Когда в России появится достойный кинематограф?

Сейчас очень много говорится о духовном возрождении России. Фундаментальным фактором этого процесса были выбраны традиционные ценности: патриотизм, вера в добро, любовь к семье, приверженность религиозным и общечеловеческим нравственным нормам. Традиционные ценности ярче всего выражены в русской культуре и искусстве.

Чтобы поднять у общества интерес к духовным проблематике государство объявило 2015 год годом литературы, а 2016 - годом кино. Однако, судя по текущей ситуации, никакого массового интереса к литературе у россиян не возникло. На кинематографическом поприще пока царит затишье: ничего о новых достойных о проектах в этой сфере не слышно.

 

Картинка определяет смысл

Последние десятилетия кинематограф оказывает несравнимо большее влияние на сознание людей, чем литература. Кинематограф является мощнейшим проводником идей и ценностей. Именно поэтому к состоянию кинематографа должно быть приковано самое пристальное внимание государства. В наше время в условиях господства «клипового сознания» смыслопределяеткартинка, а не текст.

Год литературы показал, что интерес молодого поколения к книгам моментально вернуть не получится. Чтобы хоть немного потеснить доминирующее положение «клипового сознания», нужна кропотливая работа. Пока она будет идти (если, конечно, будет) было бы логичным привести в порядок хотя бы наиболее популярный вид современного искусства - кинематограф.

Разговор о проблемах современного кинематографа стоит начать с анализа советского опыта. Во времена СССР, когда господствовала жесточайшая цензура, режиссерам удавалось снимать шедевральные картины о любви, об эволюции человеческой души и победе света над тьмой. На экран выходили фильмы, где находилось место тонкой социальной иронии и добродушным шуткам над перегибами тоталитарной системы.

Да, немалая часть наследия советского кинематографа сейчас кажется наивной. Однако у режиссеров все же получалось опускать идеологические догмы и доносить до зрителя морально-нравственные ценности без примеси марксизма-ленинизма. В стране, где у государства была монополия на свободу совести, появлялись фильмы, которые по своей значимости можно поставить в один ряд с произведениями русской классической литературы. 

Советские режиссеры не стремились эпатировать публику и «срубить кассу». Создатели фильма практически не зависелиот прокатных сборов. Такая система приносила свои плоды, но совершенной, конечно, не являлась. Коммерческая составляющая в кинематографе - вещь абсолютно нормальная. В идеале картина должна себя окупать, но при этом быть произведением искусства, а не шаблонным продуктом массовой культуры. 

Современный российский кинематограф как раз пребывает в поиске «золотой середины». Часть отечественных киноделов ориентирована на низкопробное коммерческое кино, другая часть - работает на поприще освоения денег Минкультуры и «Фонда кино», третья - пытается снимать «независимое кино» с помощью частных инвесторов.

С начала 2000-х годов государство играет заметную роль в кинематографе, поддерживая перспективные, по мнению чиновников Минкульта, проекты. На первый взгляд, в России по сравнению с СССР сложилась более сбалансированная с финансовой точки зрения система киноиндустрии. Несмотря на это, в нашей стране не так часто появляются фильмы, которые просто приятно посмотреть.

 

Красивая ширма постмодернизма

На вкус и цвет товарищей нет. Но о шедеврах речь в отечественном кинематографе говорить не приходиться. В России есть прослойка режиссеров, стремящиеся снять картины, посвященные социальным и духовным проблемам общества. Однако здесь кинематограф грешит тем, что скатывается в глубокий артхаус: погоня за натурализмом чаще всего превращается в откровенную «чернуху» и порнографию.

Похвально, что режиссер хочет снять нечто оригинальное, нетипичное, но не стоит забывать про рамки здравого смысла и нравственности. За художественную ценность картины нередко пытаются выдать скандал, провокацию, очернение тех самых традиционных ценностей, от которых режиссеру по идее как раз нужно отталкиваться. Но автор считает себя вольным творцом. Такое ощущение, что некоторые фильмы снимаются исключительно на потребу узкому кругу кинокритиков, которые решают вопросы награждения.

За четверть века существования Российской Федерации можно по пальцам пересчитать картины, достойные восхищения. И это уже другое кино: жестокое, циничное, повествующее о волчьем мире, в котором благородный человек непременно оказывается на обочине. Чтобы занять нормальную социальную нишу он сознательно совершает грехопадение, уподобляясь окружающим.

