Новые задачи и старые методы предмета «Литература»

0
420
Время на чтение 3 минуты

На сайте «Культуролог» проводился опрос, целью которого было - выявить основную задачу школьного предмета «Литература». В настоящее время опрос завершен. Результаты его выглядят так:

привить детям навыки самостоятельного чтения

42.2

%

научить ребёнка излагать свои мысли

17.2

%

познакомить с лучшими художественными произведениями

17.2

%

всё сразу. Поэтому предмет «Литература» невозможен

12.5

%

познакомить с азами литературоведения

4.7

%

научить основам работы с текстом

3.1

%

другое

1.6

%

изучить основную проблематику мировой литературы

1.6

%

дать очерк истории литературы

0

Один из вариантов ответов лидирует с большим отрывом (42,2%). Большинство принявших участие в опросе считает, что главная задача школьного предмета - научить детей самостоятельно читать книги. Иными словами, дети должны полюбить читать, и это - главное, что должен дать им школьный предмет «Литература». Всем нам хотелось бы, чтобы, выйдя из школы, дети сохраняли какие-то взаимоотношения с литературой; чтобы книга сопутствовала им по жизни.

Это - знак времени. Желания родителей отражают текущую ситуацию в культуре, которая является относительно новой. По крайней мере, место литературы в школьном преподавании определялось из несколько других предпосылок. Очевидно, что методика преподавания литературы и сегодня стремится решатьиные задачи.

В ребенка вкладывают конкретные знания, при этом он часто получает отвращение если не к самому процессу чтения, то к тем произведениям, которые подлежат особо тщательному разбору. Этот подход достался нам в наследство от прошлого времени, когда умение читать и навык чтения художественной литературы казались естественными ценностями. Человек тянулся к книге, и ему следовало объяснить, как надо читать, что читать и что вычитывать из конкретного произведения.

Подход остался, а ведь ценности изменились. Изменилась проблематика момента. Теперь главное - обеспечить встречу ребёнка с литературным текстом, иначе он будет строить своё восприятие мира на аудиовизуальных источниках информации, апеллирующих больше к эмоциям, чем к разуму. И если школьное преподавание не перестроится, оно эту задачу не решит.

Мы теперь отстоим на шаг дальше. До того, как погрузить ребенка в текст, мы должны сделать текст для него естественной средой, преодолеть страх перед множеством страниц и букв (страх перед необходимостью духовного труда, от которого современный человек привык отлынивать), вернуть ощущение красоты и силы родного языка. Фактически, мы ведем борьбу за способность человека к слову. Нам грозит обращение в бессловесность. Как говорящие животные Нарнии (из «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса), выбравшие сторону зла, утратили эту свою способность, так можем утратить её и мы. Наш язык сведётся до междометий, рекламных слоганов и матерных слов. Нам следует помнить, что человек, потерявший своё человеческое состояние, становится не животным, а превращается в нечто значительно худшее.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 12., ortodox:

А зачем мне это в моей взрослой жизни?"Честный ответ такой:"Затем, чтобы усомниться в господствующем порядке, потому что идеи русских писателей-классиков и отношения героев их произведений (написано-то было в пору, когда были эти самые"классы" !) сему порядку в корне противоречат.

Что-то из классики и можно сюда подтянуть, но вот, допустим "Отцы и дети"... Как Вы бы ответили, зачем читать современному школьнику эту книгу? А зачем читать чеховского "Архиерея"? А "Слово о полку Игореве"? Прагматики, особенно социальной прагматики из многих книг просто не извлечешь... Беда именно в том, что современный человек чрезвычайно прагматичен. Он любую книжку пытается схлопнуть до понятной простой схемы. Или свести к информации. А тогда можно за ней слазить в интернет. А удовольствие получить от мультимедиа... Суть книги не в прямом прагматизме. Она развивает способность человека к мышлению через внутренний диалог читателя с автором или персонажами... Но современный человек не знает, что такое "внутреннее". Ему всё внешнего (в т.ч. социального) подавай... Вот и приходят социальные сети на место книг.
Андрей Карпов / 15.07.2016, 11:27

12. Ответ на 11., Андрей Карпов :

правящий класс Политэкономический анахронизм. У нас нет такого класса. // Нечитание - эффект времени и общекультурных трендов. В школе как раз пытаются сделать всё, чтобы ребёнок читал ||||||| ------------------------------------- Классы определяются отношением к средствам производства (которые могут находиться и вне России) и, в частности, способом присвоения т.е. - именно формой "выгодополучения". Это всё никуда не делось. Но, не буду далее спорить относительно терминов. Пусть нет прав класса, если Вам настолько отвратительны нынешние формы присвоения. Однако законодательство есть и воля ( чья?) к принятию одних законов и непринятию других тоже есть. Именно этим и создаются культурные тренды. Было бы иное законодательство и право- были бы точно иные культурные тренды. Усилия школьных учителей связаны программой, которая тоже отражает вляние культурных трендов. И это влияние гораздо сильнее даже при наличии энтузиазма учителя. Нет формальной установки на "не читание", и быть её не может. Нельзя обучить навыкам грамоты, не читая. Это и создаёт иллюзию, что "делается всё". Речь ведь идёт не о чтении толстых бухгалтерских отчётов (здесь с чтением всё в порядке ?), а о чтении мировой художественной литературы. Об интересе к её идеям. Вот этого современный учитель привить не может. ОН НЕ УПОЛНОМОЧЕН ЧЕСТНО ОТВЕТИТЬ НА ПРОСТОЙ ВОПРОС УЧЕНИКА:" А зачем мне это в моей взрослой жизни?" Честный ответ такой:"Затем, чтобы усомниться в господствующем порядке, потому что идеи русских писателей-классиков и отношения героев их произведений (написано-то было в пору, когда были эти самые"классы" !) сему порядку в корне противоречат. Затем, что жить надо иначе, чем мы живём". Тут учителю и крышка. Чего он явно не желает. А нечестный ответ эффекта не даст.
ortodox / 14.07.2016, 16:31

11. Ответ на 10., ortodox:

правящий класс

Политэкономический анахронизм. У нас нет такого класса. Страта выгодополучателей от власти есть. Ну, можно сказать еще "правящая верхушка", но не класс. У нас общество вообще деклассировано. Не может быть здесь массового интереса к чтению высокохудожественной литературы.

