Философия потребительской кооперации

Бывший СССР 
0
759
Время на чтение 8 минут

Правдиво и справедливо можно заметить, что потребительская кооперация родилась из общественно-практических проблем в первой половине XIX века от Р.Х.

К этому времени в Европе сложился комплекс предпосылок для консолидации городского и сельского населения в ракурсе кооперативного предпринимательства.

В березовой России первые кооперативные структуры проявились в те же времена. В 1831 г. ссыльные идеалисты-декабристы, дворянские революционе­ры основали в Петровском ка­земате в Забайкалье потребительское общество «Большая ар­тель». Письменный Устав «Боль­шой артели» содержал некоторые принци­пы (добровольность членства, демократическое управление и контроль), которые всегда были основными в мировом кооперативном движении.

Однако дальняя дорога у российских кооперативов на­чалась в 60-е годы XIX века. У истоков массового движения потребительской кооперации стояли три об­щества - Петровско-Забайкальское (в Читинской области), Кыновское (на Урале) и Рижское (в г. Риге).

Идеи кооперации и социальной работы имеют общие корни. Они таятся в гуманистических традициях - забота о благосостоя­нии и раскрытии способностей личности, семьи, общества. Специфические ценности данного вида работы: любовь, сочувствие и сопереживание. А также - участие, вера во внутренние силы человека, желание помочь и пожертвовать.

Опыт коллектив­ного труда и управления хозяйством, взаимовыручки общинников, проявления сострадания к ближним - известен со времен Адама и Евы. Сельское земледельческое об­щество на Руси сохраняло удивительную живучесть во все времена.

О гуманистических традициях славянских народов думал и писал ис­торик-гуманист С.М.Соловьев. Академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук отмечал, что на западных пу­тешественников неизгладимое впечатление производило гостеприимство и внутривенная православная вера славян. Особенно отмечалось обхождение с пленными, которые «не рабство­вали весь век, как у других народов, а по истечении опреде­ленного срока были вольны или возвратиться к своим, или ос­таться жить между славян в качестве друзей».

Коллективно-самобытный характер россиян зарожда­лся задолго до введения христианства в Киевской Руси. Самой яркой чертой самобытной культуры была ее общинность, которая выражалась в коллективизме отношений, самоуправлении и справедливости.

На положительную роль христианства в развитии благотворительности обращали внимание и другие ординарные академики. В частности, В.О.Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило, прежде всего - накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заклю­ченного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравст­венного совершенствования и как средство для обеспечения будущего в загробной жизни».

Религиозное зерно Византии упало на благодатную национальную почву.Вводя православное христианство на Руси, князь Влади­мир глубоко воспринимал его положения с призывами заботы о ближнем: «Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут», «Просящему у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг - не отворачивайся», «Продавай­те ваши имения и давайте милостыню», «Радуйся с радующи­мися и плачьте с плачущими». И другие.

Эпицентром и средоточием социальной помощи на протяжении веков были церкви и монастыри, в которых русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Долгие лета Церковь обращалась к прихожанам с наставлениями о помощи. Апостол Павел определял благотворительность как норму христианской жизни. Церковь поддерживала социальный мир и сглаживала социальные коллизии.

Не сбивая длинного дыхания фразы, можно сказать, что новым явлением в 60-е годы XIX века было включение в социальную работу земских самоуправленческих органов. Благодаря поддержке земств с 90-х года XIX века относительный спад кооперативного движения пошел на подъем.

Практика кооперативного движения всегда тянулась к теории. Научные основы кооперации связаны с именами таких всемирно известных и не очень деятелей, как Н.П.Гибнер, С.Д.Маслов, А.В.Чаянов. Трудно переоценить значение В.Н.Зельгейма, Д.С.Коробова, А.В.Меркулова.

Рубеж XIX-XX веков - «золотой ве­к» российского меценатства, связанный, прежде всего, с дея­тельностью именитых купеческих династий и «потом­ственных благотворителей». Данная излучина бытия крупно воздействовала на национальное самосознание и умственную жизнь.

В монолитно-советский период была развита уникальная система социальной защиты: бес­платное образование, здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи. Успешно функцио­нировали общественные организации и ассоциа­ции. Отказавшись от принципа благотворительности, государство осуществляло социальное обеспечение, при котором каждый гражданин мог надеяться, его не оставят в беде.

В пасторали позднего социализма битком набитый ДК с выступлением сатирика казался тайной сходкой мятежников. Однако после гибели застойно-картофельного СССР с «декадами искусств» союзных республик и принудительными «великими починами» как-то вдруг стало понятно, что «там, где нас нет»- хорошо не для нас.

Какова пустыня, таков и глас вопиющего. Чтобы бороться с лужей на полу, желательно посмотреть на потолок. Уже 6-ю пятилетку в «свободной» России наблюдаются «отдельные негативные явления»: социальная апатия и аномия, поляризация общества на «допущенных» и «опущенных», высокая смертность, терроризм и устойчивый рост количества гомосексуалистов.