Современный режиссер в отличие от коллеги из советской эпохи снимает историю, где господствует безысходность. Главный герой достигает того, к чему стремился, но никакого раскаяния у него не наступает. Более того, создатель фильма чаще всего оправдывает грехопадение. Границы добра и зла размыты и герой, которому симпатизирует зритель, их не обязан соблюдать. Конечно, «лирический персонаж» несет ответственность за свои поступки, но отвечает он только перед самим собой.

Подобная направленность в кинематографическом искусстве называется постмодернизмом. За этой красивой ширмой из иностранного слова скрывается бездна, не дающая человеку каких-либо нравственных координат. Реальность такова, какой ее представляют. Если человеку внушают, что в окружающем мире побеждает только прагматизм и холодный циничный расчет, а грехопадение фактически оправдывается, то о каком духовном возрождении может идти речь?

Несмотря на тотальное господство постмодернизма во всем мире, оправдывать этой нищей философией бездарность и перегибы современного искусства нельзя. Художник отражает и одновременно формирует социальную реальность. При этом от режиссера не требуется быть инженером «человеческой души» или психотерапевтом.

Для него важно показать, что у современного человека есть выбор, есть альтернативный путь и ему не обязательно прогибаться под изменчивый мир, чтобы обрести свою социальную нишу. Сохраняя диалог со своей совестью, терзаясь сомнениями, преодолевая множество преград и совершая бесчисленное количество ошибок, он будет менять окружающую реальность в лучшую сторону.  

 

Путь к «успеху»

Разворот кинематографа в сторону нравственности - вот главная повестка 2016 года. Пускай в этом году не будет снято ни одного нормального фильма, но об этой проблеме нужно хотя бы начать говорить. Кардинально изменить ситуацию в ближайшие годы явно не получиться. Духовная нищета из российского кино будет уходить по мере того, как будет перерождаться само российское общество.

Поэтому стоит посмотреть правде в глаза. Какие ценности сейчас господствуют в России? Какое информационно-культурное пространство окружает обывателя? Перечислим по пунктам:

1. Культ личного обогащения любой ценной (человек должен быть богатым и успешным, но при этом деньги не должны зарабатываться тяжелым трудом);

2. Культ безмерного потребления материальных ценностей (человек не должен ограничивать себя в материальных благах, в бедности и трудолюбии нет ничего благородного);

3. Гедонизм и культ жизни для себя любимого (главное - это получать максимум удовольствия, человек не несет ответственность за свои поступки перед окружающими, каждый сам за себя);

4. Культ секса (половые отношения полностью отделены от нравственности, человек не несет ответственности перед половыми партнерами, супружеская измена и содомия - норма).

5. Культ жизни одним днем (прошлого нет; оно бессмысленно и не влияет на жизнь человека; есть только настоящее, где человек должен достичь успеха любой ценой, в противном случае он превращается в неудачника).

Все те ценности, которые порицались в прежние исторические эпохи, стали в наше время обыденным явлением. Представление о норме перевернулось. В нашуэпоху порицается быть обычным человеком, жить типичными трудовыми и семейными буднями. Нужно обязательно чем-то выделяться и другого пути к успеху не существует. Для того, чтобы добиться чего-то в этой жизни, хороши любые средства.

Например, хочешь стать кинозвездой, но у тебя не получается поступить в театральное училище? Начни сниматься в порнофильме! Так свою карьеру начинали Сталлоне и Шварценеггер, а Мадонна в 20 лет фотографировалась обнаженной. Все знаменитости проходили через такой тернистый путь. Это нормально, такова жизнь, таков путь к настоящей славе. 

 

Чем кормят россиян?

У современного российского общества сформировалось извращенное представление о норме и в этом, наверное, причина глубокого кризиса современного искусства. Кинематограф и СМИ в данном контексте - лакмусовая бумажка господствующих в нашей стране ценностей. Идти по головам, спать со всеми подряд, жить красиво и беззаботно - это те ценности, которые каждый день стучаться в сознание людей, подходящих кгазетным прилавкам или включающих телевизор.

«Чернухой» и «похабщиной» пропитано практически все информационное пространство. Вместо действительно важных и каких-либо позитивных светлых и добрых новостей, СМИ чаще всего кормят людей страхом войны, сообщениями о жизни звезд, рассказами об изнасилованиях, жестоких убийствах и безрассудных поступках. Общество приучают жить в постоянном стрессе, так как окружающий мир чрезвычайно враждебен: от людей не стоит ждать руки помощи; повсюду «подстава», подлость и предательство. 

