В совместной декларации патриарха Кирилла и папы римского говорится об опасности секуляризации в мире, которая принимает все более воинствующие формы. Не согласиться с этим невозможно. Секулярная идеология - это своего рода рак, пожирающий человечество.
Однако что такое секулярность? Это не просто вытеснение религии. Точнее, это не сразу вытеснение Бога. Можно быть на словах еще с Богом, а руководствоваться уже секулярными установками. Этот промежуточный шаг называется обмирщением религии, и латинство - наглядный тому пример. И вот эта опасность гораздо важнее! Потому что секулярное сознание - это просто следующий шаг от обмирщенного сознания. Это уже честное признание того, что Бог мне не нужен, так как «я не нуждаюсь в этой гипотезе». Но нуждаться в Боге человек перестает тогда, когда утрачивает живую связь с Ним, а это происходит в результате обмирщения, когда духовное вытесняется материальным. История западной мысли показывает это со всей ясностью.
Наше сознание насквозь обмирщенное, не стоит обманываться по этому поводу. Да, мы негодуем по поводу секулярных стандартов Запада, где запрещаются распятия и Рождество Христово. Вместе с тем мы сами живем в западном секулярном понятийном поле, принимая его, между прочим, без всякого негодования. А разделяя секулярную понятийную матрицу, мы одной ногой отступаем в сторону от Бога. Придерживаясь же вечных ценностей, данных человеку Богом, - стараемся не отходить от Него. В этом - двойственность нашего положения. Примирить одно с другим не получится. И нечего на это надеяться, как бы того ни хотели те, кто называют себя «православными атеистами». Выбор неизбежен.
Религиозность и секулярность - состояния души, исключающие друг друга. О происхождении слова «секулярный» выскажу одно соображение. В уравнениях механики есть члены, которые называются секулярными. Ясно, что к религии они не относятся. Их другое название - ВЕКОВЫЕ члены, т.е. такие, которые описывают движение за очень длительные промежутки времени (в небесной механике это века). В теории колебаний, например, их часто исключают из уравнений, так как они ведут к бесконечным (секулярным) решениям, не соответствующим природе и появляющимся просто в силу математических допущений. Это, так сказать, ложные решения, означающие бесконечный рост амплитуды колебаний.
Главным «секулярным членом» в современном сознании, означающим бесконечный рост, есть «прогресс». Это краеугольный догмат современного секулярного мышления. «Прогресс» - это предмет веры. Он никак не доказывается, кроме того, что человечество в своем развитии (другое название прогресса!) якобы бесконечно улучшается, совершенствуется, т.е. концепт «доказывается» тем, что описывается другими словами, ссылаясь на их очевидность и не принимая никаких возражений.
Прогресс мыслится так же, как он и переводится с латыни, - движение вперед. Куда вперед - неизвестно. Само бесконечное (секулярное) движение обожествляется и заменяет Бога. Поэтому тот, кто верит в «прогресс», уже верит в Живого Бога по-иному. Секулярно. Что это значит? Это значит, что мир таков: прогресс существует объективно и будет существовать. Вот какова «объективная реальность». И уже постфактум в нее вводится Бог как нравственное добавление. То есть глубинное основание нашего мышления БЕЗБОЖНОЕ. Мы объясняем мир БЕЗ Бога, а потом хотим его просто добавить как некоторую поправку к решению «мировоззренческого уравнения».
Это ошибочная позиция. Занимаясь математическим моделированием, могу сказать, что модель ИЗНАЧАЛЬНО должна включать в себя все то, что она собирается учитывать, а не добавлять их в уже готовые решения как уточнения. Потому что это халтура, а результат, полученный таким путем, никчемен. В данном случае ошибочно добавлять веру в Бога в секулярное мышление, поскольку это попытка «пристегнуть» то, чего нет в исходных посылках.
Точно так же ошибочно «бороться с секуляризацией». Потому что это «вычитание» из нашей секулярной жизни каких-то ее проявлений. Но суть в том, что сама наша жизнь построена на секулярных основаниях, а должна быть построена на устремлении к Богу. Нужно не «бороться с секуляризацией», а воцерковляться - в самом широком смысле. Нужно быть за добро, а не против зла. Тогда и основания нашего мышления будут поворачиваться к Богу. А без этого «борьба с секуляризацией» будет «борьбой с коррупцией», смысл которой - в самой борьбе, а не в исчезновении коррупции. Нужно лечить болезнь, а не бороться с ее проявлениями. И любить свет, а не ненавидеть тьму.
Евгений Чернышёв, Донецк