Как известно, вскоре грядет Всеправославный собор. И существует достаточно большая вероятность того, что на нем некие силы попытаются «отменить» те или иные канонические правила Православной Церкви как, якобы, «устаревшие» или «невыполнимые». Замечу, что эта история довольно старая. Еще когда я учился в Московской духовной академии (1982-1985), то там некоторые преподаватели допускали подобные высказывания о тех или иных правилах как, якобы, «невыполнимых в наше время». А в качестве примера обычно приводилось 11-е правило Шестого (Трулльского, который иногда называют Пято-Шестым) Вселенского собора.
Это правило гласит: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях, купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Причем, противники неуклонного соблюдения канонов особо обращали внимание на ту часть сего правила, по их мнению, «совершенно невыполнимую», где запрещалось мыться в одной бане с иудеями. «Как можно узнать, моется ли хоть один еврей в бане или нет, да и кто может запретить ему мыться в общей бане», - патетически с надрывом в голосе восклицали они, стремясь на этом примере доказать невыполнимость древних канонических правил в наше время. Что, конечно, является типичным примером попытки модернизма в православии. Т.е. попыткой внести изменчивый дух века сего в вечное; в то, о чем Сам Господь сказал: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18).
«Но как же нам быть с вышеприведённым конкретным примером невозможности исполнить данное правило?», - спросит меня совопросник-модернист. И вот тут-то я применю совершенно неожиданный для него прием. В ответ, учитывая, что минус, умноженный на минус, дает плюс, сам стану, так сказать, «супермодернистом». Наподобие того элегантного дворянина, который при дворе хромого короля, где все придворные, будучи подхалимами, также хромали, один единственный избежал этого телесного недостатка, поскольку, по собственному его выражению «хромал на обе ноги».
Так и я «похромаю», но не в духе века сего, а вдвойне - в действительных реалиях нашего времени. Поэтому насчет 11-го правила спрошу модернистов: ребята, а в каком веке вы со своим придурковатым модернизмом живете?! В середине двадцатого или в начале двадцать первого?! Ведь байку «про еврея в бане» сочинили в МДА достаточно давно, думаю, не позже конца 50-х или начала 60-х годов прошлого века. Тогда она еще имела какой-то смысл, поскольку основная масса наших православных (в том числе и я) действительно мылась в общих банях. Но в конце 1972-го года мой отец получил трехкомнатную квартиру с ванной и душем. С тех пор я никогда (уже более 40 лет) не мылся в бане, и за этих сорок с гаком лет ни одного еврея в своей ванной не имел! И не только я, но, думаю, и большинство современных православных. Так что мы все, сами даже того не замечая, таким образом, абсолютно легко и совершенно автоматически соблюдаем сию часть 11-го правила Шестого Вселенского Собора, вопреки слабоумному мнению модернистом о его «невыполнимости».
Какой же вывод, какая же мораль следует из всего этого? А та, что модернист, пытаясь угнаться за изменчивым духом века сего, в упор не замечает его реальных изменений, из-за чего оказывается... ретроградом. И из-за этого он тем более не замечает и существенных знамений времен. Как те фарисеи и саддукеи, которые требовали от Христа знамения с неба (Мф. 16: 1). Но «Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16: 2-3).
Думаю, что сию евангельскую истину было бы весьма полезно учитывать всем деятелям будущего собора, особенно при принятии на нем тех или иных догматических и канонических решений!
P.S. Чтобы кто-то не думал, «что прот. Георгий занимается какой-то «банной ерундой», сообщаю. Уже написав эту заметку, я просто ради интереса вышел в интернет с запросом насчет рассматриваемой части 11-го правила. И под интригующим заголовком «Можно ли мыться в бане с евреем?» обнаружил на сайте «Православие и мир» за 22 мая с.г. интервью А.И.Осипова, данное корреспонденту газеты «Радонеж» еще 25 ноября 2011 года. Процитирую интересующую нас часть сего интервью.
Корреспондент: «Алексей Ильич, один из главных вопросов, который сегодня волнует православную общественность, людей церковных, людей даже не церковных, которые в последнее время прислушиваются к голосу Церкви и уж, во всяком случае, отмечают главные церковные события - в Интернете или в СМИ - это вопрос о подготовке к предстоящему VIII Всеправославному Собору...
А.И.Осипов. Многие Правила, которые принимались Соборами в то время, носили характер, относящийся к данному времени и к данной ситуации, а некоторые из Правил (достаточно много) потеряли свое значение для настоящего времени. Кстати, это очень важно отметить, потому что все те, кто совершенно не знаком с ними, говорят: «Правила Вселенских Соборов», а сами забыли, что есть «оросы» - учительные определения - это одно; а правила - это другое. Потому что правило имеет несколько уровней: от весьма фундаментального (например, поставления епископа) до таких бытовых мелочей (например, можно ли мыться в бане с евреем или нет)». Последнее выделено мною.
Вот и делайте, православные, отсюда выводы!
13. Re: Поучительная байка про еврея в бане
12. Ответ на 11., Сант:
11. Re: Поучительная байка про еврея в бане
10. Ответ на 8., Павел Тихомиров:
9. Ответ на 3., М.Яблоков:
8. Ответ на 3., М.Яблоков:
7. Ответ на 3., М.Яблоков:
6. Ответ на 3., М.Яблоков:
5. Как известно, вскоре грядет Всеправославный собор
4. Ответ на 3., М.Яблоков: