На сайте «Культуролог» проводился опрос, целью которого было - выявить основную задачу школьного предмета «Литература». В настоящее время опрос завершен. Результаты его выглядят так:
привить детям навыки самостоятельного чтения |
|
42.2 |
% |
научить ребёнка излагать свои мысли |
|
17.2 |
% |
познакомить с лучшими художественными произведениями |
|
17.2 |
% |
всё сразу. Поэтому предмет «Литература» невозможен |
|
12.5 |
% |
познакомить с азами литературоведения |
|
4.7 |
% |
научить основам работы с текстом |
|
3.1 |
% |
|
1.6 |
% |
|
изучить основную проблематику мировой литературы |
|
1.6 |
% |
дать очерк истории литературы |
|
0 |
|
Один из вариантов ответов лидирует с большим отрывом (42,2%). Большинство принявших участие в опросе считает, что главная задача школьного предмета - научить детей самостоятельно читать книги. Иными словами, дети должны полюбить читать, и это - главное, что должен дать им школьный предмет «Литература». Всем нам хотелось бы, чтобы, выйдя из школы, дети сохраняли какие-то взаимоотношения с литературой; чтобы книга сопутствовала им по жизни.
Это - знак времени. Желания родителей отражают текущую ситуацию в культуре, которая является относительно новой. По крайней мере, место литературы в школьном преподавании определялось из несколько других предпосылок. Очевидно, что методика преподавания литературы и сегодня стремится решатьиные задачи.
В ребенка вкладывают конкретные знания, при этом он часто получает отвращение если не к самому процессу чтения, то к тем произведениям, которые подлежат особо тщательному разбору. Этот подход достался нам в наследство от прошлого времени, когда умение читать и навык чтения художественной литературы казались естественными ценностями. Человек тянулся к книге, и ему следовало объяснить, как надо читать, что читать и что вычитывать из конкретного произведения.
Подход остался, а ведь ценности изменились. Изменилась проблематика момента. Теперь главное - обеспечить встречу ребёнка с литературным текстом, иначе он будет строить своё восприятие мира на аудиовизуальных источниках информации, апеллирующих больше к эмоциям, чем к разуму. И если школьное преподавание не перестроится, оно эту задачу не решит.
Мы теперь отстоим на шаг дальше. До того, как погрузить ребенка в текст, мы должны сделать текст для него естественной средой, преодолеть страх перед множеством страниц и букв (страх перед необходимостью духовного труда, от которого современный человек привык отлынивать), вернуть ощущение красоты и силы родного языка. Фактически, мы ведем борьбу за способность человека к слову. Нам грозит обращение в бессловесность. Как говорящие животные Нарнии (из «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса), выбравшие сторону зла, утратили эту свою способность, так можем утратить её и мы. Наш язык сведётся до междометий, рекламных слоганов и матерных слов. Нам следует помнить, что человек, потерявший своё человеческое состояние, становится не животным, а превращается в нечто значительно худшее.
13. Ответ на 12., ortodox:
12. Ответ на 11., Андрей Карпов :
11. Ответ на 10., ortodox:
10. Ответ на 7., Андрей Карпов :
9. Ответ на 8., Лебядкин:
8. Re: Новые задачи и старые методы предмета «Литература»
7. Ответ на 5., ortodox:
6. Re: Новые задачи и старые методы предмета «Литература»
5. Ответ на 3., Андрею Карпову : Не менять ! -Это лучше потому, что в России любые перемены ведут на 100% к худшему.
4. Новые песни о главном