При этом чрезвычайно развит развлекательный сегмент. Множество ТВ-программ, сериалов и фильмов строятся на том, чтобы потешаться над человеческой глупостью и как можно громче истерить. С помощью таких нехитрых приемов недостатки героев якобы высмеиваются. В реальности получается совершенно противоположный эффект. Персонажи, которых мы видим на киноэкране, ни хорошие, ни плохие. Все они глупые и совершают бездумные поступки, лишенные всякого смысла. Зритель не видит ни одного антипода глупцам и бессознательно воспринимает такую ситуацию как норму поведения.

Столь примитивное изложение межличностных отношений воздействует на низменные инстинкты и импонирует массовому зрителю. Поэтому самый распространенный доход современных отечественных киноделов - это прокат «сиськопердильных» комедий про пьянки, подростковый секс и тусовки. Такие фильмы с удовольствием смотрит и стар и млад. Создатели этой «похабщины» утверждают, что снимают кино о жизни народа, о ситуациях, которые часто происходят в обыденной реальности.

В судьбе простых людей случается немало поворотов, которые могут стать сюжетами для фильмов наподобие «Москва слезам не верит». На создание по-настоящему глубоких фильмов требуется уйма усилий, профессионализм и без сомнения огромный талант. Но зачем тратить столько ресурсов, ведь за меньшие деньги можно стряпать фильмы, которые все равно окупятся.

 

Фундамент для возрождения

Медвежью услугу оказывают и прокатчики, которые ориентированы исключительно на получение прибыли. Добиться выхода картины, которая, на первый взгляд не сулит астрономических доходов, очень непросто. Режиссер сначала ломает голову, где найти денег, а потом (если нашел) ведет изнурительные переговоры с прокатчиками, доказывая, что его картина способна принести деньги. 

С одной стороны, в отечественном кинематографе есть конкуренция, с другой - она бессмысленна, так как нет массового спроса на некоммерческое кино. Здесь за дело надо взяться государству, помогая режиссерам не только деньгами, но и в процессе продвижения фильма в прокат.

Ситуация в современном кинематографе отнюдь не беспросветная. В России есть плеяда малоизвестных, но талантливых режиссеров. При должной поддержке Минкульта и частных спонсоров они способны покорить отечественный кинематограф и задать адекватное направление развития киноискусства. В нашей стране созрели предпосылки для вымирания постмодернизма и уменьшения доли разврата на экране.

Уже сейчас можно говорить о том, что спрос на некоммерческое кино растет. Отчасти такая тенденция объясняется вошедшей в моду патриотической тематикой. У граждан есть потребность следовать примерам положительных героев, что свидетельствует о появлении социального фундамента для возрождения  российского кино.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Ответ на 7., Анна де Бейль:

Автомобиль скрипку смотрела в кино. Петлю Ориона тоже. Почти все остальные фильмы - по телевизору.

А у нас телевизора не держали дома. и посейчас нет.

Lucia / 29.02.2016 08:49

7. Ответ на 6., Lucia:

Автомобиль скрипку смотрела в кино. Петлю Ориона тоже. Почти все остальные фильмы - по телевизору.

Анна де Бейль / 29.02.2016 07:52

6. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?

В советское время мы не могли созерцать шедевров нашего же кино. Я в детстве не слишком любила ходить в кино. Это объяснялось тем, что в кинотеатрах обычно показывали всякую дрянь. предвижу возражения - как это так! да советское детское кино лучшее в мире. Верно, только в кинотеатрах его не показывали. Безутешно мы с подружкой смотрели в "Кинонеделю". Ну что? Какой-нибудь "Царевич Проша"... А такие шедевры,как "про Красную Шапочку" или "автомобиль, скрипка и собака Клякса" на экранах не появлялись никогда. Почему? Одна из неразрешимых загадок советской системы. Но и это полбеды. Оказывается, были и другие фильмы, которые не только не шли, но о которых даже не знали. В моем детстве их не показывали. Опросила всех - старше и младше - нет, не шли. Эти фильмы так хороши, что способны были осчастливить любого ребенка. Впрочем, это и сейчас не поздно. Смотрите и радуйтесь! Дети и взрослые! Планета бурь Если Верить Лопотухину Разбудите Мухина! Звездный инспектор Его звали Роберт Серебристая пыль Петля Ориона Тайна железной двери Снежная сказка Волшебный портрет Кстати, если кто не видел - великолепный фильм С.Говорухина "Тайна темной комнаты". Его не рекламировали. Снят по не менее великолепному произведению В.Попова "Темная комната". в 2013 году.

