосрочное ослабление государственной власти в народном хозяйстве, которое этим должно превратиться в национальный рынок, а также на ухудшение благосостояния трудового народа (включая трудовых частных предпринимателей) порой до критического уровня. Обогатиться и набрать политический вес в обществе должны отчужденные от хозяйствования собственники крупного и среднего капитала, а из-за их спин - финансовые ростовщики-спекулянты и иностранные инвесторы преимущественно такого же спекулятивного пошива. Как верно чувствует глава государства, целеполагание хозяев МВФ простирается и дальше: к унижению государственной власти в глазах подданных (если речь идет о народном патерналистском государстве) и подрыву их доверия к ней. Но и более того - к институциональному и духовному переустройству всей жизни народа: внедрению в отношение между государственными и общественными организациями, а затем и отдельными людьми понятий и принципов холодного расчета, корысти, тотальной бухгалтерской оценки.
Обоснования пользы от навязываемых мер насквозь лживы, цинично прикрываются заботой о благополучии населения и основаны на рецептах решения действительных экономических проблем суррогатно-усугубляющими методами. В качестве одного лишь примера укажем на флагмана всех «оздоровляющих» реформ - приватизацию крупных государственных предприятий. Но уже признано даже на Западе, что на уровне крупных производств (не говоря уже о банках) для производительности труда форма собственности не имеет существенного значения (уж точно, добавим, в пользу частного капитала), а значит, решает главным образом вопрос о распределении богатства и власти.
Что действительно требует нашего пристального внимания, находясь как бы в тени, это - внутренние политэкономические обстоятельства обсуждения решения по кредиту. Мы видим неприкрытое усиление в руководстве страны голоса либерально-рыночного сообщества, желающего по тем или иным причинам совершить новую либеральную «перестройку» (революцию сверху). Характерен уже сам типично либерально-авторитарный метод ее проведения, когда подготовка изменения экономического строя производится с полным игнорированием мнения народа и его авторитетных представителей, как верно замечено, вопреки решениям Всебелорусского народного собрания - в виде подложенного на подпись письма.
Притом по всем признакам требования международного кредитора используются лишь как «вынужденный» предлог для желанных перемен. Критичная потребность в самом кредите крайне сомнительна: одна только почти нетронутая китайская связанная кредитная линия вполне способна обеспечить приобретение почти любого оборудования у этой всемирной фабрики. Если, конечно, есть намерение использовать кредит для укрепления отечественных производственных мощностей, а не проедания его образом, подобным поддержанию фиксированного курса на валютном рынке и потребительского импорта, как это было сделано с прошлым кредитом МВФ, навесившим на страну долговую удавку. Но финансово-экономический блок правительства и не скрывает своего намерения направить кредитные средства в «кубышку» золотовалютного запаса Нацбанка под одним лишь предлогом «необходимости» поддержать международный кредитный рейтинг Белоруссии. Будем говорить прямо: значение объема золотовалютных запасов страны для реальной экономики преувеличено, особенно с учетом возможности получить сравнительно небольшой объем средств в критической ситуации от ряда дружественных стран во главе с Россией, несмотря на всяческое циничное старание либералов убедить белорусов в ее готовности в любой момент удушить белорусскую республику кредитным шантажом. Нет, золотовалютные запасы страны интересуют, в первую очередь, финансовых дельцов (и их политических лоббистов) для выгодного трансграничного движения капитала (в условиях его свободы, которая и составляет одно из главных требований МВФ), во вторую очередь, тех самых «экономических убийц», которые бы вообще хотели осадить любыми мерами (в том числе политикой высоких процентных ставок) весь внутренний капитал страны в банковской системе, в том числе в золотовалютных хранилищах, в идеале - в виде низкодоходных американских гособлигаций (из которых в том числе формируются и сами кредиты МВФ).
Лоббисты соглашения с МВФ настаивают на том, что либеральные реформы, выдвигаемые представителями фонда как кредитное условие, и без того запланированы в экономических программах правительства (о вреде этих реформ стоит говорить особо): вопрос заключается лишь в сроках их совершения. МВФ закономерно опасается невыполнения (закономерного по отношению к народу) обязательств белорусского государства. Однако, есть подозрение, что в свете принятой Западом «стратегии анаконды» (в том числе экономического стимулирования отчуждения от Российской Федерации) руководству МВФ «подскажут» о необходимости большей гибкости в отношении Белоруссии - как это имело место в отношении неплатежеспособной Украины.
Хотелось бы верить, что глава государства своим чутким сердцем разберется в сложившейся лукавой угрозе и прислушается к голосу советников из числа государственников. Тяжелое состояние белорусского народного хозяйства, конечно, требует преобразований - но преобразований уж точно не либерально-рыночного характера, совсем иных как по духу, так и исполнению. Необходимо полноценное возрождение системы государственного планирования (только не на валовых принципах) на месте нынешней кухни министерства экономики, занимающейся одним «налаживанием инвестиционного климата». Если говорить о частной инициативе, то в нашем укладе она нуждается не в свободе, а в защищенной возможности созидательной и исключительно созидательной для всего народа (в том числе на уровне различения полезных и вредных потребностей) хозяйственной деятельности. Необходимо изменение идеологии и психологии управления государственными предприятиями и ведомствами, многие из которых превратились в несистемные (или даже антисистемные) коммерческие феоды или даже площадки для личной легальной и нелегальной коммерции их руководства. Для начала. Но здесь снова возникает вопрос об экономических стратегах, которых угодно выдвинуть вперед главе белорусского государства.