Философия потребительской кооперации

Бывший СССР 
0
787
Время на чтение 9 минут

Правдиво и справедливо можно заметить, что потребительская кооперация родилась из общественно-практических проблем в первой половине XIX века от Р.Х.   

К этому времени в Европе сложился комплекс предпосылок для консолидации городского и сельского населения в ракурсе кооперативного предпринимательства.

В березовой России первые кооперативные структуры проявились в те же времена. В 1831 г. ссыльные идеалисты-декабристы, дворянские революционе­ры основали в Петровском ка­земате в Забайкалье потребительское общество «Большая ар­тель». Письменный Устав «Боль­шой артели» содержал некоторые принци­пы (добровольность членства, демократическое управление и контроль), которые всегда были основными в мировом кооперативном движении.

Однако дальняя дорога у российских кооперативов на­чалась в 60-е годы XIX века. У истоков массового движения потребительской кооперации стояли три об­щества - Петровско-Забайкальское (в Читинской области), Кыновское (на Урале) и Рижское (в г. Риге).

Идеи кооперации и социальной работы имеют общие корни. Они таятся в гуманистических традициях - забота о благосостоя­нии и раскрытии способностей личности, семьи, общества. Специфические ценности данного вида работы: любовь, сочувствие и сопереживание. А также - участие, вера во внутренние силы человека,  желание помочь и пожертвовать.

Опыт коллектив­ного труда и управления хозяйством, взаимовыручки общинников, проявления сострадания к ближним - известен со времен Адама и Евы. Сельское земледельческое об­щество на Руси сохраняло удивительную живучесть  во все времена.

О гуманистических традициях славянских народов думал и  писал ис­торик-гуманист С.М.Соловьев. Академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук  отмечал,  что на западных пу­тешественников неизгладимое впечатление производило гостеприимство и внутривенная православная вера славян. Особенно отмечалось обхождение с пленными, которые «не рабство­вали весь век, как у других народов, а по истечении опреде­ленного срока были вольны или возвратиться к своим, или ос­таться жить между славян в качестве друзей».

Коллективно-самобытный характер россиян зарожда­лся задолго до введения христианства в Киевской Руси. Самой яркой чертой самобытной культуры была ее общинность, которая выражалась в коллективизме отношений, самоуправлении и справедливости.  

На положительную роль христианства в развитии благотворительности обращали внимание и другие  ординарные академики. В частности, В.О.Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило, прежде всего - накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заклю­ченного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравст­венного совершенствования и как средство для обеспечения будущего в загробной жизни».

Религиозное зерно Византии упало на благодатную национальную почву.Вводя православное христианство на Руси, князь Влади­мир глубоко воспринимал его положения с призывами заботы о ближнем: «Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут», «Просящему у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг - не отворачивайся», «Продавай­те ваши имения и давайте милостыню», «Радуйся с радующи­мися и плачьте с плачущими». И другие.

Эпицентром и средоточием социальной помощи на протяжении веков были церкви и монастыри, в которых русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему.  Долгие лета Церковь  обращалась к прихожанам с наставлениями о помощи. Апостол Павел определял благотворительность как норму христианской жизниЦерковь поддерживала социальный мир и сглаживала социальные коллизии.

Не сбивая длинного дыхания фразы, можно сказать, что новым явлением в 60-е годы XIX века было включение в социальную работу земских самоуправленческих органов. Благодаря поддержке земств с 90-х года XIX века относительный спад кооперативного движения пошел на подъем.

Практика кооперативного движения всегда тянулась к теории. Научные основы  кооперации связаны с именами таких всемирно известных и не очень  деятелей,  как Н.П.Гибнер, С.Д.Маслов, А.В.Чаянов. Трудно переоценить значение  В.Н.Зельгейма, Д.С.Коробова, А.В.Меркулова.

Рубеж XIX-XX веков - «золотой ве­к» российского меценатства, связанный, прежде всего,  с дея­тельностью именитых купеческих династий и «потом­ственных благотворителей». Данная излучина бытия крупно воздействовала на национальное самосознание и умственную жизнь.

В монолитно-советский период была развита  уникальная система социальной защиты: бес­платное образование, здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи. Успешно функцио­нировали общественные организации и ассоциа­ции. Отказавшись от принципа благотворительности, государство осуществляло социальное обеспечение, при котором каждый гражданин мог надеяться, его не оставят в беде.

В пасторали позднего социализма битком набитый ДК с выступлением сатирика казался тайной сходкой мятежников. Однако после гибели застойно-картофельного СССР с «декадами искусств» союзных республик и принудительными «великими починами» как-то вдруг стало понятно, что «там, где нас нет»- хорошо не для нас.

Какова пустыня, таков и глас вопиющего. Чтобы бороться с лужей на полу, желательно посмотреть на потолок. Уже 6-ю пятилетку в «свободной» России наблюдаются «отдельные негативные явления»: социальная апатия и аномия, поляризация общества на «допущенных» и «опущенных», высокая смертность, терроризм и  устойчивый рост количества гомосексуалистов.

