Поучительная байка про еврея в бане

0
2355
Время на чтение 5 минут

Как известно, вскоре грядет Всеправославный собор. И существует достаточно большая вероятность того, что на нем некие силы попытаются «отменить» те или иные канонические правила Православной Церкви как, якобы, «устаревшие» или «невыполнимые». Замечу, что эта история довольно старая. Еще когда я учился в Московской духовной академии (1982-1985), то там некоторые преподаватели допускали подобные высказывания о тех или иных правилах как, якобы, «невыполнимых в наше время». А в качестве примера обычно приводилось 11-е правило Шестого (Трулльского, который иногда называют Пято-Шестым) Вселенского собора.

Это правило гласит: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях, купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Причем, противники неуклонного соблюдения канонов особо обращали внимание на ту часть сего правила, по их мнению, «совершенно невыполнимую», где запрещалось мыться в одной бане с иудеями. «Как можно узнать, моется ли хоть один еврей в бане или нет, да и кто может запретить ему мыться в общей бане», - патетически с надрывом в голосе восклицали они, стремясь на этом примере доказать невыполнимость древних канонических правил в наше время. Что, конечно, является типичным примером попытки модернизма в православии. Т.е. попыткой внести изменчивый дух века сего в вечное; в то, о чем Сам Господь сказал: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18).

«Но как же нам быть с вышеприведённым конкретным примером невозможности исполнить данное правило?», - спросит меня совопросник-модернист. И вот тут-то я применю совершенно неожиданный для него прием. В ответ, учитывая, что минус, умноженный на минус, дает плюс, сам стану, так сказать, «супермодернистом». Наподобие того элегантного дворянина, который при дворе хромого короля, где все придворные, будучи подхалимами, также хромали, один единственный избежал этого телесного недостатка, поскольку, по собственному его выражению «хромал на обе ноги».

Так и я «похромаю», но не в духе века сего, а вдвойне - в действительных реалиях нашего времени. Поэтому насчет 11-го правила спрошу модернистов: ребята, а в каком веке вы со своим придурковатым модернизмом живете?! В середине двадцатого или в начале двадцать первого?! Ведь байку «про еврея в бане» сочинили в МДА достаточно давно, думаю, не позже конца 50-х или начала 60-х годов прошлого века. Тогда она еще имела какой-то смысл, поскольку основная масса наших православных (в том числе и я) действительно мылась в общих банях. Но в конце 1972-го года мой отец получил трехкомнатную квартиру с ванной и душем. С тех пор я никогда (уже более 40 лет) не мылся в бане, и за этих сорок с гаком лет ни одного еврея в своей ванной не имел! И не только я, но, думаю, и большинство современных православных. Так что мы все, сами даже того не замечая, таким образом, абсолютно легко и совершенно автоматически соблюдаем сию часть 11-го правила Шестого Вселенского Собора, вопреки слабоумному мнению модернистом о его «невыполнимости».

Какой же вывод, какая же мораль следует из всего этого? А та, что модернист, пытаясь угнаться за изменчивым духом века сего, в упор не замечает его реальных изменений, из-за чего оказывается... ретроградом. И из-за этого он тем более не замечает и существенных знамений времен. Как те фарисеи и саддукеи, которые требовали от Христа знамения с неба (Мф. 16: 1). Но «Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16: 2-3).

Думаю, что сию евангельскую истину было бы весьма полезно учитывать всем деятелям будущего собора, особенно при принятии на нем тех или иных догматических и канонических решений!

P.S. Чтобы кто-то не думал, «что прот. Георгий занимается какой-то «банной ерундой», сообщаю. Уже написав эту заметку, я просто ради интереса вышел в интернет с запросом насчет рассматриваемой части 11-го правила. И под интригующим заголовком «Можно ли мыться в бане с евреем?» обнаружил на сайте «Православие и мир» за 22 мая с.г. интервью А.И.Осипова, данное корреспонденту газеты «Радонеж» еще 25 ноября 2011 года. Процитирую интересующую нас часть сего интервью.

Корреспондент: «Алексей Ильич, один из главных вопросов, который сегодня волнует православную общественность, людей церковных, людей даже не церковных, которые в последнее время прислушиваются к голосу Церкви и уж, во всяком случае, отмечают главные церковные события - в Интернете или в СМИ - это вопрос о подготовке к предстоящему VIII Всеправославному Собору...

А.И.Осипов. Многие Правила, которые принимались Соборами в то время, носили характер, относящийся к данному времени и к данной ситуации, а некоторые из Правил (достаточно много) потеряли свое значение для настоящего времени. Кстати, это очень важно отметить, потому что все те, кто совершенно не знаком с ними, говорят: «Правила Вселенских Соборов», а сами забыли, что есть «оросы» - учительные определения - это одно; а правила - это другое. Потому что правило имеет несколько уровней: от весьма фундаментального (например, поставления епископа) до таких бытовых мелочей (например, можно ли мыться в бане с евреем или нет)». Последнее выделено мною.

Вот и делайте, православные, отсюда выводы!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Re: Поучительная байка про еврея в бане

Заменят "Столп и утверждение Истины", на соленой столп жены Лотовой, на радость известному дьякону всея Руси, который, на очередной лекции, хвалился про съеденного им козлёнка вознесённого пред статуей Апполона и пойдут мыться в баню с евреем!
Апографъ / 26.05.2016, 12:40

12. Ответ на 11., Сант:

Вы что не поняли, что речь идет не о национальности, а о вероисповедании?
М.Яблоков / 25.05.2016, 11:04

11. Re: Поучительная байка про еврея в бане

А если священник, простите, еврей - а с ним даже ... нельзя, то как насчет богослужений, Таинств..? А если мирянин иудей - так рядом с ним присутствовать в Храме можно или нет? А если врачи, учителя, депутаты, владельцы СМИ и российской энергетики, образования, медицины и культуры... - олигархи тоже евреи - других-то почти нет... Так мы же от них полностью зависим... Как не общаться в таких условиях? Причем здесь бани? * В чем состоит современная "Ересь жидовствующих"? Атеизм, коммунизм - это ее разновидности, или как? Я не понимаю НИЧЕГО... И зачем вообще эти вопросы поднимать?
Сант / 25.05.2016, 08:33

10. Ответ на 8., Павел Тихомиров:

удивительно, что люди не понимают такой простой мысли ...

К сожалению, сейчас уже самые простые вещи становятся неочевидными. Всеобщее помрачение становится нормой даже для православных, уже не говоря о язычниках. Создается устойчивое впечатление, что наступает время, указаное в Мф.24.24.
М.Яблоков / 25.05.2016, 07:55

9. Ответ на 3., М.Яблоков:

Просто надо иметь представление, что подразумевается в этом каноне под "баней". Это отнюдь не наши русские бани, где просто моются и все. Кто бывал в Риме, тот наверняка видел т.н. термы - античные бани. Это были в то время центры общественной жизни. В них не только мылись, но проволили в общении очень много времени. Темы же общения могли быть разные, в т.ч. и религиозные. Вот эти-то общения христиан с иудеями и запрещает данное правило. Чтобы духовно не повредиться от последних. В житии апостола Иоанна Богослова говорится, что когда он со своими ученика вошел в такую баню и увидел там еретика Керинфа, то сразу же воскликнул: "Пойдем скорее отсюда, я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание."

удивительно, что люди не понимают такой простой мысли ...
Павел Тихомиров / 25.05.2016, 07:42

8. Ответ на 3., М.Яблоков:

термы - античные бани. Это были в то время центры общественной жизни. В них не только мылись, но проволили в общении очень много времени. Темы же общения могли быть разные, в т.ч. и религиозные. Вот эти-то общения христиан с иудеями и запрещает данное правило.

Итак, по Яблокову, просто помыться с иудеем, не ведя с ним богословских бесед, вполне допустимо. А раз мы ходим в "наши русские бани, где просто моются и все", то говорить о недопустимости совместного мытья с иудеями - это и есть сведение фундаментальных правил к бытовым мелочам. Получается, что Осипов прав?
Морж / 25.05.2016, 06:44

7. Ответ на 3., М.Яблоков:

Просто надо иметь представление, что подразумевается в этом каноне под "баней". Это отнюдь не наши русские бани, где просто моются и все. Кто бывал в Риме, тот наверняка видел т.н. термы - античные бани. Это были в то время центры общественной жизни. В них не только мылись, но проволили в общении очень много времени. Темы же общения могли быть разные, в т.ч. и религиозные. Вот эти-то общения христиан с иудеями и запрещает данное правило.

Так и есть. Одним словом не иметь общения с иудеями. Разве Осипов А.И. этого не знал? Знал. А почему высмеял? Это конечно вопрос риторический.
Kiram / 24.05.2016, 20:57

6. Ответ на 3., М.Яблоков:

Просто надо иметь представление, что подразумевается в этом каноне под "баней".

А если оспринимать как инструкцию? как военный приказ? «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях, купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Что бывает с теми, кто не исплняет приказ, или послушание.....
eka / 24.05.2016, 19:26

5. Как известно, вскоре грядет Всеправославный собор

Имел беседу с одним монахом, лет 10ть тому назад, стареньким дедушкой. Он мне сказал, что было 7 соборов, восьмой будет сами знаете какой. Я было сразу не понял о чем речь. Теперь перед каждым собором передергивает. О чем говорить? все уже и так давно порешали. Если какой вопрос появился чего ранее небыло, дак может ранее порешанное плохо изучено, внимательно нужно присмотреться. Получается, что еретики пытаются узаконить своё зловерие. А нужно ли это? Некоторые люди говоят, что не нужно. Где истина, как разобраться....
eka / 24.05.2016, 19:21

4. Ответ на 3., М.Яблоков:

Бань таких уже нет, однако духовный смысл сего правила сохранился. Новоначальным и неутвержденным в вере общаться с иудеями (имеется в виду религиозными) и еретиками неполезно.
М.Яблоков / 24.05.2016, 19:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27