Сейчас очень много говорится о духовном возрождении России. Фундаментальным фактором этого процесса были выбраны традиционные ценности: патриотизм, вера в добро, любовь к семье, приверженность религиозным и общечеловеческим нравственным нормам. Традиционные ценности ярче всего выражены в русской культуре и искусстве.
Чтобы поднять у общества интерес к духовным проблематике государство объявило 2015 год годом литературы, а 2016 - годом кино. Однако, судя по текущей ситуации, никакого массового интереса к литературе у россиян не возникло. На кинематографическом поприще пока царит затишье: ничего о новых достойных о проектах в этой сфере не слышно.
Картинка определяет смысл
Последние десятилетия кинематограф оказывает несравнимо большее влияние на сознание людей, чем литература. Кинематограф является мощнейшим проводником идей и ценностей. Именно поэтому к состоянию кинематографа должно быть приковано самое пристальное внимание государства. В наше время в условиях господства «клипового сознания» смыслопределяеткартинка, а не текст.
Год литературы показал, что интерес молодого поколения к книгам моментально вернуть не получится. Чтобы хоть немного потеснить доминирующее положение «клипового сознания», нужна кропотливая работа. Пока она будет идти (если, конечно, будет) было бы логичным привести в порядок хотя бы наиболее популярный вид современного искусства - кинематограф.
Разговор о проблемах современного кинематографа стоит начать с анализа советского опыта. Во времена СССР, когда господствовала жесточайшая цензура, режиссерам удавалось снимать шедевральные картины о любви, об эволюции человеческой души и победе света над тьмой. На экран выходили фильмы, где находилось место тонкой социальной иронии и добродушным шуткам над перегибами тоталитарной системы.
Да, немалая часть наследия советского кинематографа сейчас кажется наивной. Однако у режиссеров все же получалось опускать идеологические догмы и доносить до зрителя морально-нравственные ценности без примеси марксизма-ленинизма. В стране, где у государства была монополия на свободу совести, появлялись фильмы, которые по своей значимости можно поставить в один ряд с произведениями русской классической литературы.
Советские режиссеры не стремились эпатировать публику и «срубить кассу». Создатели фильма практически не зависелиот прокатных сборов. Такая система приносила свои плоды, но совершенной, конечно, не являлась. Коммерческая составляющая в кинематографе - вещь абсолютно нормальная. В идеале картина должна себя окупать, но при этом быть произведением искусства, а не шаблонным продуктом массовой культуры.
Современный российский кинематограф как раз пребывает в поиске «золотой середины». Часть отечественных киноделов ориентирована на низкопробное коммерческое кино, другая часть - работает на поприще освоения денег Минкультуры и «Фонда кино», третья - пытается снимать «независимое кино» с помощью частных инвесторов.
С начала 2000-х годов государство играет заметную роль в кинематографе, поддерживая перспективные, по мнению чиновников Минкульта, проекты. На первый взгляд, в России по сравнению с СССР сложилась более сбалансированная с финансовой точки зрения система киноиндустрии. Несмотря на это, в нашей стране не так часто появляются фильмы, которые просто приятно посмотреть.
Красивая ширма постмодернизма
На вкус и цвет товарищей нет. Но о шедеврах речь в отечественном кинематографе говорить не приходиться. В России есть прослойка режиссеров, стремящиеся снять картины, посвященные социальным и духовным проблемам общества. Однако здесь кинематограф грешит тем, что скатывается в глубокий артхаус: погоня за натурализмом чаще всего превращается в откровенную «чернуху» и порнографию.
Похвально, что режиссер хочет снять нечто оригинальное, нетипичное, но не стоит забывать про рамки здравого смысла и нравственности. За художественную ценность картины нередко пытаются выдать скандал, провокацию, очернение тех самых традиционных ценностей, от которых режиссеру по идее как раз нужно отталкиваться. Но автор считает себя вольным творцом. Такое ощущение, что некоторые фильмы снимаются исключительно на потребу узкому кругу кинокритиков, которые решают вопросы награждения.