Народ обычно заслуживает власть, которая его имеет, а в духовно-нравственном возрождении в качестве детонатора и проводника гуманистических тенденций все больше утверждается потребительская коо­перация. Практическое выражение принципов гуманизма - социальная работа, которая переводит представления об абсолютной ценности человека из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения. Активизируется Православная Церковь, различные благотворительные организации, добровольные общества, ассоциации, фонды и творческие сою­зы.

Корневые духовные ценности делают потребительскую кооперацию надежным спутником в государственном деле патриотического воспитания. Без любви к отцам и Отечеству у России может быть только печальное будущее. По словам русского философа Н.О.Лосского, автора книги «Характер русского народа» (Посев-1957), «вся жизнь движется любовью к ценностям».

В постановлении 124-го Собрания представителей потре­бительских обществ Российской Федерации отмечена необхо­димость воспитания у молодежи нравственности, морали, вы­сокой духовности, чувства патриотизма и преданности Роди­не, сострадания и милосердия, развитие общей культуры, приверженность кооперативным идеям.

Столпом и устоем философии потребительской кооперации является проблема человека, смысла его жизни. Высокие ценности кооперации остаются связующей нитью с принципами православия, со­страдания и милосердия. Реализация социальной миссии потребкоопера­ции рас­крывает творческие способности личности и делает быт более содержательным. Данные ценности активно перекликаются с изначальными целями государства и политики как «всеобщего блага».

Трудно сказать, что было раньше - инкубатор или яйцо. Общество состоит из людей, а Человек - это продукт социальной системы. Какова система, таковы и люди. И наоборот. Потребительская кооперация ставит целью совместное удовлетворение духовных и материальных потребностей конкретных людей в реальном обществе.

Развитие потребительской кооперации освобождает человека от одиночества и дает радость общения и взаимопонимания.

Кооперативы помогают членам-пайщикам либо поднять свое материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы и кооперативы услуг), ли­бо улучшить производственную деятельность своих частных предприятий посредством успешного сбыта товаров (сбытовые коопе­ративы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы). Можно оптимизировать и жилищные условия (жилищно-­строительные кооперативы). И т.п.

Социальная ответственность означает, что кооператив должен удовлетворять потребности пайщиков, а члены коопера­тива - активно участвовать в его деятельности.

Равенство определяет отношение коопера­тива к его членам на основе равноправного участия. Каждый член кооператива имеет равное право на экономиче­скую деятельность, равное право на участие в органах управления и контроля по принципу «1 член - 1 голос», равное право на получение информации о дея­тельности кооператива

Справедливость предполагает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и выборными представителями кооператива. Распределение выплат осуществляется пропорционально активности каждого пайщика и производится в форме на­числения дивидендов.

Ценности кооперации взаимно перекликаются и дополня­ют друг друга. На основе кооперативных ценностей разрабаты­ваются принципы, которые сохраняют традиции и открывают перспективы.

1-й принцип: добровольное и открытое членство. Кооперативы - это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать услуги и взять на себя ответ­ственность без дис­криминации по любому признаку. Добровольность предусматривает свободу вступления и выхода из кооператива.

2-й принцип: демократический членский контроль. Кооперативы - это организации, контро­лируемые своими пайщиками, которые принимают активное уча­стие в выработке политики и принятии решений. Избранные представители подотчетны членам кооператива.

3-й принцип: экономическая активность. Взносы (паи) образуют кооперативный капитал. Члены кооператива рас­пределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного го­да, на следующие цели: на стратегическое развитие, на выплаты и вознаграждения, на социальную деятельность.

4-й принцип: автономия и независимость. Кооперативы - это самодеятельные организа­ции, контролируемые своими членами. Заключение соглашение с другими организациями (включая правительствен­ные) или увеличение капитала с помощью внешних ресур­сов производится только на условиях контроля и сохранения независимости.

5-й принцип: образование и повышение квалификации. Потребительские кооперативы обучают пайщиков и избранных представителей, информируют общественность - особенно молодежь - о сущности и возможностях кооперативного движения.

6-й принцип: сотрудничество между самими кооперативами. Только при тесном взаимодействии на всех уровнях кооперативное движение может эффективно развиваться.

7-й принцип: забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих пайщиков. В то же время они тесно связаны с населением района, региона, страны и способствуют развитию социума.

Принципы, разработанные Международным кооператив­ным альянсом, являются гибкими, применимыми в разных типах кооперативов, на различных уровнях и при разнообразных со­циально-экономических условиях.

В богомольной России на первом месте стоял принципы «люби и уважай человека», «будь честен и правдив», «уважай власть», «будь верен своему слову». Кооперативы возникли как остров надежды, спасения и защиты.

Сегодня потреби­тельская кооперация обращается к глубинным истокам чело­веческой души и ее генетической памяти. Контрастируя с задачами бизнеса, она несет людям добро и благо. В тяжелых квази-рыночных реалиях потребительская кооперация не изменила себе и сохранила единение и целост­ность.

Умудренная историческим опытом потребительская кооперация ориентирована на высокий идеал божественных заповедей и наполняет свою идеологию вы­сокими помыслами и добрыми делами во имя человека, добра и справедливости на Земле.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Емельянов
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45