Ну, это вы так видите. Мол, есть заказ в образовании на "нечитание"... Может, начитанные люди элите и не нужны, но нечитание - результат не их усилий. Элита сама не читает. Нечитание - эффект времени и общекультурных трендов. В школе как раз пытаются сделать всё, чтобы ребёнок читал, но - в рамках устаревших, еще советских методик. В школах нет ни малейшего признака на установку на "нечитание".
Андрей Карпов / 14.07.2016, 15:02

10. Ответ на 7., Андрей Карпов :

И опрос показывает, чего люди ждут от предмета. Это означает, что предмет не справляется...////// --------------------------------- Да не предмет "не справляется", а правящий класс нашего общества не справляется. И не желает "справляться". Не может быть здесь массового интереса к чтению высокохудожественной литературы. Не нужен он правящему классу. Помните к/ф "Чапаев" ? "Не могут ветеринары (сиречь- школьные учителя. Пред ними и поставлены им-но ветеринарные задачи. Вы что- не знали ?) выдать диплом врача. НЕ МОГУТ. НЕ ИМЕЮТ ПРАВА". Поскольку право, как известно, есть воля правящего класса, возведённая в ранг закона. Хотя родители учеников и хотели бы, как показал опрос, видеть своих детишек ЛЮДЬМИ, на высоком уровне. Это понимаем....
ortodox / 14.07.2016, 13:55

9. Ответ на 8., Лебядкин:

Андрей это всё значит только одно - в опросе, как и в концепциях (опроса и образования) начисто отсутствует главный основополагающий момент - развитие (и порождение) реального интереса к самостоятельному "поглощению", поиску и анализу литературы.

Любить читать... Собственно, об этом и речь.
Андрей Карпов / 14.07.2016, 09:56

8. Re: Новые задачи и старые методы предмета «Литература»

Андрей это всё значит только одно - в опросе, как и в концепциях (опроса и образования) начисто отсутствует главный основополагающий момент - развитие (и порождение) реального интереса к самостоятельному "поглощению", поиску и анализу литературы. Если нет желания читать и искать чтиво самостоятельно - нихрена не будет. Если человеку "тупо конкретно" не надо, не нужно и неинтересно читать, то никакими навыками и умениями тут ничего не сделать. Если руководствуемому обществу (то есть тому обществу, которое принимает такое руководительство) литература не нужна, то к чему ему всяческие навыки и умения?
Лебядкин / 14.07.2016, 06:09

7. Ответ на 5., ortodox:

Ваши претензии бы не к образованию, а к "авторитетам" нашего общества

В данном случае дело не в авторитетах, а именно в образовании. Если Вы не поняли, я анализирую результат опроса. И опрос показывает, чего люди ждут от предмета. Это означает, что предмет не справляется...
Андрей Карпов / 13.07.2016, 14:15

6. Re: Новые задачи и старые методы предмета «Литература»

Silvio63 иными словами, Макаренко пишет о чем-то среднем между сотворением кумира и т.н. "достижением успеха", столь модном сегодня в обществах, построенных по евро-атлантическому (читай - потребительскому) образцу? Пришел к успеху - молодец, все тебя уважают, все тобой восхищаются. А если нет миллиона (если не состоишь в сборной по футболу, если не постишь гламурные фоточки в инстаграмчик), то как бы и нечего с тебя взять...
рудовский / 13.07.2016, 13:40

5. Ответ на 3., Андрею Карпову : Не менять ! -Это лучше потому, что в России любые перемены ведут на 100% к худшему.

менять... Можете не менять. Уже давно ничего не меняется в преподавании литературы. Результат виден: люди перестали читать. ---------------- Зто,знаете ли, напоминает анекдот про уголовника, который стал уголовником потому, что его "не так учили в консерватории". Ваши претензии бы не к образованию, а к "авторитетам" нашего общества. А что, страшно предъявить такие претензии ? Вот то-то и оно... понимаю и не осуждаю. Но и Вы не осуждайте. Напишите лучше о трудностях современных школьных учителей. ТАК СКАЗАТЬ, СУРОВЫЕ РЕАЛИИ и ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ ШКОЛЫ. Это будет покруче детектива !
ortodox / 13.07.2016, 12:49

4. Новые песни о главном

Андрей Карпов-<<Мы теперь отстоим на шаг дальше. До того, как погрузить ребенка в текст, мы должны сделать текст для него естественной средой, преодолеть страх перед множеством страниц и букв (страх перед необходимостью духовного труда, от которого современный человек привык отлынивать), вернуть ощущение красоты и силы родного языка. Фактически, мы ведем борьбу за способность человека к слову.>> ---------------------------------------- << Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят, по крайней мере таких ребят, какие были в колонии, проявляются по отношению к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени.Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы не были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», — никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего.>> Макаренко А.С. <<Педагогическая поэма>>
Silvio63 / 13.07.2016, 09:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06