За четверть века существования Российской Федерации можно по пальцам пересчитать картины, достойные восхищения. И это уже другое кино: жестокое, циничное, повествующее о волчьем мире, в котором благородный человек непременно оказывается на обочине. Чтобы занять нормальную социальную нишу он сознательно совершает грехопадение, уподобляясь окружающим.
Современный режиссер в отличие от коллеги из советской эпохи снимает историю, где господствует безысходность. Главный герой достигает того, к чему стремился, но никакого раскаяния у него не наступает. Более того, создатель фильма чаще всего оправдывает грехопадение. Границы добра и зла размыты и герой, которому симпатизирует зритель, их не обязан соблюдать. Конечно, «лирический персонаж» несет ответственность за свои поступки, но отвечает он только перед самим собой.
Подобная направленность в кинематографическом искусстве называется постмодернизмом. За этой красивой ширмой из иностранного слова скрывается бездна, не дающая человеку каких-либо нравственных координат. Реальность такова, какой ее представляют. Если человеку внушают, что в окружающем мире побеждает только прагматизм и холодный циничный расчет, а грехопадение фактически оправдывается, то о каком духовном возрождении может идти речь?
Несмотря на тотальное господство постмодернизма во всем мире, оправдывать этой нищей философией бездарность и перегибы современного искусства нельзя. Художник отражает и одновременно формирует социальную реальность. При этом от режиссера не требуется быть инженером «человеческой души» или психотерапевтом.
Для него важно показать, что у современного человека есть выбор, есть альтернативный путь и ему не обязательно прогибаться под изменчивый мир, чтобы обрести свою социальную нишу. Сохраняя диалог со своей совестью, терзаясь сомнениями, преодолевая множество преград и совершая бесчисленное количество ошибок, он будет менять окружающую реальность в лучшую сторону.
Путь к «успеху»
Разворот кинематографа в сторону нравственности - вот главная повестка 2016 года. Пускай в этом году не будет снято ни одного нормального фильма, но об этой проблеме нужно хотя бы начать говорить. Кардинально изменить ситуацию в ближайшие годы явно не получиться. Духовная нищета из российского кино будет уходить по мере того, как будет перерождаться само российское общество.
Поэтому стоит посмотреть правде в глаза. Какие ценности сейчас господствуют в России? Какое информационно-культурное пространство окружает обывателя? Перечислим по пунктам:
1. Культ личного обогащения любой ценной (человек должен быть богатым и успешным, но при этом деньги не должны зарабатываться тяжелым трудом);
2. Культ безмерного потребления материальных ценностей (человек не должен ограничивать себя в материальных благах, в бедности и трудолюбии нет ничего благородного);
3. Гедонизм и культ жизни для себя любимого (главное - это получать максимум удовольствия, человек не несет ответственность за свои поступки перед окружающими, каждый сам за себя);
4. Культ секса (половые отношения полностью отделены от нравственности, человек не несет ответственности перед половыми партнерами, супружеская измена и содомия - норма).
5. Культ жизни одним днем (прошлого нет; оно бессмысленно и не влияет на жизнь человека; есть только настоящее, где человек должен достичь успеха любой ценой, в противном случае он превращается в неудачника).
Все те ценности, которые порицались в прежние исторические эпохи, стали в наше время обыденным явлением. Представление о норме перевернулось. В нашуэпоху порицается быть обычным человеком, жить типичными трудовыми и семейными буднями. Нужно обязательно чем-то выделяться и другого пути к успеху не существует. Для того, чтобы добиться чего-то в этой жизни, хороши любые средства.
Например, хочешь стать кинозвездой, но у тебя не получается поступить в театральное училище? Начни сниматься в порнофильме! Так свою карьеру начинали Сталлоне и Шварценеггер, а Мадонна в 20 лет фотографировалась обнаженной. Все знаменитости проходили через такой тернистый путь. Это нормально, такова жизнь, таков путь к настоящей славе.
Чем кормят россиян?
У современного российского общества сформировалось извращенное представление о норме и в этом, наверное, причина глубокого кризиса современного искусства. Кинематограф и СМИ в данном контексте - лакмусовая бумажка господствующих в нашей стране ценностей. Идти по головам, спать со всеми подряд, жить красиво и беззаботно - это те ценности, которые каждый день стучаться в сознание людей, подходящих кгазетным прилавкам или включающих телевизор.
«Чернухой» и «похабщиной» пропитано практически все информационное пространство. Вместо действительно важных и каких-либо позитивных светлых и добрых новостей, СМИ чаще всего кормят людей страхом войны, сообщениями о жизни звезд, рассказами об изнасилованиях, жестоких убийствах и безрассудных поступках. Общество приучают жить в постоянном стрессе, так как окружающий мир чрезвычайно враждебен: от людей не стоит ждать руки помощи; повсюду «подстава», подлость и предательство.
При этом чрезвычайно развит развлекательный сегмент. Множество ТВ-программ, сериалов и фильмов строятся на том, чтобы потешаться над человеческой глупостью и как можно громче истерить. С помощью таких нехитрых приемов недостатки героев якобы высмеиваются. В реальности получается совершенно противоположный эффект. Персонажи, которых мы видим на киноэкране, ни хорошие, ни плохие. Все они глупые и совершают бездумные поступки, лишенные всякого смысла. Зритель не видит ни одного антипода глупцам и бессознательно воспринимает такую ситуацию как норму поведения.
Столь примитивное изложение межличностных отношений воздействует на низменные инстинкты и импонирует массовому зрителю. Поэтому самый распространенный доход современных отечественных киноделов - это прокат «сиськопердильных» комедий про пьянки, подростковый секс и тусовки. Такие фильмы с удовольствием смотрит и стар и млад. Создатели этой «похабщины» утверждают, что снимают кино о жизни народа, о ситуациях, которые часто происходят в обыденной реальности.
В судьбе простых людей случается немало поворотов, которые могут стать сюжетами для фильмов наподобие «Москва слезам не верит». На создание по-настоящему глубоких фильмов требуется уйма усилий, профессионализм и без сомнения огромный талант. Но зачем тратить столько ресурсов, ведь за меньшие деньги можно стряпать фильмы, которые все равно окупятся.
Фундамент для возрождения
Медвежью услугу оказывают и прокатчики, которые ориентированы исключительно на получение прибыли. Добиться выхода картины, которая, на первый взгляд не сулит астрономических доходов, очень непросто. Режиссер сначала ломает голову, где найти денег, а потом (если нашел) ведет изнурительные переговоры с прокатчиками, доказывая, что его картина способна принести деньги.
С одной стороны, в отечественном кинематографе есть конкуренция, с другой - она бессмысленна, так как нет массового спроса на некоммерческое кино. Здесь за дело надо взяться государству, помогая режиссерам не только деньгами, но и в процессе продвижения фильма в прокат.
Ситуация в современном кинематографе отнюдь не беспросветная. В России есть плеяда малоизвестных, но талантливых режиссеров. При должной поддержке Минкульта и частных спонсоров они способны покорить отечественный кинематограф и задать адекватное направление развития киноискусства. В нашей стране созрели предпосылки для вымирания постмодернизма и уменьшения доли разврата на экране.
Уже сейчас можно говорить о том, что спрос на некоммерческое кино растет. Отчасти такая тенденция объясняется вошедшей в моду патриотической тематикой. У граждан есть потребность следовать примерам положительных героев, что свидетельствует о появлении социального фундамента для возрождения российского кино.
8. Ответ на 7., Анна де Бейль:
7. Ответ на 6., Lucia:
6. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?
5. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?
4. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?
3. ЗИФ
2. Ответ на 1., зиф:
1. Re: Когда в России появится достойный кинематограф?