Эту статью я быстро написал, еще лежа в больнице. Выйдя как-то вечером подышать после дождя, поговорил немного с вышедшей санитаркой, женщиной лет 60. Мимоходом сказал, что булочки сладкой хочется, а то пить нужно много, а уже надоело, покажите магазин. Она мне тут же: так давай я тебе дам, две плюшки купила, а мне не хочется. Я, конечно, начал отказываться, смущаясь своих слов. А магазин она мне показала.
С утра в коридоре встретил ее снова. Она мне тут же: ну что, не надумал плюшки забрать? Я говорю: да ради Бога, кушайте сами, я куплю себе. Но в итоге она мне все равно их отдала, а вторую я отдал соседу.
И что заставило эту женщину так сразу откликнуться на вскользь сказанную фразу? Ну, видела она меня несколько раз в палате, и что с того? А заставило ее это сделать то отношение к людям, которое всегда было на Руси: к другим - как к себе. Потому что завтра ты с любым человеком можешь поменяться местами. А это и есть евангельское отношение: то, что сделаете одному из малых сих, то все равно что сделаете Мне, как сказал Христос.
Но этот вопрос можно и расширить. Когда я ложился, то просто пришел в больницу и сказал, что мне советовали сюда обратиться. Врач посмотрел, сказал, что есть такая-то проблема, и операция повлечет кое-какие расходы. Я сказал, что согласен, и на следующий день меня уже прооперировали. При этом даже никакой карточки в этой больнице у меня не было и нет. И паспорта, и вообще никакого другого документа с меня не потребовали. Только результаты анализов для истории болезни. А деньги взяли уже после операции.
Я это упоминаю к тому, что наше общество построено на совершенно других основаниях, чем западное, которое к несчастью, до сих пор считается моделью. Наше общество состоит из лиц, между которыми существуют межличностные отношения, не сводимые к юридическим. Можно даже сказать, что они существуют параллельно - закон и понятия. И нечего все время пенять на «понятия», приписывая им какой-то криминальный смысл. Мы прекрасно обходимся без излишней юридизации, решая все вопросы на уровне личных отношений. Это не плохо. Это ДРУГОЙ способ организации общества. И в моем представлении он гораздо ближе к христианскому, чем западный.
Разве Христос проповедовал не на уровне понятий, ясных ЛЮБОМУ человеку? Вдумаемся: то, что заповедал нам Сам Бог, передано на словах. Причем весьма простых. Неужели если бы мы нуждались в ином, Господь не дал бы его? Таких же четко прописанных законов, как в Ветхом Завете. Но нет, нам передано ровно то, чего достаточно, и искать другого - значит не верить Богу. Христос ИСПОЛНИЛ закон, и это нужно понимать в самом широком смысле: Господь рассказал и показал, что нужно жить в духе любви, а не по букве закона.
Это значит, что русское общество в своих глубинах опирается на гораздо более правильный и прочный фундамент, чем западное, под которое нас все время хотят переделать. Просто нужно осознать самих себя, сопоставив с духом Евангелия и найдя нужное оформление общественному устройству.
Те же, кто грезят только западными представлениями, просто не хотят знать никаких других. Им все время что-то не так. То им сыр давай французский, то пиво немецкое, то еще какую-нибудь заграничную игрушку. На самом деле они просто ненавидят Отечество. И пробовал я эти европейские корма. Для живых людей они точно не подходят. Разве что для европейцев. Не то что наши плюшки. Меня угостили ими от чистого сердца, и их вкус я запомнил на всю жизнь.
Евгений Чернышёв, Донецк
31. Ответ на 29., Русский Сталинист:
30. Re: Христос проповедовал жить «по понятиям», а не «по закону»
29. Ответ на 25., г-н Инспектор:
28. Re: Христос проповедовал жить «по понятиям», а не «по закону»
27. Ответ на 12., Олег В:
26. Ответ на 20., рудовский:
25. Христос проповедовал жить «по понятиям», а не «по закону»
24. Ответ на 19., ortodox:
23. Re: Христос проповедовал жить «по понятиям», а не «по закону»
22. Ответ на 17., женя северный: