Начнем с притчи о лисице. Бежала лисица по дороге и на обочине увидела ухоженный виноградник с крупными спелыми ягодами за забором. Она стала искать брешь в заборе, чтобы проникнуть в сад, и, наконец, с большим трудом отыскала узкую щель в досках, кое-как протиснулась в нее, и с жадностью набросилась на виноград. Наевшись вволю спелых ягод, лисица уже не смогла протиснуться назад в ту же щель и...стала поститься. Постится день, постится два, на третий день с трудом пролезла назад, села на дорогу и долго смотрела на виноградник. Потом, вздохнув, сказала: «Как ты прекрасен виноград, но что от тебя проку. Я пришла к тебе голодной и ухожу голодной».
Человек никак не может смириться с мыслью о том, что он ничего в этот мир не принес и ничего из этого мира не вынесет. Одни лишь добродетели или грехи последуют за нами. Но на земле нам всего недостает и все нам нужно, все, за что цепляется наш глаз и что именуется в Библии «похотью очес».
Вместо того, чтобы желать одного высшего блага, в котором все нравственно соединены и все солидарны между собой, мы желаем многих благ исключительно для себя, отделяемся от всех, ища во всем своего, и ни на чем остановиться не можем. Наша воля стремится к господству вместо единения, ум наш вместо разумения всеединого сущего предается произвольным рассуждениям о бесконечно многих предметах, а наша чувственная душа вместо оживотворения материи духовными силами стремится лишь к бессмысленному наслаждению материей. Для того чтобы разрушить такой порядок недуховной жизни, в Православной Церкви существуют посты.
Есть посты однодневные и многодневные. Однодневные посты - это среда и пятница; в среду Господь Иисус Христос был предан одним из Своих учеников, а в пятницу уже был распят. Для монахов добавляется пост в честь Небесных Сил бесплотных по понедельникам.
Также с однодневными постами соединены два праздника: Воздвижение Животворящего Креста (27 сентября н.с.) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября).
Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, состоящий как бы из двух постов: Святая Четыредесятница, установленная в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне, и пост Страстной седмицы, посвященной событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения.
Понедельник и вторник этой Седмицы посвящены воспоминаниям ветхозаветных прообразов и пророчеств о Крестной Жертве Христа; среда напоминает нам о предательстве, которое совершил ученик и апостол, отдав на смерть Своего Учителя за серебро; вчетверг было установлено Таинство Евхаристии; в пятницу произошла казнь Иисуса Христа на кресте; суббота - пребывание Тела Христа во гробе (в погребальной пещере, где, по обычаю иудеев, хоронили мертвых). Страстная седмица заключает в себе главные сотериологические догматы и являются вершиной христианских постов, подобно тому, как Пасха является прекраснейшим венцом всех праздников.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами
Может быть из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И качнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерчь над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь к подножью у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятий
Ты раскинешь по концам креста.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.
Так писал Борис Пастернак об этих страшных днях, которые разрешатся восхитительным и торжествующим событием вселенского масштаба, триумфом Победы над смертью: «Смерть, где жало твое? Ад, где твоя победа?»
Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей составляет всегда 49 дней.
Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Пятидесятницы и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической смерти учеников Христа.
Успенский пост продолжатся с 14 по 28 августа и установлен в честь Божией Матери, земная жизнь Которой была духовным мученичеством и сопереживанием страданиям Ее Сына.
Рождественский пост проходит с 28 ноября по 7 января. Это приготовление верующих к празднику Рождества, второго по значению после Пасхи. В символическом значении он указывает на состояние мира до пришествия в мир Спасителя.
Кроме того, особые посты могут быть назначены Церковью по случаю общественных бедствий (эпидемий, войн, наводнений и проч.) Ну и, безусловно, мы держим короткий пост перед Таинством Причастия, не вкушая скоромной пищи в пятницу и субботу.
Для многих людей сегодня церковная жизнь окутана туманом тайны и завесой непонимания. Церковная жизнь продолжает оставаться какой-то абстрактной экзотикой, к которой время от времени следует приобщаться. Например, раз в год, зайдя в храм, поставить свечку. Или посвятить на Пасху кулич. Или, куда уж тут денешься - отпеть родственника, раз того «требует обычай».
Однако только теперь общество постепенно стало осознавать, что без решения духовных проблем, без признания примата нравственных ценностей, без религиозного просвещения невозможно решение никаких других задач и проблем культурного, социального, политического и даже экономического характера. Ведь атеизм, отступая в перестроечный период, оставлял за собой, как на поле битвы, разрушения, распад культурных традиций, деформацию общественных отношений (и деформацию в мозгах тоже), но главное - плоский бездушный рационализм. Все, что говорилось с трибун партийных съездов, было пустым и до безобразия бессмысленным. Не зря тогда в народе ходила поговорка: «Брови черные густые, речи длинные пустые» (это о Брежневе).
И вдруг оказалось, что в человеке изначально заложено чувство вечности, т.е. религиозное чувство, как эмоциональное осознание своего бессмертия. Это было таинственное свидетельство души о реалиях духовного мира, которое является знанием неведомых сил человеческого сердца, ибо «душа наша по природе христианка» (Тертуллиан). Платон же называл познание сакральным «припоминанием», отблеском божественного гносиса.
Религиозное мышлениеэто интуитивное проникновение в духовные сферы. Религия - это не только встреча человека с Богом, но и встреча человека с самим собой. Это осознание цели и смысла жизни. Потому как Смысл - это одно из имен Бога. Нам же предлагали верить в бессмыслицу, в «лопух на могиле» (Достоевский Ф.М.)Безбожие является безумием, болезнью духа. Вне Бога нет и смысла. Поэтому-то и было написано: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13:1). Христос является совершенным осуществлением Божественного смысла. В нем поистине Бог все во всем (1Кор. 15:28). К подобному осуществлению смысла призваны и мы все. И только Он, Христос, делает для нас возможным осуществление подлинного смысла - наше обожение. «Без Него ничто не начало быть» (Ин. 1:3). Вне Его немыслимо бытие, возможно лишь призрачное преходящее прозябание. Только через Христа человек переходит от богомыслия, богословия (теологии) к богоощущению, затем к богодействию (теургии), и, наконец, к жизни по-Божьему. Лишь через Него человек переходит от богоборчества и богорабства к богосыновству. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня, - говорит Христос. - Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5).
Цель христианства - преодоление своей человеческой ограниченности через приобщение к абсолютному Божественному бытию. Атеистическое же учение -это религия кладбища и распада, религия удушающих миазмов пошлости и безнадежности. Спросили у коммуниста: «Скажите, какова цель вашей деятельности, если нет бессмертия? Ведь это значит, что вы трудитесь для кладбища». «О, нет. Мы трудимся для будущего поколения» - отвечает он. «Но ведь и будущее поколение умрет. И опять выходит, что трудитесь для кладбища. Оно-то и есть конец всех ваших трудов, жертв и страданий. Стоит ли жить для такой кладбищенской программы?» Неужели мы можем утешиться лишь тем, что послужим, по Достоевскому, «навозом для гармонии будущих поколений»? Да притом еще и сама гармония оказалась столь сомнительна...
Религия - это Богообщение, а п о с т - одно из средств, способствующих восстановлению гармонии между духом и телом, умом и чувством.
Сознательное самоограничение служит средством постижения духовной свободы. Еще философы говорили: «Человек должен есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (Сократ). Пост увеличивает духовный потенциал свободы, делает человека более независимым от всего внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия для духовного его роста.
Есть три вида поста: духовный, интеллектуальный и физический.
Под духовным постом понимается воздержание от самолюбивых и властолюбивых действий, отказ от власти и славы человеческой. Этот пост особенно необходим общественным деятелям. Его правило: не ищи власти и господства, а если призван к власти промыслительно, смотри на это лишь как на служение. Всякий раз, когда приходится без пользы для ближних заявлять о себе, показывать свое превосходство и силу - воздерживайся от этого: не давай пищи своему самолюбию.
Интеллектуальный пост строится на воздержании от односторонней деятельности ума, от бесплодной и бесконечной игры понятий и представлений, от нескончаемых вопросов, без толку и цели предлагаемых. Этот вид поста особенно необходим людям ученым, забывающим изречение Гераклита: «Многознание уму не научает». Правило интеллектуального поста одно: не ищи знаний без пользы для ближнего и для дела Божьего. Не ищи новизны и оригинальности в мыслях. Каждый раз, когда приходится высказать взгляд, не связанный с общим благом, следует воздерживаться от этого.Не придавай большого значения научным знаниям, поскольку наука имеет две неизбежные границы: предвзятое мнение ученых и неполнота научного материала. Следует подчинить умственную деятельность нравственным требованиям.
Пост чувственной души (или пост физический). Воздержание от чувственных наслаждений, неуправляемых сознанием ума и властью духа. Воздержание от кровавой пищи, от мяса теплокровных животных - вот главный смысл этого поста, поскольку истинная задача нашей чувственной души - возделывать сад земли, сообщать живым существам наибольшую интенсивность и полноту жизни. Мы не можем животворить мертвую материю, ибо это делает только Бог, но мы должны как можно меньше умерщвлять живую. Таким образом, обязанность физического поста направлена не только к ограничению чувственных наслаждений, но и к исправлению прямых отношений к внешней природе.
Христианский пост имеет несколько видов - в зависимости от степени строгости: (1) полное воздержание от пищи (по церковному Уставу такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в пятницу Страстной Седмицы и в первый день поста свв.Апостолов); (2) сыроядение - то есть пища, не приготовленная на огне; (3) сухоядение, т.е. пища, приготовленная без растительного масла; (4) строгий пост, при котором не вкушается рыба; (5) пост простой, когда в пищу употребляется рыба, растительное масло и все виды растительной пищи.
Пост облегчается для беременных женщин, рожениц, кормящих грудью матерей, для путешествующих, попавших в экстремальные условия людей, для детей и престарелых. Для страдающих желудочными заболеваниями в их диету могут быть включены некоторые виды скоромной пищи, но эту проблему предварительно следует обсудить со священником.
В большинстве протестантских деноминаций календарных постов не существует. В католичестве пост сведен к минимуму, например, яйца и молоко не считаются скоромной пищей. Кроме того, разрешается прием пищи за два часа до причащения.
Важнейшим постом ветхозаветной Церкви был день «Очищения» (в сентябре). Существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма. Своеобразным видом поста служили пищевые запреты, которые имели воспитательно-педагогический характер. Нечистые животные олицетворяли собой грехи и пороки, которых следовало избегать: заяц олицетворял собою боязливость, верблюд - злопамятство, медведь -ярость, лисица - лукавство и проч. Эти запреты, принятые в иудаизме, позже перешли в ислам, где нечистые животные воспринимаются как носители физической скверны.
Процитируем Священное Писание. «Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте. Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика; потому что, хотя они и жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свинья, потому что копыта уней раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их и не прикасайтесь к трупам их. Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя...Всякую птицу чистую ешьте. Но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла. И коршуна, и сокола, и кречета с породою их. И всякого ворона с породою его. И страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его. И филина, и ибиса, и лебедя. И пеликана, и сипа, и рыболова. И цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас; не ешьте их» (Втор.14:4-19).
По учению Церкви телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что рассеивает ум или разжигает чувственность. Принимая пост, следует простить всем обиды.Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона. Он может долго (иногда месяцами) оставаться без пищи, но при этом вырабатывать смертельный яд.Для поста важно уединение, молчание и размышление о своих грехах.
Но что же конкретно свидетельствует о постах само Священное Писание?
Прочтем из Исайи 58-й главы: «Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется как заря свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (ст.5-8).
1. Re: Значение поста в жизни верующего человека