Lucia / 28.02.2016 09:53

5. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?

В том-то и беда, что слова о духовном возрождении России пока всего лишь слова. А судя по произведениям современной культуры и кино - глубочайшая духовная деградация. Молодое поколение совсем не одичало лишь за счет старого советского культурного багажа.

4. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?

Спасибо за Ваши отклики, уважаемые Михаил и Елена! Спасительная чистота народных традиций может стать для нас опорой в противостоянии нападкам врага рода человеческого, несмотря на их изощренность и технические совершенства. Например, даже в таком безнадежном деле, как ТВ - если пригласить для создания непростых передач по аналитическому обзору текущей политико-экономической ситуации в стране таких истинных мастеров своего дела, как одесский журналист и политолог Г.В.Кваснюк, отпадет необходимость в сонме шумных и бестолковых токшоу, отнимающих драгоценное время на бюджетных ТВ- и радиоканалах. Можно поблагодарить господ познера-соловьева-... за ознакомление нашего народа с западными "достижениями" в этой сфере и предложить им перенести свою деятельность на более подходящие для них ресурсы. Ведь никто им ничего не обещал - в том смысле, что мы не обязаны, в ущерб нашим традиционным предпочтениям, безконечно долго терпеть производимый ими медийный "продукт", абсолютно чуждый России как по форме, так и по содержанию. Свойственный им стиль оригинального жанра более уместен в других зрелищных мероприятиях - там, где привычными являются превышение уровня децибел и этических норм. Как отрадно было бы видеть профессиональные, с искрометным юмором передачи Григория Витальевича на нашем многострадальном ТВ. Глядишь, и вернулся бы народ к позабытым голубым экранам. Дай Бог ему здоровья выживать в реалиях сошедшей с ума Украины. Последние выпуски его авторской программы "Правда" : https://youtu.be/xik_nth2jfQ https://youtu.be/EJwSazcvkOs

зиф / 28.02.2016 07:12

3. ЗИФ

Не волнуйтесь, дорогая мудрая женщина. Все это ЕСТЬ и никуда не денется. В свое время скалы поднимаются со дна моря, а острова тонут. Главное, чтобы озвучивание сохранилось. Они же планомерно уничтожают старое духовно высокое послевоенное (очищенное) озвучивание.

РодЕлена / 28.02.2016 04:29

2. Ответ на 1., зиф:

.Дракон (мультфильм)https://youtu.be/QwDfocGRN1U

Спасибо, уважаемая зиф. Вспомнил детство. Мультик замечательный.

1. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?

Все хорошее новое - из незаслуженно забытого старого! Такие мультфильмы НИКОГДА не допустят к показу не только на «российском» или «украинском» тель-авидении. Для глобалистских СМИ эти детские незатейливые истории – СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНАЯ вражеская пропаганда, за двадцать минут экранного времени в пух и прах разбивающая дорогостоящие, долговременные усилия «сверхчеловеков» по искоренению всего Святого в душах людей. В народном творчестве хранится главное сокровище планеты – мудрость тысяч поколений, плоды возрастания в безхитростных сердцах Правды Божией. Так выковывались не только Герои-воины, но и вековые нравственные устои всех народов. Необходимо запустить программу бережной экранизации Сказок народов мира (помнится, была в СССР такая серия детской, популярнейшей литературы). Дракон (мультфильм) https://youtu.be/QwDfocGRN1U

зиф / 28.02.2016 12:41
Алексей Заквасин
Все статьи Алексей Заквасин
Последние комментарии
Сделал вторую прививку, самочувствие в пределах нормы
Новый комментарий от Коротков А. В.
14.02.2021 11:28
Беларусь: мы на фронте
Новый комментарий от Константин В.
14.02.2021 11:16
К дискуссии о языке богослужения
Новый комментарий от Константин В.
14.02.2021 11:05
«Сердец литая твердь» за памятник Феликсу
Новый комментарий от Русский Иван
14.02.2021 06:28
Крейсер «Варяг»
Новый комментарий от Дмитрий
14.02.2021 05:20
«Вместо точки я поставлю солнце…»
Новый комментарий от Советский недобиток
14.02.2021 05:15
«Для того, кто по-прежнему молод…»
Новый комментарий от наталья чистякова
14.02.2021 05:11