Народ обычно заслуживает власть, которая его имеет, а в духовно-нравственном возрождении в качестве детонатора и проводника гуманистических тенденций все больше утверждается потребительская коо­перация. Практическое выражение принципов гуманизма - социальная работа, которая переводит представления об абсолютной ценности  человека из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения. Активизируется Православная Церковь, различные благотворительные организации, добровольные общества, ассоциации, фонды и творческие сою­зы.

Корневые духовные ценности делают  потребительскую кооперацию надежным спутником в государственном деле патриотического воспитания. Без любви к отцам и Отечеству у России может быть только печальное будущее. По словам русского философа Н.О.Лосского, автора книги «Характер русского народа» (Посев-1957), «вся жизнь движется любовью к ценностям».

В постановлении 124-го Собрания представителей потре­бительских обществ Российской Федерации отмечена необхо­димость воспитания у молодежи нравственности, морали, вы­сокой духовности, чувства патриотизма и преданности Роди­не, сострадания и милосердия, развитие общей культуры, приверженность кооперативным идеям.

Столпом и устоем философии потребительской кооперации является проблема человека, смысла его жизни. Высокие ценности кооперации остаются связующей нитью с принципами православия, со­страдания и милосердия. Реализация социальной миссии потребкоопера­ции рас­крывает творческие способности личности и делает быт более содержательным. Данные ценности активно перекликаются с изначальными целями государства и политики как «всеобщего блага».

Трудно сказать, что было раньше - инкубатор или яйцо. Общество состоит из людей, а Человек - это продукт социальной системы. Какова система, таковы и люди. И наоборот. Потребительская кооперация ставит целью совместное удовлетворение духовных и материальных потребностей конкретных людей в реальном обществе.

Развитие потребительской кооперации освобождает человека от одиночества и дает радость общения и взаимопонимания.

Кооперативы помогают членам-пайщикам либо поднять свое материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы и кооперативы услуг), ли­бо улучшить производственную деятельность своих частных предприятий посредством успешного сбыта товаров (сбытовые коопе­ративы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы). Можно оптимизировать и жилищные условия (жилищно-­строительные кооперативы). И т.п.

Социальная ответственность означает, что кооператив должен удовлетворять потребности пайщиков, а члены коопера­тива - активно участвовать в его деятельности.

Равенство определяет отношение коопера­тива к его членам на основе равноправного участия. Каждый член кооператива имеет равное право на экономиче­скую деятельность, равное право на участие в органах управления и контроля по принципу «1 член - 1 голос», равное право на получение информации о дея­тельности кооператива

Справедливость предполагает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и выборными представителями кооператива. Распределение выплат осуществляется пропорционально активности каждого пайщика и производится в форме на­числения дивидендов.

Ценности кооперации взаимно перекликаются и дополня­ют друг друга. На основе кооперативных ценностей разрабаты­ваются принципы, которые сохраняют традиции и открывают перспективы.

1-й принцип: добровольное и открытое членство. Кооперативы - это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать услуги и взять на себя ответ­ственность без дис­криминации по любому признаку. Добровольность предусматривает свободу вступления и выхода из кооператива.

2-й принцип: демократический членский контроль. Кооперативы - это организации, контро­лируемые своими пайщиками, которые принимают активное уча­стие в выработке политики и принятии решений. Избранные представители подотчетны членам кооператива.

3-й принцип: экономическая активность. Взносы (паи) образуют кооперативный капитал. Члены кооператива рас­пределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного го­да, на следующие цели: на стратегическое развитие, на выплаты и вознаграждения, на социальную деятельность.

4-й принцип: автономия и независимость. Кооперативы - это самодеятельные организа­ции, контролируемые своими членами. Заключение соглашение с другими организациями (включая правительствен­ные) или увеличение капитала с помощью внешних ресур­сов производится только на условиях контроля и сохранения независимости.

5-й принцип: образование и повышение квалификации. Потребительские кооперативы обучают пайщиков и избранных представителей, информируют общественность - особенно молодежь - о сущности и возможностях кооперативного движения.

6-й принцип: сотрудничество между самими кооперативами. Только при тесном взаимодействии на всех уровнях кооперативное движение  может эффективно развиваться.                                                                              

7-й принцип: забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих пайщиков. В то же время они тесно связаны с населением района, региона, страны и способствуют  развитию социума.

Принципы, разработанные Международным кооператив­ным альянсом, являются гибкими, применимыми в разных типах кооперативов, на различных уровнях и при разнообразных со­циально-экономических условиях.

В богомольной  России на первом месте стоял принципы «люби и уважай человека», «будь честен и правдив», «уважай власть», «будь верен своему слову». Кооперативы возникли как остров надежды, спасения и защиты.

Сегодня потреби­тельская кооперация обращается к глубинным истокам чело­веческой души и ее генетической памяти. Контрастируя с задачами бизнеса, она несет людям добро и благо. В тяжелых квази-рыночных реалиях потребительская кооперация не изменила себе и сохранила единение и целост­ность.

Умудренная историческим опытом потребительская кооперация ориентирована на высокий идеал божественных заповедей и наполняет свою идеологию вы­сокими помыслами и добрыми делами во имя человека, добра и справедливости на Земле.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеевич Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Алексеевич Емельянов
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52